Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Цены на российскую нефть ограничивают, но не могут определить уровень. Что происходит?

ЭП: решение о максимальной цене на российскую нефть изменит мировой рынок

© РИА Новости Виталий Тимкив / Перейти в фотобанкТранспортировка нефти в Новороссийске
Транспортировка нефти в Новороссийске - ИноСМИ, 1920, 05.12.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Попытки договориться о верхней планке потолка цен на российскую нефть пока не увенчались успехом, пишет "Экономическая правда". На Западе опасаются, что в мире может произойти перераспределение рынков. Черное золото с Ближнего Востока пойдет в Европу, а российское – в Азию. Кремль будет получать прибыль, а со временем даже будет продавать свою нефть без скидок.
Богдан Мирошниченко
Страны G7 вскоре договорятся о максимальной цене на нефть из России. Как это решение может повлиять на мировой рынок, может ли Кремль, например, переориентироваться на Азию.
Весь 2022 год западные лидеры готовили санкции против российской нефти, но пока сказать окончательное слово не решаются. Пятого декабря начнут действовать эмбарго и механизм ограничения цен, но страны G7 до сих пор не договорились, какую максимальную цену установить для российской нефти. Одна группа предлагает более высокую цену, чтобы она была удобной для России, а другая – выступает за максимально жесткие ограничения.
Единого решения нет, потому что никто не может предвидеть последствия. Россия примет новые правила или постарается их обойти? Как эмбарго повлияет на мировые цены и сможет ли Кремль переориентировать потоки в Индию и Китай?

Эмбарго начинает действовать

В марте Международное энергетическое агентство (МЭА) прогнозировало, что мир начнет отказываться от российской нефти и ее добыча в России упадет на четверть. Как показали девять месяцев конфликта, этого не произошло. За восемь месяцев РФ получила от продажи нефти чуть более ста пятидесяти двух миллиарда долларов.
Пока в Кремле считали сверхприбыли, западные страны готовились к введению эмбарго на российские нефть и нефтепродукты. Ограничения начнут действовать с 5 декабря 2022 года и 5 февраля 2023 года соответственно.
После этого ЕС, Великобритания и США остановят морские поставки российского топлива, сократив, таким образом, сорок процентов нефтяного экспорта РФ. У Кремля останутся три крупных покупателя сырой нефти: Индия, Китай и Турция.
Чтобы их сохранить, Москве приходится делать значительные скидки. Если раньше российская нефть марки Urals относительно эталонной Brent продавалась с минимальным дисконтом, то после двадцать четвертого февраля "скидка" составляла двадцать – тридцать процентов. По расчетам Киевской школы экономики (KSE), из-за этого россияне недополучили пятьдесят миллиардов долларов.
С нефтепродуктами ситуация еще сложнее. Если ЕС откажется от российских дизеля и мазута, компаниям из РФ придется направить топливо в Азию и конкурировать там с китайскими и индийскими нефтеперерабатывающими заводами.
При этом у России останутся поставки нефти в Евросоюз по трубопроводу "Дружба", который пока не попал под санкции. По данным Reuters, Польша и Германия уже работают над тем, чтобы прекратить поставки, по крайней мере, северной его частью, которая проходит, в частности, по территории Белоруссии.
По расчетам KSE, продажа нефти и газа формирует сорок пять процентов бюджета РФ, поэтому сокращение экспорта энергоносителей сильно бьет по государству. Однако благодаря высоким мировым ценам на нефть марки Urals торговля происходит дороже себестоимости – около шестидесяти пяти долларов за баррель.
В западных странах опасаются, что в мире может произойти перераспределение рынков. Нефть с Ближнего Востока пойдет в Европу, а российская – в Азию. Кремль будет получать прибыли, а со временем даже будет продавать свою нефть без скидок.
Чтобы не допустить такого сценария, страны G7 изначально хотели запретить страхование судов с российской нефтью. Это сделало бы невозможной ее продажу в мире. Однако из-за энергетического кризиса эту идею заменили на более компромиссную.
Западные лидеры решили ограничить цену на российскую нефть. Цель – сохранить поставки российской нефти, но с получением минимальной выгоды для Москвы.

Как будет работать ограничение цен

Подавляющее большинство нефти поставляется морем. Чтобы перевезти сырье из пункта А в пункт Б, нужно нанять танкер, застраховать его, получить финансирование и заказать ряд услуг для обслуживания рейса.
Собственных танкеров России не хватит, а услуги по морскому страхованию, навигации и доступу к дешевому финансированию предоставляют западные фирмы.
Справка. В морских перевозках есть три ключевых вида страхования: ответственности перед другими лицами (аналог ОСАГО), страхование груза от повреждения, страхование судна (аналог КАСКО).
Перевозить грузы на незастрахованном судне невозможно. Недавно это подтвердила Турция, которая с первого декабря для прохода каждого судна через пролив Босфор потребует от страховых компаний письменное подтверждение.
Пользуясь весом своих страховых компаний, страны G7 разработали механизм, который позволит отрезать от морских услуг суда, перевозящие российскую нефть по цене выше установленной. Уже известно, как это будут контролироваться.
Трейдеры, брокеры и конечные покупатели будут предоставлять контролерам счета-фактуры, договоры и квитанции, которые свидетельствуют, что сделки купли-продажи российской нефти заключены по цене, не превышающей установленный порог.
Страховые компании будут получать расписки от своих клиентов, что они обязуются покупать российскую нефть по разрешенной цене. Система будет работать так, что добросовестные фирмы не попадут под преследование.
Механизм предусматривает временные исключения. Во-первых, до сентября 2023 года санкции не будут касаться нефти, которую добывают в рамках российско-японского проекта "Сахалин-2". Во-вторых, компании смогут продавать российскую нефть по рыночным ценам, если танкер успели загрузить до пятого декабря.

