Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Может ли Организация Объединенных наций существовать без России

Политика: идея исключить Россию из ООН нереализуема

© Пресс-служба МИД РФ / Перейти в фотобанкЭмблема Организации Объединённых Наций (ООН)
Эмблема Организации Объединённых Наций (ООН)
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В условиях, когда политическими и военными средствами победить Россию невозможно, в некоторых кругах на Западе родилась идея исключить крупнейшую страну мира из ООН, пишет "Политика". Автор статьи объясняет, почему изолировать Москву не получится.
Возможное исключение России из Совета безопасности и ООН вообще стало бы беспрецедентным решением. В современных обстоятельствах, когда по-прежнему всего пять стран обладают правом вето, это еще и практически немыслимо.
Во всеобщем хаосе украинского вооруженного конфликта естественным образом размножились идеи и предложения о том, как лучше выйти из щекотливой ситуации, какую сторону поддержать, кого осудить… К сожалению, выяснилось, что мы еще далеки от того, чтобы забыть об идеологических и национальных различиях, которые так влияли на нас во времена "холодной войны". Хватило небольшой искры, чтобы страсти разгорелись с новой силой, и чтобы Восток (на этот раз в лице одной только России как наследницы Советского Союза) и Запад (под предводительством США и Великобритании) снова принялись за возведение барьеров между собой.
Что отличает современность от тех времен, когда еще существовал Советский Союз, так это то, что сегодняшняя Россия по всем параметрам является современным государством, которое ни в чем не отстает от оппонентов ни в экономическом, ни в идеологическом, ни в военном отношении. Более того, российское влияние в мире значительно выросло за последние два десятилетия, что, вероятно, лучше всего подтверждают позиции стран-членов ООН, которые по-разному смотрят на режим в Москве.

