Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Что ракетный инцидент в Польше говорит о России и о НАТО

Independent: США и Россия не захотели, чтобы конфликт вышел за территорию Украины

© AFP 2022 / SERGEI SUPINSKYПрезидент Украины Владимир Зеленский и Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг во время совместной пресс-конференции по итогам встречи в Киеве, 31 октября 2019 года
Президент Украины Владимир Зеленский и Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг во время совместной пресс-конференции по итогам встречи в Киеве, 31 октября 2019 года - ИноСМИ, 1920, 17.11.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
То, как был урегулирован инцидент с ракетным ударом по Польше, говорит об одном: США и Россия не хотят, чтобы конфликт выходил за пределы Украины, пишет The Independent. Но чем дольше длятся боевые действия, тем выше риск того, что в следующий раз все будет иначе.
Это инцидент (или несчастный случай, если хотите) буквально ждал своего часа. Ракета, убившая двух поляков на ферме близ украинской границы, могла спровоцировать третью мировую. Но здравомыслие все же победило — по крайней мере, пока. Кроме того, стоит заметить, что масштаб угрозы все же ведет к подобающей, сдержанной реакции — пусть и реже, чем хотелось бы.
Разумеется, такое множество национальных лидеров физически собрались в одном месте лишь по чистой случайности, но это позволило быстро созвать своего рода саммит по глобальной безопасности. Пожалуй, повезло и в том, что никто из них не стал кричать из-за кулисы, что "Россия понимает только силу".
У Владимира Зеленского была веская причина гневаться: инцидент случился на фоне шквала российских ударов, который вывел из строя почти половину электрических мощностей страны и, по-видимому, стал отрицательным ответом России на мирный план из десяти пунктов, представленный украинским президентом всего за несколько часов до этого. Нетрудно понять и его инстинктивную тягу обвинить Россию — как и слабо завуалированную надежду на то, что уж после такого инцидента НАТО точно станет полноценным участником конфликта, хотя бы формально.
Но было бы прискорбно, если бы проницательность и достоинство, доселе звучавшие в его речах, сменились бы безрассудством и поспешностью, более характерной для бывшего грузинского лидера Михаила Саакашвили. Нам остается лишь надеяться — и в это "мы", безусловно, входят сами украинцы — что выживания, независимости и будущего процветания Украины удастся добиться без всеевропейского или, тем более, глобального пожара.
Версий о том, что стоит за ударом по польскому сараю, прозвучало несколько. От самых враждебных (что Россия сознательно ударила по соседу Украины и члену НАТО, чтобы проверить реакцию альянса), до военной ошибки (что российская ракета по украинской цели немного отклонилась от курса) до основной на данный момент — что ракета была украинская и выпущена была для отражения российской, но сбилась с курса и, к величайшему несчастью, приземлилась в Польше.
Прозвучала и четвертая, вовсе конспирологическая: что это умышленная провокация Украины, чтобы НАТО задействовала Статью 5, по которой нападение на одного члена считается нападением на весь альянс.
Штаб-квартира НАТО в Брюсселе - ИноСМИ, 1920, 16.11.2022
Важнейший вопрос для НАТО: был ли ракетный удар по Польше умышленным?НАТО предстоит определить дальнейший план действий по поводу инцидента с ракетами в Польше, сообщает Bloomberg. Если их пуск был умышленным, альянсу придется задуматься о крайних мерах — например, о применении статьи устава НАТО о коллективной обороне.
Как бы то ни было, Джо Байден и остальные, включая Риши Сунака, который призвал не делать выводов до установления обстоятельств дела, отреагировали с похвальной быстротой и сдержанностью. Так, президент Польши Анджей Дуда сразу же заявил, что атака вряд ли была преднамеренной, а впоследствии признал, что "весьма вероятно" за нею стоят средства ПВО Украины.
Тот факт, что официальный представитель Кремля одобрил "сдержанную и профессиональную реакцию" США, не должен умалять этого. В этом даже можно усмотреть своего рода маленькую оливковую ветвь мира. Во вторник вечером Европа ложилась спать с ощущением, что опасная черта пройдена, а в среду утром проснулась уже с ощущением, что опасность миновала.
При этом ракетный удар по соседу Украины из НАТО, будь то преднамеренный или случайный, — именно тот сценарий, которого западные союзники Киева опасались с самого начала. Да, если разобраться, и сама Россия тоже.
Примечательно, что до подрыва Керченского моста, после которого Москва перешла к ударам по энергетической инфраструктуре Украины, Россия практически не обстреливала запад страны, хотя именно через него идет основная помощь Киеву.
Об опасениях Москвы можно судить по тому, с какой скоростью и в каких подробностях российское министерство обороны опубликовало собственную версию произошедшего, прокомментировав фотографии и тип задействованной ракеты ПВО. Россия даже указала место, куда ее ракеты прилетали ближе всего — в 35 км от границы Украины. Это многое говорит о возможных пределах погрешности.
То, что это первый инцидент такого рода почти за девять месяцев боевых действий — по крайней мере, первый, о котором было объявлено во всеуслышание — и то, как он был урегулирован — наводит на один вывод: США и Россия не хотят, чтобы конфликт выплескивался за пределы Украины.
Это не слишком утешительно ни для президента Зеленского, который добивается еще большей поддержки Запада, ни для тех украинцев, что считают себя спасителями европейской цивилизации от русских варваров. Но мы смотрим на конфликт иначе и — быть может, эгоистично — надеемся как-то его сдержать, поэтому для нас это все-таки утешение.
Однако, даже если этот инцидент замнут, нет никакой гарантии, что в будущем подобных ошибок удастся избежать. Ведь чем дольше длятся боевые действия, тем выше риск. И далеко не факт, что в следующий раз все поступят столь же благоразумно.
Хотя нет никаких сомнений, что исключительную ответственность за конфликт несет Россия с ее незаконным вторжением, риск, что от искры в этой части Европы вспыхнет война по всему континенту, невиданный за последние двадцать лет — если не с распада Советского Союза.
Немаловажный момент здесь — отказ США и НАТО от такой общеевропейской системы безопасности, которая учла бы интересы России. Но решающий фактор — это что альянс подступает все ближе к западным рубежам России. Для обеих сторон Украина — через которую 80 лет назад пролег путь нацистской Германии в СССР — это последний рубеж.
Верно, что суверенные государства вправе сами решать свою судьбу, и что Польша, Прибалтика и другие бывшие советские республики и страны Варшавского договора действовали рационально и в своих интересах, обратившись к НАТО за защитой знаменитой Статьи 5. Но последствия теперь перед нами.
Члены НАТО сейчас борются со слабой Россией за будущее Украины, пусть и на расстоянии и не от имени альянса. Но что, если бы США решили, что на этой неделе в Польше упала российская ракета? И что, если бы это оказалось правдой?
С 1999 по 2004 год в НАТО вливалось все больше стран у самых российских границ, и все чаще звучал гипотетический вопрос: готовы ли американцы воевать с Россией за одного из новых малых союзников, таких как Эстония?
Четкого ответа так и не прозвучало. Но чем дольше длится конфликт на Украине, тем выше шанс, что этот или аналогичный вопрос встанет снова. И ответ на него либо даст понять, что Статья 5 не стоит бумаги, на которой написана, либо поставит нас на грань новой мировой войны. На этой неделе эту угрозу удалось предотвратить — но надолго ли?