Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Раскол среди ученых: как конфликт на Украине мешает физике

The Guardian: в ЕС до сих пор отказываются публиковать статьи российских ученых

© AP Photo / Fabrice Coffrini, PoolЗапуск адронного коллайдера: пучки протонов впервые проходят весь его периметр, 10 сентября 2015 года
Запуск адронного коллайдера: пучки протонов впервые проходят весь его периметр, 10 сентября 2015 года - ИноСМИ, 1920, 23.01.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Европе бойкотируют российских ученых, не указывая их авторство в научных статьях и не допуская к международным исследованиям, пишет The Guardian. Некоторые научные сотрудники уже поспешили публично отречься от России. Но для ЕС это не имеет никакого значения.
В Европе не могут договориться, как подписывать авторство ученых из России. Это привело к тупиковой ситуации в CERN.
До спецоперации ученые, изучающие столкновения протонов и проводящие четыре важных эксперимента на Большом адронном коллайдере (БАК) в Швейцарии, каждый год публиковали множество научных статей. Но в марте 2022 года количество новых работ российских ученых сокртилось до нуля. В Европе не пришли к единому мнению, как вносить в список российских и белорусских научных сотрудников и институты, если вообще вносить.
Пришли к временному компромиссу, который действует до сих пор, — вовсе не публиковать.
Публикации — это "твердая валюта" научных исследований. Они используются для обмена информацией и доказывают вклад ученых и спонсорских организаций. В четырех крупнейших экспериментах БАК участвуют тысячи научных сотрудников и инженеров, в статьях обычно указываются все участники проекта.
По словам наших источников в CERN, после начала спецоперации на Украине некоторые участники проекта выступили против соавторства с российскими институтами и даже с отдельными лицами, работающими на них (составляющими около 7% от всех ученых). Федор Ратников, российский физик, объясняет: ни одно решение в отношении публикаций не удовлетворяло требуемое большинство — две трети голосов институтов-участников. "У нас есть украинские ученые, для которых этот вопрос, естественно, крайне болезненный. Но большинство моих украинских коллег не распространяют ответственность за военный конфликт на ученых из российских институтов. Я бы сказал, что даже коллеги из ЕС гораздо более радикальны".
Андреас Хёкер, пресс-секретарь экспериментального проекта ATLAS (A Toroidal LHC ApparatuS) подчеркивает: "Вопрос связан исключительно с формой институционального признания, которая бы учитывала заявления высокопоставленных представителей российских академических учреждений и связи спонсоров с российским правительством".
С марта ученые четырех экспериментов БАК готовят новые статьи, отправляют их в журналы на рецензирование, но их публикация замораживается. В списке неопубликованных работ уже более 70 статей.
Публичные версии статей загружаются на сервер препринтов arXiv, но и в них, и в материалах, направляемых в журналы, отсутствует список авторов и финансирующих организаций. Если в прошлом этот список занимал несколько страниц, то теперь есть только общие данные: "при сотрудничестве с ATLAS".
Ученые из европейских стран и США говорят, что пока это не оказало существенного влияния на финансирование проектов или присуждение докторских степеней. Однако старший научный сотрудник БАК говорит: "Если пользоваться этим политическим подходом некоторое время, это создаст проблемы для студентов, постдоков и для нас самих".
Браджеш Чоудхари, профессор Делийского университета и участник эксперимента CMS (Компактный мюонный соленоид) в CERN, говорит: "Если не публиковать статьи в течение нескольких месяцев, то аспиранты, постдоки и молодые преподаватели столкнутся с множеством проблем".
Празднование 55-летия со дня появления Чебурашки - ИноСМИ, 1920, 23.01.2023
Украина демонизирует Чебурашку!Украинская пропаганда не щадит никого: ни кошек, ни Достоевского, ни детей, пишет Al Mayadeen. Русофобские акции затронули и киевские школы, где учащимся раздали плакаты с "Чебурашкой-оккупантом" и подписью: "Если любишь Чебурашку — вали в свою Россию".
