Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Кандидат на минималках: Украина проваливает собственные планы по выполнению критериев ЕС

ЕП: самой большой преградой для членства Украины в ЕС стали действия самого Киева

ЕС - ИноСМИ, 1920, 17.11.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Украина пытается приблизить начало переговоров о вступлении в Евросоюз, пишет "Европейська правда". Однако этим планам едва ли суждено сбыться по вине самого Киева.
Сергей Сидоренко
В течение последних месяцев Киев отчаянно боролся за то, чтобы приблизить начало формальных переговоров о вступлении в ЕС. Возмущение украинского правительства вызвано тем, что Еврокомиссия подвинула на год оценку прогресса Украины в выполнении так называемых "Семи шагов" – набора определенных Еврокомиссией критериев, без выполнения которых начало переговоров о вступлении невозможно.
Киев увидел в этом попытку затормозить свое продвижение к членству: начал переговоры с государствами-членами, чтобы обойти эту проблему и тому подобное... Хотя самой большой преградой для членства могут стать действия самого Киева.
Украинская власть летом, только получив статус кандидата, предприняла хороший темп в выполнении требований ЕС. Тогда же президент Владимир Зеленский публично обещал, что Украина выполнит "Семь шагов" до конца осени. Впоследствии "дедлайн" передвинули на конец 2022 года. Но реально ли это?
Консорциум украинских аналитических центров и аналитиков осуществил то, что Еврокомиссия пока делать не хочет: провел анализ выполнения "Семи шагов". То, что мы увидели, огорчает. Оказалось, что после быстрого старта летом, впоследствии, осенью, Украина затормозила выполнение "Семи шагов" и по истечению двух с половиной месяцев осталась почти на том же уровне: осторожный прогресс в выполнении одних критериев нивелируется регрессом относительно других.
И хотя не во всех случаях торможение происходит по вине властей, это – второстепенный вопрос. Действительно важно то, что теперь представляется практически невозможным завершить выполнение критериев в заявленные сроки.
И если Украина не изменит отношение к своим обязательствам как государства-кандидата, добиться ускорения процедуры вступления в Евросоюз станет намного сложнее. А кроме того, Киеву стоит задуматься над тем, что некоторые планы и обещания, о которых он информирует ЕС, являются нереалистичными. Это создает завышенные ожидания, которые Украина потом "срывает", создавая проблему там, где ее могло и не быть.

Шаг вперед, два шага на месте

В августе, накануне Дня независимости, эксперты впервые провели анализ того, как Украина выполняет критерии, что является обязательной предпосылкой начала переговоров о вступлении в ЕС.
Вывод тогда был довольно оптимистичным. Оказалось, что только за два месяца после того, как ЕС предоставил Украине статус кандидата и определил перечень критериев, Украина уже существенно продвинулась в их исполнении. Если бы сохранить и немного ускорить темпы, было бы возможно завершить основную работу до конца года и начать требовать от ЕС перейти к немедленным шагам с их стороны, то есть к началу переговоров о вступлении Украины в Евросоюз. Но более двух с половиной месяцев, прошедших с тех пор, стали периодом паузы.
Лишь по одному из семи критериев экспертная панель согласилась, что Украина показала ощутимый прогресс: речь идет о реформе конституционного суда. В августе эта сфера была абсолютным аутсайдером, сейчас начала двигаться, но основная работа впереди (эксперты оценили ситуацию на три из десяти баллов). Относительно других критериев просматриваются смешанные сигналы – наряду с небольшими положительными сдвигами есть и поводы для беспокойств.
Если говорить языком цифр, то за два с половиной месяца общий балл Украины вырос только с 4,4 до 4,7 (где ноль означает отсутствие исполнения, а десять – полное выполнение критериев, определенных Евросоюзом для Украины вместе со статусом кандидата).
Эта тенденция не радует. С таким "прогрессом" планы Банковой и правительства о скором вступлении в ЕС лишены смысла.
Сейчас Украина убеждает Евросоюз как можно раньше создать оценочную миссию. Но если бы та приехала в Киев прямо сейчас, то по всем блокам мы получили бы оценку о том, что мы еще не выполнили требования, которые мы получили вместе со статусом кандидата. Подобные критические отчеты ЕК не являются трагедией, они даже полезны для того, чтобы определить проблемы – но это точно не то, к чему стремился Киев, когда боролся за официальную оценку и утверждал, что завершит выполнение критериев уже осенью.
