Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Будучи близким соседом и партнером с "медведем" и "драконом", Монголия стремится к более тесным связям с Австралией

SMH: Монголия наладит отношения с Австралией из-за опасений по поводу России и Китая

© AP Photo / Andy WongФлаг Монголии перед зданием парламента на площади Сухэ-Батора в Улан-Баторе
Флаг Монголии перед зданием парламента на площади Сухэ-Батора в Улан-Баторе - ИноСМИ, 1920, 06.12.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Монголия, "зажатая" между Россией и Китаем, стремится углубить отношения с другими государствами, пишет SMH. Руководство страны планирует наладить связи с Австралией, с которой она "разделяет общие ценности, такие как демократия и права человека".
Сингапур — Заместитель премьер-министра Монголии призвал к налаживанию более тесных связей между Канберрой и Улан-Батором, поскольку эта центральноазиатская страна оказалась "зажатой" между геополитическими амбициями России на монгольском севере и Китая — на юге.
Заявив, что Монголия разделяет "с Австралией общие ценности, такие как демократия и права человека", Амарсайхан Сайнбуян сказал, что бывшее государство-сателлит Советского Союза "не намерено поддерживать силовые действия Китая, России или любой другой страны мира".
Монголия занимает в основном нейтральную позицию в отношении специальной военной операции России на Украине и угроз Китая в адрес его демократического соседа Тайваня из-за своей экономической зависимости от этих двух держав. Но на фоне усиления напряженности она начала расширять отношения с третьими странами и проводить более независимую внешнюю политику.
"То, что Монголия расположена непосредственно между двумя крупными соседними державами, напрямую влияет на экономику страны — будь то со стороны Китая или России. Это один из основных предметов нашей озабоченности, — заявил Сайнбуян в интервью изданиям Sydney Morning Herald и The Age. — Нестабильность в регионе затронет все страны, особенно Монголию. Поэтому мы считаем, что эта проблема должна быть решена мирным путем. Если вооруженный конфликт продолжится или сохранится серьезная эскалация, нам всем будет труднее".
Сайнбуян подтвердил поддержку Улан-Батором политики одного Китая, но критически высказался в отношении действий Пекина во Внутренней Монголии — северной китайской провинции, примыкающей к южной границе Монголии. В 2020 году китайские власти ввели ограничения на изучение в школах монгольского языка, а активисты предупредили, что после подавления Пекином Синьцзяна культурные репрессии в регионе ужесточаются. В опубликованном в пятницу совместном заявлении США и Европейского союза Китай был подвергнут критике за "нарушения прав человека" в регионе.
"Мы уважаем и ценим право человека на свободу слова и обучения, особенно когда это связано с родным языком и культурой, — заявил Сайнбуян. — Культуру необходимо уважать и относиться к ней беспристрастно. У нас в Монголии есть такие этнические группы, как казахи. Мы не ограничиваем их свободу изучать родной язык. Это международный вопрос прав человека, и их следует поддерживать и защищать".
На прошлой неделе президент Монголии Ухнаагийн Хурэлсух посетил Пекин и встретился со своим китайским коллегой Си Цзиньпином. Си призвал его следовать курсом "комплексного развития". Хурэлсух назвал их дружбу "нерушимой".
"Мы являемся свидетелями стремительного развития торговых и политических отношений между двумя странами", — сказал в интервью китайскому международному новостному каналу CGTN в Пекине Тэн Цзяньгун из Китайского института международных исследований.
Однако Сайнбуян выразил обеспокоенность по поводу "ударов" Китая по Австралии в сфере торговли. После споров Канберры с Пекином по вопросам национальной безопасности, прав человека и распространения COVID-19 в отношении нескольких австралийских промышленных отраслей были введены экспортные санкции, общий ущерб от которых составил 20 миллиардов долларов.
"Международная торговля должна основываться на базовых принципах, международных правилах и международном праве. Она должна быть справедливой и конкурентной. У всех нас — будь то Китай, Монголия или Австралия — есть свои интересы в экономическом, национальном и международном сотрудничестве. Поэтому все должно быть основано на базовых международных правилах и принципах".