Чоудхари отмечает, что статьи без имен и названий учреждений приемлемы в рамках экспериментов. Однако для карьеры самих ученых и преподавателей упоминания о них в статьях чрезвычайно важны. Что касается финансирующих организаций, то, если их не указать в научной работе, они "отреагируют не очень позитивно", считает ученый.
Прошлой весной Совет CERN решил приостановить статус наблюдателя для России, а также не будет продлевать соглашение о сотрудничестве с Белоруссией через два года, то есть по истечении срока действующего сейчас документа. Украина является ассоциированным членом CERN. Всего в эксперименте участвуют 22 европейских государства и Израиль, а партнерство распространяется на несколько десятков стран мира.
Представитель CERN заявил, что "эти меры направлены против спецоперации на Украине, которая противоречит ценностям мирного сотрудничества". Он добавил: "Решение оставляет дверь открытой для мирного научного сотрудничества, если условия в будущем это позволят".
Что касается публикаций, то на заседании совета директоров БАК в октябре руководство CERN признало, что "дискуссия очень сложная", и призвало советы экспериментов БАК разобраться: "Авторство должно быть основано на научных основаниях".
Ратников, прежде чем вернуться в Москву в 2016 году в качестве профессора, работал в экспериментах на ускорителях в американских и немецких институтах. Он считает, что прекращение публикаций российских ученых — не самая большая проблема. "Судя по разговорам с моими российскими коллегами, мало кто думает о политике. Они просто продолжают делать свою работу: занимаются научными исследованиями, обучают студентов... Давление в CERN есть, несмотря на многие годы сотрудничества и значительную часть жизни ученых, которую они посвятили успешным экспериментам в CERN".
По словам Джона Эллиса, профессора Королевского колледжа Лондона и ветерана теоретической физики в CERN: "На русских, работающих в CERN, распространяются международные соглашения о сотрудничестве. Если они будут растрогнуты, то у ученых не будет никаких юридических оснований работать в Швейцарии. Несмотря на это, некоторые из них подписали письма с протестом против спецоперации на Украине". Прекращение статуса наблюдателя для России в 2024 году дает надежду на дипломатическое решение вопроса, но Джон Эллис призывает к всеобщей защите прав ученых.
Хотя случай с экспериментами на БАК уникален, он все же является частью всемирной тенденции. Немецкий исследовательский фонд предостерег ученых от публикаций с соавторами из российских институтов. База данных Web of Science, отслеживающая цитирование, перестала оценивать статьи из России. Также имеются сообщения о том, что и отдельные рецензенты отклоняют статьи русских авторов. Российские институты исключаются из международных проектов, в некоторых областях это оказывает прямое негативное воздействие на проводимые эксперименты. Например, некоторые исследования по изучению изменений климата заморожены из-за приостановки сотрудничества с Россией в Арктике.
В письме, опубликованном в журнале Science весной прошлого года, пять известных западных ученых призвали коллег не "бросать российских ученых". Одна из них, Нина Федорова, заслуженный профессор биологии Университета штата Пенсильвания, говорит, что "некоторые аспекты ситуации выглядят чисто символическими". По ее мнению, научная дипломатия "может отделить плохих от хороших, но по официальным каналам мы делаем гораздо меньше, чем могли бы".
Что касается тупиковой ситуации с БАКом, в CERN предлагают обратить внимание на решение, реализованное в эксперименте по физике частиц Belle II в Японии. Belle II начал составлять список авторов, в котором их институтская принадлежность была заменена на Orcid (открытый идентификатор исследователя и соавтора) — схему идентификации, широко используемую в физических исследованиях, которая связывает авторов с институтами. Однако, как сообщается, польское правительство выступало против этой тактики: не понравилось явное отсутствие польских аффилиаций. Этот вопрос все еще находится в подвешенном состоянии.
Поскольку международное сообщество физиков оказалось в необычной ситуации, для таких ученых, как Эллис, "поддержание научного сотрудничества является основным приоритетом, поскольку это отличный способ объединить нации для решения проблем человечества". Или, как отмечает Федорова: "Во время холодной войны считалось, что взаимодействие между российскими и американскими физиками, помогает войне оставаться холодной".
Автор: Автор: Элени Петраки (Eleni Petrakou)