Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Спор ценой в 35 миллиардов евро: пойдет ли Польша на обострение конфликта с ЕС

ЕП: кризис в Польше и конфликт с ЕС — крайне опасный сценарий для Украины

© flickr.com / Terra LiberaВаршава, Польша
Варшава, Польша - ИноСМИ, 1920, 23.11.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Европейская комиссия выделила значительную сумму на восстановление экономики Польши от последствий пандемии, сообщает ЕП. Однако эти средства Варшава так и не получила, что привело к негативным последствиям, как для финансовой системы страны, так и для ее внутриполитической жизни. Политический фактор дополнительно усугубляет кризис, что в перспективе может стать проблемой и для Украины.
Станислав Желиховский

Недоступная помощь

Пандемия COVID-19, вспыхнувшая в 2020 году, стала одним из самых больших вызовов для Европейского союза. И чтобы возместить ущерб, нанесенный экономикам государств-членов, и сделать их более устойчивыми к возможным будущим кризисам и непредсказуемым обстоятельствам, был создан Фонд реконструкции ЕС (EU Next Generation).
Бюджет Фонда реконструкции составляет около семисот пятидесяти миллиардов евро. А средства доступны в форме безвозвратных грантов и займов под низкие проценты. Не стала исключением и Польша, правительство которой договорилось о безвозвратных средствах в размере 23,9 миллиардов евро, а также 11,5 миллиардов евро займов, взятых на льготных условиях.
Главным условием для получения средств от ЕС стала подготовка каждым государством-членом собственного национального плана реконструкции. В Польше за его подготовку отвечает министерство фондов развития и региональной политики.
В начале июня 2022 года Еврокомиссия утвердила план национальной реконструкции Польши. Для получения денег Варшава согласилась на реализацию условий Брюсселя, важнейшие из которых касались судоустройства и нормативно-правовых актов о дисциплинарной ответственности судей.
В частности, среди этих условий фигурируют новая независимая и беспристрастная дисциплинарная палата, разрешение направлять запросы судей в суд ЕС, возможность проверки независимости судей, процессуальные гарантии для судей, исправление ситуации относительно наказанных судей.
Все это – очень большие уступки со стороны польских властей.
Напомним, что польская судебная реформа, в частности дисциплинарная палата верховного суда с полномочиями увольнять судей и прокуроров, стала едва ли самым большим камнем преткновения для получения Польшей европейских средств. Летом 2021 года суд ЕС обязал немедленно приостановить применение положений относительно полномочий палаты по делам, в частности тех, что касались отказа от судебного иммунитета.
Фактически в Брюсселе обвинили орган в политизации, а, следовательно, признали не соответствующим стандартам ЕС. А уже в конце октября прошлого года из-за невыполнения требований суд ЕС обязал Польшу платить Еврокомиссии штраф в размере один миллион евро в день, вынуждая Варшаву, таким образом, пойти на уступки.

Готовность на 95%

Правящей польской партии "Право и справедливость" потребовалось несколько месяцев острых дебатов, чтобы, наконец, принять решение о внесении изменений в законодательство для ликвидации Дисциплинарной палаты.
Зато на ее месте было предусмотрено создание другого органа – палаты профессиональной ответственности. Но все ли так просто?
После принятия польским сеймом соответствующего закона, инициированного президентом Анджеем Дудой, представители правящего лагеря, ликвидировав токсическую Дисциплинарную палату, начали считать, что Варшава реализовала требования Брюсселя.
В ПиС отмечают, что пожелания ЕС были учтены если не на 100%, то по крайней мере на 95%. Впрочем, президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, хоть и сочла ликвидацию Дисциплинарной палаты важным шагом, была иного мнения. Она отметила, что "поправка к закону о Верховном суде не гарантирует судьям возможности поставить под сомнение статус иного судьи без риска привлечения к дисциплинарной ответственности", а также подчеркнула, что Польша должна полностью выполнить решение Суда ЕС, чего еще не произошло, упрекнув, что "польское правительство не хочет менять закон так, как это было записано в соглашении о восстановлении независимости судебной системы".
Начали распространяться мнения о смене "вывески", а не вера в искренность Варшавы относительно выполнения необходимых условий Евросоюза. "Меняется табличка, но на самом деле внутри Верховного суда мало что меняется", – поделился соображениями судья Бартоломей Пжимусинский, добавив, что "так много всего изменилось, что ничего не изменилось". По его оценке, есть сомнения, что это приведет к разблокированию средств. "Установленная в Польше система не обеспечивает необходимого уровня защиты денег от незаконного завладения или присвоения", – заявил бывший заместитель министра иностранных дел, профессор Артур Новак-Фар. Над Польшей начали сгущаться тучи неопределенности…