Когда в сентябре Сайнбуян посетил Канберру, главным предметом обсуждения между ним, министром иностранных дел Пенни Вонг (Penny Wong) и заместителем премьер-министра Ричардом Марлесом (Richard Marles) были санкции.
До 2020 года, когда Пекин ввел ограничения, Австралия была крупнейшим поставщиком энергетического угля в Китай и крупным игроком на китайском рынке коксующегося угля. В марте 2021 года экспорт монгольского коксующегося угля вырос более чем на 4270% по сравнению с предыдущим годом, так как он вытеснил австралийский экспортный рынок угля стоимостью 10,4 миллиарда долларов.
С тех пор Монголия по-прежнему является основным поставщиком Китая, но ситуация может измениться, поскольку в отношениях между Пекином и Канберрой наблюдаются признаки потепления.
По словам Сайнбуяна, Монголия не считает Австралию конкурентом. "Мы воспринимаем ее иначе, — сказал он. — Наоборот, мы пытаемся улучшить инфраструктуру, сделать ее экологически безопасной и экономически конкурентоспособной. Одновременно мы работаем над тем, чтобы максимально увеличить объем экспорта".
26% экономики Монголии приходится на долю горнодобывающей промышленности, что наносит ущерб окружающей среде страны. К тому же по этой причине она в значительной степени зависит от ископаемого топлива на фоне того, как из-за необходимости добиваться целевых показателей в области изменения климата развивающиеся страны испытывают давление и вынуждены диверсифицировать свои ресурсные базы. В ноябре на климатическом саммите COP27 в Шарм-эш-Шейхе министр по вопросам изменения климата и энергетики Австралии Крис Боуэн (Chris Bowen) возглавил переговоры о выплатах развивающимся странам из бюджетов богатых экономик — после того, как целевой показатель финансирования в размере 148 миллиардов долларов в 2020 году так и не был достигнут. Это усилило напряженность во время дискуссий участников встречи.
Памятник Чингисхану, Улан-Батор - ИноСМИ, 1920, 05.12.2022
Посольство России в Монголии: россиянам не угрожают последствия протестов в Улан-Баторе
"Развитые страны и без того уже использовали уголь, насколько это возможно. При этом они стремительно переходят на энергию ветра и другие источники, — сказал Сайнбуян. — Но это не значит, что Монголия сможет без их поддержки поспевать за ними. В нашей стране суровый климат, зимой температура достигает –40 градусов. Представьте, если бы у нас была только солнечная энергия. Это нелегко. На это необходимо время, и для этого требуются инвестиции, международная политика и финансовая поддержка".
В феврале правительство Монголии подписало соглашение о строительстве газопровода "Союз–Восток", по которому через монгольскую территорию будет поступать природный газ из России в Китай. По словам Сайнбуяна, это поможет его стране ослабить зависимость от угля, но критики утверждают, что из-за этого она станет более зависимой от российских энергоносителей. Однако при этом она сможет найти крупнейшие в мире альтернативные рынки, поскольку Европа отказывается от российского газа из-за вооруженного конфликта на Украине.
"Учитывая, что единственными соседями Монголии являются Китай и Россия, она находится в особенно опасной ситуации, которую иногда называют необходимостью быть близким партнером „медведя‟ и „дракона”, — пишет доцент Университета Британской Колумбии Джулиан Диркс (Julian Dierkes) в аналитической статье, опубликованной в журнале Foreign Policy.
Как бы ни старалась Монголия на протяжении последних трех десятилетий проложить свой собственный курс, по мере углубления партнерства Китая и России „кольцо сжимается‟".
Сайнбуян поддержал строительство газопровода.
"Это касается не только отношений между Монголией и Россией, торговых или экономических вопросов, — сказал он. — Мы считаем, что этот региональный инфраструктурный и энергетический мегапроект будет полезным не только для России и Монголии, но и для всего региона, который должен извлечь из него выгоду".
Сайнбуян сказал, что работа над чертежами и техническими данными газопровода уже завершена, и теперь проект выставлен на государственный тендер. По его словам, строительство газопровода, по которому в Китай будет ежегодно прокачиваться 50 миллиардов кубометров газа, предположительно начнется к весне.