https://inosmi.ru/20230225/kazino-260707351.html
Игорный бизнес на Украине стал раем для мошенников
Игорный бизнес на Украине стал раем для мошенников
Игорный бизнес на Украине стал раем для мошенников
В 2020 году на Украине вновь легализовали игорный бизнес. Однако налоги по-прежнему не платятся, сообщает "Экономическая правда". Владельцы бизнеса и игроки... | 25.02.2023, ИноСМИ
2023-02-25T00:04
2023-02-25T00:04
2023-02-27T12:59
экономическая правда
игорный бизнес
украина
экономика
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/img/23868/31/238683183_0:53:1024:629_1920x0_80_0_0_d3a98593e7c0646c868340b85b8bb510.jpg
Юрий ГайдайЧерез различные схемы государство недополучает от игорного бизнеса миллиарды гривен ежегодноАзартные игры – мощный стимулятор дофамина, который очень быстро ломает естественную биохимию человека, вызывает зависимость, ослабляет общий самоконтроль, усиливает импульсивность.Поэтому с точки зрения экономиста, азартные игры – это негативный товар "demerit good" (потребление наносит вред самому потребителю), имеющий вместе с тем отрицательные внешние эффекты.Читайте ИноСМИ в нашем канале в TelegramТо есть его потребление наносит вред еще и третьим лицам, обществу – из-за разрушения семей, преступности, потери производительности и перераспределения богатства от бедных, которые более уязвимы к дофаминовым расстройствам и финансово уязвимее.Но с негативными товарами полный запрет работает плохо – люди находят альтернативу в нелегальных играх, а также за рубежом, в юрисдикциях, где игра разрешена. С распространением интернет-казино полный запрет потерял остатки смысла.Нелегальность азартных игр очень удобна для их бенефициаров и тех, кто "крышует" этот бизнес, поэтому много лет политики блокировали легализацию азартных игр – кто-то по глупости, а кто-то цинично и прагматично.Юлия Тимошенко, например, ложилась костьми в ВР (вместе с Новинским, кстати), и включала шедевры популистской риторики, чтобы сорвать принятие профильного закона.Большинство развитых стран легализовали гемблинг, при этом жестко его регулируют, с целью снижения негативных эффектов для потребителей и общества.И облагают налогом, чтобы наполнять бюджеты и за счет доходов компенсировать негативные эффекты при этом финансируя просвещение, исследования азартных игр и дополнительные расходы на социальную и медицинскую помощь, вызванные игорной зависимостью.Важно, что спрос на азартные игры неэластичен по цене, поэтому регулирование только из-за высоких налогов неэффективно.Каковы, в идеале, цели государства?Эти цели частично взаимно противоречивы, поэтому даже в идеальном мире без организованной преступности, коррупции, и системного уклонения от уплаты налогов – это сложная многофакторная задача на оптимизацию.В 2020 году на Украине, после долгого перерыва, легализовали офлайн и онлайн казино, игровые автоматы и букмекинг. Какие налоги должен платить игорный бизнес?Но на практике налогом облагается лишь 10–15% от всего потока "игорных" денег. И, что хуже, бюджет из-за этого теряет не только налоги от азартных игр, здесь есть мощная "побочка"."Тень" создает стимулы для взаимовыгодной, встречной "тени". Классический пример – розничная торговля "в черную", которая генерирует в экономике предложение кэша и виртуальных остатков товаров, которые затем используются другим "серым" бизнесом для уменьшения собственных обязательств по НДС.Так и здесь. Платежи от игроков заходят в банк, обслуживающий игорный бизнес, под видом платежей за другие услуги, в частности – на сторонние компании.Для этого банк дает возможность клиентам работать с "левыми" МСС-кодами – кодами продавца, которые устанавливаются в платежной системе банком-эквайром (то есть получателем платежей) для классификации бизнеса по видам товаров/услуг; что вводит в заблуждение других участников платежной системы.Лирическое отступление: маскировка платежей, поступающих от азартных игр – это, по меньшей мере, недоработка финмониторинга. Это прямая заявка на нарушение требований законодательства по предотвращению отмывания средств.Подмена MCC-кодов лишает лудоманов возможности запретить платежи с собственных карт в пользу игорного бизнеса.На Украине есть люди, которые из-за этого слили миллионы гривен и стали банкротами. Подмена МСС-кодов делает возможным также прямой вывод средств за границу через зарубежные интернет-казино и беттинг, несмотря на запрет соответствующих операций.Итак, банк имеет на входе "черный безнал" своих клиентов из игорного бизнеса. Что с ним происходит дальше? Часть – возвращается необлагаемой выплатой выигрышей игрокам, оценочно это 70% от потока.То, что осталось – "чистая черная выручка" от азартных игр, простите за каламбур. Далее есть варианты, как ее вывести в кэш, или в USDT. Конечно, за комиссию банка.Самая сладкая взаимовыгодная опция – "зарплатные проекты" крупного розничного бизнеса. У ритейла, например супермаркетов, магазинов бытовой техники и АЗС, есть входящий поток "левой" наличной выручки от продажи контрабанды и контрафакта, а с другой стороны – десятки тысяч работников, которые официально получают только часть зарплаты, а остальное – нелегально, без уплаты налогов.