Но больше всего беспокоит то, что по отдельным позициям мы имеем обратное движение в отдельных составных критериях ЕК, а по одному из них ситуация по сравнению с летом ухудшилась.
Действительно ли все плохо? Короткий ответ: "еще нет, но надо действовать, и срочно".
На самом деле о роковых тенденциях в вопросе европейской интеграции речь не идет, а регресс реформ является лишь точечным, а не системным. Но он есть – и это недопустимо.
После небывалой мобилизации всех для получения статуса кандидата, которая давала свои плоды некоторое время и после исторического решения ЕС, эту тематику, похоже, перестали воспринимать как приоритетную.
Стоит отметить: по меркам Еврокомиссии скорость движения Украины к членству является "нормальной". Брюссель, в последней, Балканской волне расширения, привыкший к неспешной работе с государствами-кандидатами, может даже похвалить Украину за достигнутое. Но для Украины это категорически неприемлемо.
Во-первых, подобное торможение означает, что можно забыть о провозглашенных официальным Киевом намерениях выполнить семь критериев ЕС уже в этом году. Амбиции Киева от начала казались слишком смелыми, но теплилась надежда на то, что парламент, президент, правительство, другие государственные структуры мобилизуют усилия и сделают то, что кажется невероятным.
Во-вторых, это снизит уровень доверия европейских партнеров к заверениям о том, что она готова рекордными темпами внедрить законодательство ЕС в рамках переговоров о членстве. Критика этих обещаний звучала изначально, но Киев отвечал, что может сломать европейские традиции и реформироваться качественно и быстро.
Но теперь европейские коллеги смогут ответить: если вы не выполняете собственные обещания относительно темпов принятия реформ, предусмотренных в рамках "Семи шагов", то как можно говорить о скором внедрении тысяч законодательных актов Acquis communitaire в рамках переговоров о членстве?
Чем дольше Украина будет думать над, тем, как преодолеть этот кризис – вместо принятия необходимых законов, – тем меньше будет шансов, что ЕС в принципе будет готов говорить об ускоренной процедуре для Украины.
Однако не стоит забывать и о том, что в ряде сфер Евросоюз приложился к торможению, не спеша предоставлять необходимые выводы относительно законов, которые Киев планирует в этой сфере. Пример – требование ЕС относительно закона о медиа. Украина еще в августе приняла проект в первом чтении и передала на экспертизу в Брюссель, но ждать ответа пришлось больше двух месяцев.

Семь необходимых шагов для будущего Украины

Теперь – чуть подробнее о каждом из семи критериев и о "болевых точках", которые мешают власти предпринять шаги к началу переговоров о членстве с ЕС.
Медиасфера: шаг вперед и шаг назад
Оценка: шесть баллов, как и в августе
Критерий, что касается реформы аудиовизуального законодательства Украины, в перечне "Семи шагов" фигурирует под номером шесть, однако то, что произошло в этой сфере, является настолько показательным, что мы ставим его первым в обзоре.
Чтобы выполнить этот критерий, Украина должна была "принять закон о медиа, который согласует законодательство с директивой ЕС об аудиовизуальных медиауслугах". При этом в описании критерия подчеркивается: ЕС ждет, что Украина благодаря этому сможет "преодолеть влияние субъектов с корыстными интересами". Дело в том, что этот критерий появился в списке требований ЕС в ответ на ограничение трансляции оппозиционных телеканалов. В Брюсселе не стали прямо защищать их интересы, а вместо этого решили подтолкнуть реформу, которая реформирует сектор в целом.
Сперва замысел ЕС сработал. Тридцатого августа Верховная рада Украины приняла в первом чтении законопроект №2693-д, который получил политическую поддержку со стороны ЕС. В его доработке участвовали экспертные общественные и медийные организации, что выполняло еще одну составляющую этого критерия. Причем ЕС продвигал этот проект к принятию несколько лет подряд, но натыкался на сопротивление бизнес-лобби.
Казалось, имеем идеальную историю, когда движение Украины в ЕС позволило продвинуть устаревшую реформу, которая без того тормозилась. Однако для того чтобы передать документ на второе чтение, парламент должен был получить из Брюсселя "зеленый свет" относительно принятой реформы или рекомендации о том, что в ней изменить. Документ сразу передали на совместный анализ Еврокомиссии и Совета Европы... но ждать ответа пришлось вплоть до ноября. Только сейчас она поступила в парламент, разблокировав путь к возможному принятию закона.