Вопрос цены

Главный вопрос – какую цену установят для продажи российской нефти. Это слабое место механизма, ведь страны должны принять коллегиальное решение.
Разработчики механизма предполагали, что цену установят чуть выше себестоимости добычи российских компаний, чтобы у них был стимул играть по новым правилам. По данным S&P Global, средняя оценка себестоимости добычи нефти в РФ со всеми налогами составляет примерно сорок долларов за баррель.
К ноябрю появился консенсус, что цену установят на уровне сорока – шестидесяти долларов за бочку, но когда Россия заявила о нежелании придерживаться этого механизма, между членами коалиции начались споры. Так, Еврокомиссия предлагает шестьдесят-семьдесят долларов.
Это может удовлетворить Россию, ведь от такого решения она ничего не потеряет – ее нефть уже продается по этим расценкам.
Но это устраивает не всех. По данным Financial Times, есть коалиция стран во главе с Польшей, блокирующих эту инициативу, потому что считают ее неприемлемо щедрой для России. Украина требует установить цену на уровне тридцать-сорок долларов за баррель.
Проблема в том, что поведение России непредсказуемо. Если планка будет слишком низкой, Москва будет пытаться обойти санкции, и тогда часть поставок выпадет. Это может грозить ростом мировых цен зимой.
Сможет ли Россия обойти новые санкции – большая загадка. Страхование судам с российской нефтью могут предоставлять компании из "нейтральных" азиатских стран. В 2012 году так сделала Япония, когда покупала санкционное иранское сырье.
Другие возможные лазейки для обхода санкций существуют лишь на уровне догадок. Однако сложность нового механизма и вероятность репутационных потерь, если он не заработает, дает повод западным странам сомневаться относительно уровня окончательной цены.
Премьер-министр Эстонии Кая Каллас - ИноСМИ, 1920, 05.12.2022
Кая Каллас призвала людей экономить электричество. Иначе возможны краткосрочные отключенияПеред Эстонией возникла дилемма: либо вводить ограничение потребления электричества, либо потребители столкнуться с массовыми отключениями, заявила премьер Кая Каллас. По мнению читателей, ситуация будет только ухудшаться, рассчитывать придется на самих себя.

Будет ли дефицит

Сколько потеряет мировой рынок нефти после введения эмбарго и ограничения цен, спрогнозировать непросто. Это будет зависеть от соблюдения Россией новых правил и успешности переориентирования на азиатских импортеров.
По разным оценкам, добыча в России может упасть на один-полтора миллиона баррелей в сутки, что составляет полтора процента мирового спроса. В обычных условиях рынок отреагировал бы резким ростом цен. Однако спрос на "черное золото" падает вместе с мировой экономикой, поэтому сейчас цены на сырье рекордно низкие с двадцать четвертого февраля.
В Китае, который является ключевым мировым импортером нефти, в конце ноября внезапно началась вспышка COVID-19. Власти страны до сих пор придерживается политики "нулевой толерантности" к пандемии, поэтому города закрываются на локдауны. Движение автомобилей и производство останавливаются в ряде провинций.
По данным компании Kpler, спрос на нефть в Китае в четвертом квартале может составить чуть более пятнадцати миллионов баррелей в сутки, что на семьсот тысяч баррелей меньше, чем в 2021 году.
Глобальная экономика тормозит и снижает спрос на топливо во всем мире. Еще год назад прогноз роста мирового ВВП на 2022 год от МВФ составил 4,9%, а сейчас – 3,2%. Однако дальнейшее падение цен вряд ли возможно.
Члены картеля ОПЕК+, контролирующие львиную долю мирового рынка, сокращают добычу и удерживают цены на высоком уровне. После недавнего падения Brent до восьмидесяти долларов за баррель лидеры объединения планируют новое сокращение.
Желание удерживать стоимость нефти на уровне девяноста долларов за бочку – принципиальный вопрос для арабских стран. Это связано с рядом политических и климатических противоречий между западным миром и крупными нефтедобывающими странами.
Пока что влияние ОПЕК+ на мировые нефтяные цены остается сильным, а убедить арабские страны задействовать свободные мощности для добычи не смог никто. Поскольку карантин в Китае тоже рано или поздно закончится, инвестиционные банки не спешат делать прогнозы по существенному снижению цен на 2023 год.
JPMorgan говорит о девяноста долларов за баррель, Morgan Stenley и Goldman Sachs – о ста десяти долларах. Это означает, что период высоких цен на энергоносители до сих пор продолжается. Следовательно, введение санкций против России в любом случае будет иметь смысл. Осталось только найти консенсус относительно цены.