Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия и Китай отменяют правила мирового диктата

Россия и Китай отменяют правила мирового диктата

© РИА Новости POOL / Перейти в фотобанкПодписание российско-китайских документов в Кремле
Подписание российско-китайских документов в Кремле - ИноСМИ, 1920, 21.03.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Визит председателя Китайской народной республики Си Цзиньпина в Россию стал важнейшим политическим событием нынешней недели. Эта поездка оказала колоссальное влияние на обстановку во всем мире. Впервые с начала специальной военной операции на Украине встретились лидеры двух крупнейших держав, держащих курс на изменение глобальной геополитической системы. И вслух, явно адресуя свои слова не столько журналистам и наблюдателям, сколько главам остальных государств, заявили, что намерены поддерживать друг друга на этом курсе.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
США и их сателлиты сделали все, что возможно, для срыва визита в Россию главы Китая, только что в третий раз избранного на свой пост (что уже само по себе приводит в ярость свихнувшиеся на "сменяемости власти" западные элиты). Последней попыткой стало скандальное решение так называемого Международного уголовного суда о выдаче ордера на "арест" президента России Владимира Путина. Перспектива встречи с "мировым изгоем" нисколько не напугала Си. Напротив, кажется, она только придала переговорам в Москве уважаемой китайцами остроты и двусмысленности.
Главным официальным результатом саммита Россия-Китай стали четырнадцать подписанных во время переговоров документов. Большинство из них носят декларативный характер, хотя и касаются весьма важных сфер — например, совместного освоения Дальнего Востока или расширения взаимного товарооборота. Он, кстати, как подчеркнул Владимир Путин, "в 2022 году достиг исторически рекордной отметки — 185 миллиардов долларов", а в нынешнем, как запланировано, перевалит за 200 миллиардов.
Особое внимание среди подписанных документов привлекают два из них, касающиеся ядерной сферы. Это, во-первых, Протокол между Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Министерством науки и технологий КНР, Объединенным институтом ядерных исследований и Китайской академией наук об укреплении сотрудничества в области фундаментальных научных исследований. И во-вторых, комплексная программа долгосрочного сотрудничества в области реакторов на быстрых нейтронах и замыкания ядерного топливного цикла между "Росатомом" и Агентством по атомной энергии КНР.
Рассматривать укрепление ядерного сотрудничества России и Китая нужно через призму недавнего заявления Владимира Путина о приостановке участия нашей страны в договоре СНВ-III. Одним из очевидных последствий такого шага должно стать изменение условий участия государств в этом проекте. Сейчас Россия заявила о намерении добиться включения в их число Франции и Великобритании, то есть об учете всех ядерных боезарядов стран НАТО. А следующим шагом наверняка станет условие о присоединении к договору Китая — официально пятой ядерной державы на планете.
Расширение сотрудничества в атомной сфере — очевидный сигнал: наши страны будут совместно заниматься новыми исследованиями в ядерной сфере. Обнародованные соглашения упоминают только о "мирном атоме". Однако можно с достаточным основанием предположить, что наверняка на официальной встрече Владимира Путина и Си Цзиньпина обсуждались и вопросы секретного характера. Среди них вполне могло быть и сотрудничество в области ядерного оружия. Ведь сама история китайской ядерной триады начиналась при непосредственном участии СССР.
Встреча президента РФ В. Путина с председателем КНР Си Цзиньпином
Владимир Путин и Си Цзиньпин бросают новый вызов Западу Обозреватель Figaro Изабель Лассер, обычно не жалующая нашу страну, на этот раз вынуждена признать: от сближения Си и Путина выиграли и Россия, и Китай. Россия получила "укрепление репутации" как раз в тот момент, когда Запад нанес ей "судебный" удар. Приз Пекина — расширение торговли и рост престижа на глобальном Юге.
Тесное ядерное сотрудничество наших стран и возможное условие участия Китая в СНВ — шаг к изменению общего баланса стратегических сил в мире. КНР не раскрывает число своих ядерных боеприпасов официально, но на Западе допускают, что оно равно или даже превышает таковое у США. И уж наверняка, включаясь в новый договор СНВ, китайская сторона потребует выделить ей квоту, равную американской и российской. Тогда НАТО окажется в очень сложной ситуации: их совокупный арсенал окажется почти вдвое меньше, чем у союза России и Китая.
Впрочем, это все пока — проблемы будущего, хотя и не столь отдаленного. Есть и более важные — и тревожные! — для Запада сигналы. К ним относится, например, заявление Си Циньпина о том, что он уверен в безоговорочной поддержке Владимира Путина на предстоящих в следующем году президентских выборах. Тем самым председатель КНР дал понять, что не только поддерживает выдвижение президента России на очередной срок, но и полностью одобряет все проведенные ранее российские конституционные реформы. А кроме того, солидарен с мнением, что граждане России в подавляющем своем большинстве поддерживают действующую власть и ее даже самые резкие шаги.
Другой сигнал — слова президента России о том, что "в основу урегулирования ситуации на Украине может лечь мирный план, предложенный Китаем". Практически одновременно с этим российский МИД категорически отверг возможное участие в этих мирных переговорах США, Великобритании, Германии и Франции. Причина проста: "Все упомянутые четыре страны сами являются участниками конфликта с Россией, который продолжается на территории Украины".
Последнюю точку в этой "политической радиограмме" ставит совместное российско-китайское заявление об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху. Само словосочетание "новая эпоха" очень четко указывает на то, что ни Россия, ни Китай не рассматривают существующую геополитическую систему как единственно возможную. Да, в своей статье в "Российской газете" председатель Си подчеркнул, что наши страны "твердо отстаивают ооноцентричную международную систему и миропорядок, основанный на международном праве, а также основополагающие нормы и принципы международных отношений, базирующиеся на целях и принципах Устава ООН". Но в переводе с дипломатического языка на обычный это означает, что они не намерены мириться с фактическим устранением ООН из системы принятия геополитических решений и подменой международного миропорядка тем, который выстроили в последние десятилетия США.
Откровеннее всех об этом сказал официальный представитель Совета национальной безопасности США Джон Кирби. Комментируя для журналистов встречу президента Путина и председателя Си, он подчеркнул: "Китай и Россия — это две страны, которые недовольны международным порядком, выстроенным Соединенными Штатами и нашими союзниками. Они хотели бы переписать правила игры во всем мире".
Переписывание правил игры в мире — главный страх Америки в настоящее время. Ведь это означает не только смену экономической и политической парадигмы, ориентированной на интересы "золотого миллиарда", принципы "американской мечты" и сомнительные "ценности свободного мира". Смена правил приведет еще и к тому, что фокус геополитической силы сместится на восток. И этот процесс наверняка поддержат большинство стран мира.
Поддерживаемая состарившейся и прогнувшейся Европой американская гегемония съеживается, как шагреневая кожа. Крепнущий союз России и Китая показывает, что построенный США после краха СССР однополярный мир доживает последние годы. "При обсуждении актуальных международных и региональных проблем констатировали с Председателем КНР, что по большинству из них взгляды России и Китая совпадают или очень близки", — подчеркнул вчера по итогам переговоров Владимир Путин.
Это не означает, что наши страны создают новую суперсверхдержаву. Нет, они берут на себя совместную ответственность за изменение миропорядка, которого так боятся в Вашингтоне. Боятся потому, что ни Россия, ни Китай не собираются никому диктовать, как жить. Они требуют, чтобы такого диктата не было вообще.