В любом случае, даже первое чтение должно было поднять уровень выполнения высокого показателя до семи баллов. Но одновременно с попытками выполнить этот критерий власть сделала шаг в противоположном направлении. В начале ноября к национальному телевизионному марафону включили новосозданный канал "Мы Украина" с непрозрачным финансированием, при том, что существовали другие вещатели ("Эспрессо", "Пятый", "Прямой"), которые заявляли о желании присоединиться к марафону, но имели важный "изъян" – неподконтрольность власти. Это событие произошло за пределами Рады и законотворческого процесса, но стало для ЕС наглядной иллюстрацией, что с независимостью аудиовизуальной сферы ситуация на Украине неоднозначная. И когда государства – члены Евросоюза будут оценивать выполнение Украиной критериев, об этом досадном эпизоде обязательно вспомнят.
Поэтому и эксперты не могли оставить его без внимания. Как следствие, выполнение этого критерия остается на уровне шести баллов из десяти.
Конституционный суд: ограниченный позитив
Оценка: три балла (было ноль)
Это – едва ли не единственный из критериев ЕС, где Украина с августа показала положительную динамику. В августе эксперты оценивали уровень проведения реформы в ноль баллов, с тех пор произошло несколько важных сдвигов. Шестого сентября Верховная рада Украины приняла в первом чтении законопроект №7662 о реформе КС.
К проекту есть некоторые вопросы: например, в нем предусмотрено, что совещательная группа экспертов, которые будут выбирать судей, должна состоять из международных экспертов и представителей власти, а не представителей общественности (как это предусматривала рекомендация Венецианской комиссии).
Впрочем, важно понять, как Венецианская комиссия отнесется к проекту сейчас и не пересмотрит ли свою рекомендацию. Решение из Совета Европы по этому проекту пока ожидается.
Однако здесь произошло то же, что и в сфере медиа: сделав позитивный законодательный шаг, власть одновременно продемонстрировала готовность к нарушению принципов, на которых основан ее законопроект. Летом, уже после предоставления Украине статуса кандидата, парламент назначил судьей КС Ольгу Совгирю с нарушением требований конституции (без открытого конкурса) и закона "О Конституционном суде Украины" (судьями КС не могут быть назначены лица, которые на день назначения имеют представительский мандат). Как итог: прогресс в выполнении критерия по КС есть, но пока очень ограниченный.
Судебная реформа: изменения к худшему
Оценка: шесть баллов, в августе было семь баллов
В этой сфере Украина встретила решение Еврокомиссии с неплохими наработками. Законы о реформе Высшего совета правосудия (ВСП) и Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС) были приняты еще в 2021 году, и оставалось их только воплотить. А пятнадцатого августа парламент избрал двух членов ВСП из числа рекомендованных Этическим советом кандидатов, что обусловило высокую оценку прогресса Украины на первом исследовании.
Однако с тех пор ситуация изменилась к худшему. Девятнадцатого августа съезд ученых, нарушая процедуру, выбрал одного члена ВСП, к добропорядочности которого есть существенные вопросы у экспертов. Этический совет рекомендовал шестнадцать кандидатов на восемь вакансий по квоте съезда судей. Среди них только по четырем у общественности нет претензий по добропорядочности.
Письменные решения пока не обнародованы, онлайн-трансляции собеседований с недавних пор сделали закрытыми. Нет возможности убедиться, опровергли ли кандидаты сомнения относительно себя. Все это обуславливает снижение оценки. Между тем продолжается конкурс в ВККС, но анализ кандидатов конкурсной комиссией по объективным причинам состоится не ранее начала 2023 года.
Антикоррупция: движение не без нюансов
Оценка: шесть баллов, без изменений
За эти два с половиной месяца в этой сфере произошли как позитивные, так и негативные события, влияющие на шаги по борьбе с коррупцией, в том числе топ-коррупцией, которые ожидает от Украины ЕС.
После назначения в июле этого года руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры (по сути, исполнение первой части рекомендации ЕС) эксперты отметили существенный прогресс в усилении борьбы с коррупцией: улучшилось проведение эффективных расследований топ-коррупции (были объявлены подозрения ряду высокопоставленных должностных лиц, сохранено "дело Роттердам+" и так далее).
Однако остается необходимость избрания директора Национального антикоррупционного бюро (НАБУ). А здесь есть и тревожная новость: тридцатого сентября вступил в силу дискриминационный закон №8003, по которому в конкурсе на главу НАБУ не могут участвовать юристы, которые после двадцать четвертого февраля выезжали за границу на срок более двадцати одного дня.
