Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Почему Саудовская Аравия вслед за Ираном вступает в российско-китайский блок безопасности

Newsweek: Саудовская Аравия присоединяется к ШОС, оставляя позади США

© AP Photo / Saudi Press Agency via APПредседатель КНР Си Цзиньпин и наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман во время встречи в Эр-Рияде. 9 декабря 2022 года
Председатель КНР Си Цзиньпин и наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман во время встречи в Эр-Рияде. 9 декабря 2022 года - ИноСМИ, 1920, 31.03.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Саудовская Аравия приняла меморандум о вступлении в Шанхайскую организацию сотрудничества, сообщает Newsweek. Решение Эр-Рияда — очередной шаг в сторону перестройки отношений между крупными державами, считает автор статьи.
Решение вступить в Шанхайскую организацию сотрудничества Саудовская Аравия приняла на фоне многочисленных дипломатических инициатив по Ближнему Востоку, которые сблизили страны этого региона с Китаем и Россией.
Решение было принято в среду и закреплено в меморандуме, утвержденном саудовским кабинетом министров. Теперь Эр-Рияд становится официальным партнером по диалогу в Шанхайской организации сотрудничества. Этот блок, занимающийся вопросами экономики и безопасности, включает в свой состав в качестве членов Китай, Индию, Иран, Казахстан, Киргизию, Пакистан, Таджикистан и Узбекистан. К числу партнеров по диалогу относятся Армения, Азербайджан, Камбоджа, Египет, Непал, Катар, Шри-Ланка и Турция. А статус наблюдателей у Афганистана (после прихода к власти талибов* его участие в ШОС под вопросом), Белоруссии и Монголии.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
В сентябре Тегеран повысили в статусе, и из наблюдателя он превратился в полноправного члена. Решение о вступлении Эр-Рияда было принято спустя несколько недель после того, как при посредничестве Китая Саудовская Аравия восстановила дипломатические отношения с Ираном.
Для Саудовской Аравии такое решение — это очередной шаг в сторону перестройки отношений между крупными державами. Традиционно главное место в этих отношениях занимали ее связи с Соединенными Штатами.
"Королевство реализует комплексную стратегию, налаживая связи с целым рядом стратегических партнеров, которые дополняют его отношения с Западом", — рассказал журналу Newsweek саудовский политолог Али аш-Шихаби (Ali al-Shihabi), прежде возглавлявший исследовательский центр Arabia Foundation, а ныне работающий в консультативном совете проекта по строительству футуристического города Неом.
"Китай и созданные им многосторонние организации занимают в этом процессе важное место, не только потому что он ведет к укреплению связей с Пекином, но и в силу того, что Саудовская Аравия может получить немалые выгоды от отношений Китая с другими странами, такими как Иран", — продолжил он.
Между тем, Соединенные Штаты оказались не у дел, причем по собственной вине.
"Саудовская стратегия диверсификации имеет целью заполнить пустоты, образовавшиеся из-за утраты интереса и стремления США к сохранению статус-кво в регионе", — сказал далее Шихаби.
"Китай очень сильно зависит от нефти из Персидского залива, и поэтому он больше всех заинтересован в стабильности этого региона, — добавил эксперт. — Поэтому саудовцы стремятся придать Китаю более активную роль в стабилизации столь неспокойного региона".
Американские солдаты на военной базе Форт-Брэгг, Северная Каролина - ИноСМИ, 1920, 30.03.2023
Почему сила терпит неудачуВооруженные силы США плохо подготовлены к решению политических задач в других странах, пишет Foreign Affairs. Они способны свергнуть действующее правительство, но не в состоянии поддерживать новую власть и добиться прекращения внутренних конфликтов.
Заместитель пресс-секретаря Госдепартамента Ведант Пател (Vedant Patel) довольно сдержанно отреагировал на этот шаг, выступая в среду на пресс-конференции.
"Это не новое событие, — сказал он. — Как вы знаете, вопрос о статусе Саудовской Аравии как партнера по диалогу в ШОС прорабатывался уже довольно длительное время. У каждой страны свои отношения, и я бы, конечно, предпочел, чтобы об этом говорило правительство Саудовской Аравии".
С тех пор как два года назад Джо Байден вступил в должность президента, отношения между Вашингтоном и Эр-Риядом стали довольно напряженными.
Новый президент, ранее называвший наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда ибн Салмана "изгоем" за якобы допущенные им нарушения прав человека, почти сразу после вступления в должность принял важное внешнеполитическое решение, объявив о прекращении содействия Эр-Рияду в проведении военной кампании в Йемене против союзника Ирана, движения хуситов.
Вскоре после этого он отменил решение своего предшественника о внесении хуситов в список террористических организаций, хотя администрация Байдена неоднократно осуждала эту группировку и ее периодические удары по Саудовской Аравии.
Отношения серьезно ухудшились, когда Россия в прошлом году начала военную операцию на Украине. Из-за конфликта взлетели цены на энергоресурсы, а Запад ввел санкции против Москвы. В этих условиях Вашингтон призвал Эр-Рияд увеличить добычу нефти, однако королевство вместе с Россией и другими членами расширенной Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК+) в октябре сократило добычу. Байден пообещал саудовцам "последствия" за такой шаг, приказав администрации пересмотреть давние связи с Эр-Риядом.