Вы с нами или нет

Однако отношения между государствами, особенно крупными, все еще не основываются на взаимных уступках. Поэтому Запад и воспользовался вооруженным конфликтом как удобным случаем, чтобы обрушить резкую критику на своего восточного конкурента. События на фронте с частой сменой тактики участвующих войск в определенном смысле способствовали общему росту напряженности.
В таких обстоятельствах ООН активно ищет приемлемые для всех формулы для прекращения вражды. Недавно была принята резолюция, обязывающая Российскую Федерацию возместить Украине ущерб, нанесенный боевыми действиями, и это только один из примеров, чем приходится заниматься дипломатам из разных стран. Если вкратце, то из 193 членов высочайшего мирового форума, 94 проголосовали за означенную резолюцию, 14 были против, а 73 воздержались.
Хотя большинство проголосовали "за", эффект от упомянутого решения будет невелик. Просто резолюция обязательна только для тех, кто ее поддержал, а не для тех, кто проголосовал "против". Единодушие всех членов Совета безопасности в этом вопросе тоже вряд ли что-то даст. Россия уже ясно дала понять, как относится к идее потратить ее средства на восстановление тех регионов Украины, которые ей не подконтрольны. И она не изменит позиции, по крайней мере если не выйдет из вооруженного конфликта проигравшим.
В условиях, когда политическими и военными средствами победить Россию невозможно, в некоторых кругах на Западе родилась идея о том, чтобы просто исключить крупнейшую страну мира из международного сообщества, а точнее из ООН. Как объясняет наш авторитетный дипломат Сречко Джукич, повод найден в том факте, что эта страна, будучи наследницей Советского Союза, так никогда и не представила в Генеральную ассамблею запрос на членство в этой международной организации, хотя другие государства, которые тоже появились после распада Советского Союза, сделали это в обязательном порядке.
Заседание Генассамблеи ООН - ИноСМИ, 1920, 12.01.2023
Официальный представитель генсека ООН Дюжаррик: Антониу Гутерреш готов быть посредником по Украине при обращении сторон
Конечно, наиболее понятен для нас пример республик бывшей Югославии, включая Сербию, которая в лице более поздней Союзной Республики Югославии претендовала на место государства-преемника в ООН. В итоге всем желающим пришлось составить новые заявки. Так же были вынуждены поступить Чехия и Словакия, прибалтийские и другие бывшие советские республики, кроме Украины и Белоруссии, которые, еще будучи в составе Советского Союза, стали членами этой организации.
Я напомню, что Союз Советских Социалистических Республик распался в 1991 году. 11 из 12 членов Содружества Независимых Государств подписали 21 декабря 1991 года декларацию, в которой выразили согласие с тем, чтобы Российская Федерация стала членом ООН вместо СССР, а также заняла его место в Совете безопасности. За день до отставки последнего советского президента Михаила Горбачева постпред в ООН Юлий Михайлович Воронцов передал Генеральному секретарю ООН Пересу де Куэльяр письмо от президента России Бориса Ельцина. В нем говорится, что членство Советского Союза в Организации Объединенных наций, Совете безопасности и всех других органах и организациях систем ООН переходит к Российской Федерации с согласия членов СНГ. Так же Россия брала на себя всю ответственность за все права и обязательства Советского Союза в соответствии с уставом ООН, включая финансовые обязательства.
Как говорит господин Джукич, Россия осталась важным игроком в Совете безопасности благодаря тому, что отношения между Вашингтоном и Москвой в то время были вполне дружественными, и никто не ставил под сомнение эти изменения.
Напомню, что ООН была основана на руинах Второй мировой войны. События показали, что прежняя Лига наций, созданная в 1919 году после Парижской конференции, оказалась слишком слабой платформой, чтобы решать мировые проблемы в послевоенный период. Особенно учитывая, что США, хотя и были одним из инициаторов создания этой платформы, ввиду внутренних причин так никогда и не стали ее полноправным членом. На той же основе во время основания новой международной организации (в 1945 году) появился Совет безопасности как орган ООН, который отвечает за решение наиболее острых международных вопросов. Право вето в Совете безопасности получили страны-победительницы: СССР, США, Китай, Великобритания и Франция.
За десятилетия ООН пережила множество реформ, призванных сделать ее работу более эффективной и соответствующей времени. Единственная платформа, которая существенно не изменилась, — это Совет безопасности. То есть пять его постоянных членов сохранили возможность при любом обсуждении и в соответствии со своими потребностями блокировать некоторые, для них неприемлемые, решения. Именно из-за этого многие резолюции ООН, сколько бы стран за них не проголосовали, так никогда и не были реализованы. Один из последних примеров — вето Москвы на резолюции, которая осуждает референдум о присоединении четырех украинских республик к Российской Федерации.
Как говорят хроникеры, ООН дважды прибегла к импровизированной процедуре, чтобы модифицировать и предотвратить участие некоторых стран в принятии определенных решений. В 1971 году Генеральная ассамблея, проголосовав, дала возможность Китаю Мао Цзэдуна занять место в Совете безопасности, который тогда удерживало правительство Чан Кай Ши, бежавшего на Тайвань. Через три года Генеральная ассамблея объявила, что правительство Южной Африки более не имеет права обращаться к этой организации и голосовать в ней. С этим решением согласились все члены Совета безопасности.
Города мира. Гаага - ИноСМИ, 1920, 30.12.2022
Зампостпреда России при ООН Полянский: легитимного способа исключения России из ООН не нет
Возможное исключение России из Совета безопасности и ООН вообще стало бы беспрецедентным решением. В современных обстоятельствах, когда по-прежнему всего пять стран обладают правом вето, это еще и практически немыслимо. Тем не менее изменения в самом главном органе неизбежны, если есть хотя бы минимальное желание сохранить ООН в качестве платформы, где на самом деле что-то решается, и чьи решения обладают реальным весом. Да и изменения в соотношении сил, произошедшие за последние почти 80 лет, на самом деле того требуют.
Без России, как и без некоторых других больших и густонаселенных государств, ООН вряд ли можно будет назвать "мировой". Не только потому что Россия — самая большая страна в мире, но и потому, что у других, особенно у тех, кто не обладает правом вето, это вызвало бы оправданные подозрения в том, что и их может постигнуть такая же судьба.
Кроме того, в новых обстоятельствах раскол между Китаем и США, Францией и Великобританией только дополнительно углубился бы, поскольку у них совершенно разные взгляды на мир как в социальной, так и в религиозной, цивилизационной сфере… Также понятно, что необходимо включить в работу Совета безопасности такие страны, как Индия, Пакистан, Бразилия, Турция… Конечно, если мы действительно хотим, чтобы Организация Объединенных наций функционировала на настоящая всемирная семья.

Комментарии читателей:

Mališa
Тогда и начнется настоящее веселье.
Siniša Grubor
Может, но тогда это уже будет не ООН.
Земунац
Значит, все конвенции и остальные правовые нормы не могут применяться к стране, которая не является членом ООН, и точно так же она не обязана их соблюдать. Нечто подобное происходило и с Лигой наций, которую создали для сохранения мира после Первой мировой войны, а потом началась Вторая мировая война еще хуже и кровавее предыдущей.
Dragan Pik-lon
Исключить Россию из ООН невозможно без согласия Китая. А он никогда этого не позволит, так как следующим на очереди будет он сам.