То, что когда-то было настоящими "зарплатами в конвертах". Но в таких масштабах платить зарплаты кэшем очень неудобно и банально дорого в администрировании, плюс появляются физические риски (вспомните новости о разбойных нападениях на водителей, у которых забрали сумку с кэшем – вы думали это люди, которые ехали после сделки по продаже недвижимости?).Поэтому банки, обслуживающие азартные игры, предлагают крупному розничному бизнесу замечательную услугу, которая делает всех счастливыми – они обслуживают нелегальную часть зарплатных проектов, заливая "черный безнал" от азартных игр на карточки работников через несколько схем.Взамен игорный бизнес получает черный кэш. Или – сразу деньги за границей. Здесь срабатывают посредники, которые занимаются обслуживанием инфраструктуры встречных потоков, схемного налогового кредита.Им легко организовать "перестановку", например, со своими клиентами из аграрки, которые не заводят валютную выручку от экспорта "черного зерна", эту схему я уже затрагивал ранее.По сути, это напоминает первые банки, которые несколько веков назад обслуживали колониальную торговлю, "переставляя" и сворачивая обязательства по разные стороны океана.Только сейчас это происходит почти мгновенно и является по сути инфраструктурой параллельной экономики, которая крутится мимо государства и фискальных органов.Я уверен, что среди тех, кто дочитал до этого места, есть много тех, кто получает необлагаемую часть своей зарплаты на отдельную карточку, может и другого банка. Вот теперь вы знаете, каков, с большой вероятностью, источник этих средств.В схемах возможны вариации – есть еще пополнение счетов игроков через платежные терминалы, для сбора этих средств могут использовать финансовые компании, связанные с банками.Что в сухом остатке?Я покопался в детализированных открытых данных Минфина, согласно которым, за весь 2022 год игровой бизнес заплатил восемьдесят миллионов гривен налога с дохода и ноль налога на прибыль.А еще один миллиард сто шестьдесят миллионов – за лицензии. Причем из них семьсот семьдесят один миллион гривен – это лицензии нескольких крупных букмекерских контор. Всего двести четырнадцать с половиной миллионов – это лицензии интернет казино.В 2021 году лицензии принесли один миллиард пятьсот семьдесят девять миллионов. Когда открывали рынок, КРАИЛ (Комиссия по регулированию азартных игр и лотерей) ожидала где-то семь с половиной миллиардов гривен ежегодных поступлений только от лицензий.Открытые бюджетные данные Минфина по налогам с доходов и прибыли отличаются от того, что дает ГНС, возможно, часть поступлений попала в другие статьи, тут нужно еще разбираться. Но в любом случае, эти поступления – несчастные несколько сотен миллионов гривен за год.А общий объем только этой схемы игра- ритейл оценивается в сто двадцать – сто пятьдесят миллиардов гривен в год. Это точно больше половины рынка "зарплат в конвертах".Это десятки миллиардов гривен, недополученных от налогов на игру и налогов на зарплату. Хотя, конечно, когда эту схему закроют, нелегальные потоки будут искать другие пути, и частично находить их.Принципиально решить эту проблему может, повторюсь, только системная налоговая реформа, которая уберет фундаментальные стимулы и возможности, формирующие спрос на такие схемы.Эта статья еще не раскрывает проблему интернет-казино, полностью работающих из-за рубежа, за пределами правового поля Украины, которые сифонят деньги из экономики.Пассивность БЭБ (Бюро экономической безопасности), которое на обращение КРАИЛ лишь открывает производство, ни одно из которых еще не дошло даже до суда, несмотря на исчерпание начальных сроков досудебных расследований; лоббирование льгот для игрового бизнеса, и промедление с введением государственной системы онлайн-мониторинга азартных игр.А еще – историю с разрешением игорному бизнесу работать на упрощенной системе под два процента от оборота, реализованную за счет правки к непрофильному закону, внесенному народным депутатом от партии "Слуга Народа" в канун голосования.Да, "Офис простых решений и потрясающих результатов" здесь не поможет. Но надо освещать все это, выносить в публичную плоскость, сторонники схем этого боятся.Необходимо останавливать схемы там, где это уже можно сделать, немедленно, ради экономической безопасности страны во время конфликта.И с учетом всего этого нужно работать над системной реформой налоговой системы, которая уберет стимулы "встречной тени" по всей цепочке, от незаконного импорта, его сбыта за кэш, и до "зарплатных проектов".Конечно, коррупция, отмывание денег и уклонение от уплаты налогов есть даже у самых состоятельных государств. И еще долго будут проблемой Украины. Но в реформированной налоговой системе просто не будет места для столь массовых злоупотреблений.
/20180303/241605260.html
/20230217/vsu-260699950.html
украина
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2023
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.inosmi.ru/img/23868/31/238683183_58:0:966:681_1920x0_80_0_0_ab17c6338ba6c85d3ee4f5c5336baae5.jpgИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
экономическая правда, игорный бизнес, украина, экономика