Выборы под угрозой

Похоже, что Еврокомиссия, из-за несоблюдения стандартов верховенства права, в ближайшее время будет воздерживаться от перечисления средств Польше. А это серьезный вызов для государства, когда рекордная инфляция, энергетический кризис и возможный кризис в экономике угрожают ее стабильному функционированию. Более того, как прогнозирует рейтинговое агентство Fitch, в третьем квартале следующего года Польше грозит техническая рецессия, которая в четвертом квартале может перерасти в полноценный экономический кризис.
Такой прогноз не на шутку беспокоит польский правящий лагерь, ведь начало кризиса по прогнозу совпадает с проведением очередных парламентских выборов, выиграть которые правящей партии будет как никогда не просто. А отказ ЕС в предоставлении средств из Фонда реконструкции дополнительно усложняет эту задачу для польских властей.
Учитывая это, премьер-министр Матеуш Моравецкий и его окружение хотят договориться с Еврокомиссией о средствах ЕС для Польши и о разблокировании национального плана реконструкции. Более того, растет круг политиков от "ПиС", которые, несмотря на нежелание, видят необходимость достижения взаимопонимания с ЕС даже ценой уступок в вопросе судебной системы.
Так, восьмого ноября на заседании Президиума Политического комитета "ПиС", возглавляемого премьер-министром Моравецким и лидером партии Ярославом Качинским, было принято решение пойти на компромисс с Брюсселем. Однако такая ситуация устраивает далеко не всех политиков правящей коалиции.
В частности, против уступок Евросоюзу выступают члены младшего партнера "ПиС" – евроскептическая партия "Солидарная Польша" и ее лидер, министр юстиции Збигнев Зебро. Кстати, именно он считается главным архитектором раскритикованной ЕС судебной реформы.
Блэкаут в Киеве, Украина - ИноСМИ, 1920, 23.11.2022
В Польше может быть создан склад американских запчастей для украинской энергетики
Именно по его инициативе в президентский законопроект о ликвидации Дисциплинарной палаты были внесены поправки, которые обеспокоили Еврокомиссию, сделав невозможным разблокирование средств.
Однако, похоже, что на этот раз у оппонентов уступок ЕС появился неожиданный союзник – президент Анджей Дуда.
Он не скрывает своего волнения по поводу позиции Урсулы фон дер Ляйен и резко критикует действия брюссельских чиновников из Еврокомиссии. И это добавляет оптимизма противникам уступок. "Президент бывает, как известно, шаткий. Но в этом вопросе он может не склониться к подписанию "акта о капитуляции", к которому хотят привести премьер и его люди. Надеемся, что острые оценки со стороны президента в адрес Европейской комиссии не выброшены на ветер", – такое мнение можно услышать от представителей "Солидарной Польши".
Премьер-министр Моравецкий и его окружение в свою очередь осознают, что бюджетная ситуация в Польше в год выборов и в последующие годы обещает быть катастрофической. И потому не теряет надежды на компромисс с Брюсселем.
Градус политического напряжения набирает обороты. И чем ближе дата парламентских выборов, тем большими могут быть риски погружения в серьезное противостояние между представителями польской власти. Политический кризис в Польше, а вместе с тем – конфликт между Варшавой и Брюсселем, является крайне опасным сценарием для Украины.
Хотя внешнему курсу Польши ничто не угрожает, кризис способен ослабить помощь Украине и снизить возможности Варшавы защищать интересы Киева на международной арене. Поэтому в наших интересах, чтобы Варшава и Брюссель, наконец, пришли к компромиссу и завершили конфронтацию.