Впрочем, в целом подготовка к конкурсу продолжается. В конкурсную комиссию НАБУ вошли сильные международные эксперты, учтен опыт с отбором руководителя САП, система голосования соответствует лучшим практикам.
Блэкаут в Киеве, Украина - ИноСМИ, 1920, 16.11.2022
Как закончить конфликт на Украине? Сесть за стол переговоров. Время пришлоВ Белом доме понимают, что украинский конфликт нужно решать дипломатическими методами, пишет обозреватель WP Катрина ванден Хювел. Однако Киев с этим не согласен, для него идеальным было бы втянуть США и НАТО в конфликт в качестве реально воюющих сторон.
Отмывание средств и оргпреступность: без изменений
Оценка: пять баллов, как и в августе
Главная новость по этому критерию – то, что правительство совместно с Европейской комиссией определили необходимые шаги для воплощения рекомендации в части требований FATF: как рассказывала "Европейская правда" для Украины не было очевидно, чего именно ждет Брюссель. В Киев передали объяснение, что ЕС ждет внесения изменений в законодательство по шести ключевым направлениям.
Часть из этих законов Украина уже приняла: например, в сентябре был принят закон №6320 о бенефициарах бизнеса; в сентябре ВРУ ратифицировала Дополнительный протокол к Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма.
Впрочем, не все решения парламента соответствуют рекомендации ЕК.
Так, в ноябре во время принятия во втором чтении законопроекта №8008 о предотвращении и противодействии отмыванию средств депутаты поддержали вредные поправки, которые ослабляют финансовый мониторинг публичных деятелей вопреки стандартам FATF и требованиям Директивы ЕС 2015/849.
Что касается правоохранительного сектора, офис генпрокурора разработал неплохую концепцию реформы уголовной юстиции 2022 – 2030. МВД и минрегион разрабатывают концепцию безопасной общины. В офисе президента рабочая группа работает над стратегией реформирования государственного управления на Украине. Впрочем, по мнению экспертов, власть не имеет политической воли, чтобы принять наработанные документы. Глобального стратегического видения развития системы также предложено не было.
Олигархи: плохо, как и раньше
Оценка: два балла, как и в августе
По этой рекомендации Украина должна запустить на практике так называемый "антиолигархический закон", обеспечив чтоб его нормы соответствовали рекомендациям Венецианской комиссии.
И хотя закон был принят еще в 2021 году и еще тогда Киев обратился к Венецианской комиссии, заключения этого органа нет. Рассмотрение законопроекта в Венецианской комиссии заморожено, в то время как украинские и международные эксперты отмечают, что существующее законодательство не является системным или полностью продуманным и иногда противоречит другим нормативным документам.
Несмотря на это, страна наблюдает за тем, что так и не проанализированный Венецианской комиссией "антиолигархический закон" вступил в силу и имеет реальное влияние. Из-за этого закона украинский бизнесмен Ринат Ахметов отказался от своего медиабизнеса, также формально вышел из права собственности в отношении своих медиаактивов. Оба могли подпадать под решение СНБО о присвоении статуса олигарха.
Закон о нацменьшинствах: документ, который не показывают
Оценка: пять баллов, как и в августе
В этой сфере, где власть предложила нестандартный законопроект "О национальных сообществах", по сути, за два с половиной месяца после предыдущей проверки ничего не изменилось. Этот документ, якобы доработанный с учетом предыдущих комментариев со стороны ЕС, хотели вынести на голосование в сентябре, однако на призыв экспертного сообщества решили дождаться заключения "европейских партнеров": глава Рады объявил о его передаче в Еврокомиссию и в Совет Европы, выводы которых по состоянию на конец октября не поступали.
Впрочем, в Венецианской комиссии, которая является ключевой институцией Совета Европы для этого законопроекта, его не получили, и не совсем понятно, чего ожидают парламент и разработчики проекта.
Предостережение профильных экспертов остаются неизменными: в законопроекте "О национальных сообществах" есть элементы сужения прав, неустановленная терминология, которая отсутствует в конституции и других законодательных актах ("национальные сообщества").
Необходимо дождаться комментариев также международных институтов, но пока власть даже не запускает этот процесс; а кроме того, не учитывает также критику украинских специалистов и не передает законопроект в ВР.
Если выполнение этой работы не ускорится, о быстром выполнении кандидатских "Семи шагов" не сможет идти речь даже в теории.