К этому моменту давний соперник Саудовской Аравии Иран официально вступил в ШОС, а его президент Ибрахим Раиси в сентябре отправился в Узбекистан, где принял участие в ежегодном саммите этой организации. Иран не только вступил в ШОС. Он также выразил заинтересованность во вступлении в другое международное объединение, — БРИКС — которое возглавляют Россия и Китай, и членами которого также являются Бразилия, Индия и Южная Африка.
Поскольку Саудовская Аравия заглядывалась на обе организации, китайский председатель Си Цзиньпин в декабре посетил королевство, где состоялся первый в истории саммит Китая и арабских государств. Результатом той встречи стало подписание целого ряда соглашений. Похоже, она создала условия для дальнейших прорывов на дипломатическом фронте.
Не прошло и месяца после февральской встречи Раиси и Си Цзиньпина в столице Китая, как Пекин, Эр-Рияд и Тегеран выступили с трехсторонним заявлением о том, что им после восьмилетнего разрыва удалось заключить соглашение о восстановлении дипломатических отношений между Ираном и Саудовской Аравией. Сделка была заключена при посредничестве Пекина и ознаменовала собой выход Китая на новый уровень взаимодействия с регионом.
Потом появились сообщения, что Саудовская Аравия начала переговоры о восстановлении связей с Сирией, которую с началом гражданской войны в 2011 году временно лишили членства в Лиге арабских государств. Эти новости появились после того, как саудовский министр иностранных дел принц Фейсал ибн Фархан (Faisal bin Farhan) нанес визит в Москву и провел переговоры со своим российским коллегой Сергеем Лавровым. Спустя неделю после этого Лавров встретился с генеральным секретарем ШОС Чжан Мином (Zhang Ming).
Генеральный секретарь Компартии Китая, председатель КНР Си Цзиньпин - ИноСМИ, 1920, 30.03.2023
Си Цзиньпин заявляет, что готовит Китай к войнеЛидер Китая точно готовит войну против Тайваня, ради этого он готовит мобилизацию и меняет законы, утверждает Foreign Affairs. В статье американских авторов проявляется модная нынче у них грубость в отношении Китая. Обвинений много, доказательств нет, кроме цитат из старых речей.
Саудовский эксперт по внешней политике и член Ассоциации политологии Кингстонского университета Азам аш-Шдади (Azam al-Shdadi) утверждает, что такая череда событий ни в коей мере не означает разрыв в отношениях с США.
"Нет сомнений, отношения между Королевством Саудовской Аравии и Соединенными Штатами Америки имеют важное стратегическое значение для двух стран, — рассказал он журналу Newsweek. — Причем, не только для них, но и для всего мира, так как эти две страны обладают существенным политическим, культурным и экономическим весом. И нет никаких противоречий между этими отношениями и реакцией саудовцев на китайское посредничество, которое имеет целью обеспечить стабильность в ближневосточном регионе".
Вместе с тем, Шдади отметил, что "все будет зависеть от степени приверженности Ирана принципам этого важного соглашения".
"Теперь мы можем сказать, — добавил эксперт, — что королевство и другие страны, такие как Китай, обеспечили взаимодействие, приведшее к соглашению, которое считается судьбоносным для региона, а также создает основу для будущих соглашений со многими странами на благо ближневосточного региона и мира в целом".
Редакция Newsweek попыталась связаться по электронной почте с китайским посольством в Вашингтоне, чтобы получить комментарии.
Вскоре после заключения соглашения иранское представительство в ООН сообщило Newsweek: "Отношения Ирана и Саудовской Аравии важны на трех уровнях: в двустороннем, региональном и международном плане".
"Возобновление политических отношений между двумя странами даст выгоды на всех трех уровнях, в том числе региону и исламскому миру, — заявили иранские представители в ООН. — Возобновление отношений ускорит процесс прекращения огня в Йемене, положит начало внутри-йеменскому диалогу и формированию всеохватывающего национального правительства".
Все три главные группировки, участвующие в длящемся восемь лет йеменском конфликте, приветствовали соглашение между Ираном и Саудовской Аравией, а также роль Китая в его достижении. Правда, взаимное недоверие в этой истерзанной войной стране остается весьма сильным.
Шдади выразил надежду, что, несмотря на накопившуюся за последние годы неприязнь и враждебность между Эр-Риядом и Тегераном, это соглашение будет иметь позитивный результат не только для двух стран и ближневосточного региона, но также для США, которые в основном смотрят на Ближний Восток с военной точки зрения.
"Стабильность Ближнего Востока и экономическое процветание его стран дадут Соединенным Штатам дополнительные экономические возможности для участия в их развитии, в отличие от прежних возможностей, когда во главу угла ставилось военное измерение, а основой для них являлась напряженность и конфликты", — сказал Шдади.
Новый подход, добавил он, "несомненно создает новые возможности, которых не было прежде из-за отсутствия перспектив в регионе и напряженных отношений между его странами".
Шдади также увидел новые возможности и "многочисленные выгоды" в стремлении Саудовской Аравии сблизиться с ШОС. По его словам, это делается в рамках "общего стремления Эр-Рияда к экономической и политической открытости в общемировом масштабе, и особенно в Восточной Азии, а также для поддержания международной стабильности".
Переговоры Россия–США по гарантиям безопасности в Женеве - ИноСМИ, 1920, 30.03.2023
На всех парах к многополярностиСША назвали Россию и Китай главными угрозами своей гегемонии. Чтобы избежать борьбы на два фронта, они решили сперва устранить опасность, исходящую от Москвы. Однако действия Америки, напротив, подорвали ее собственное господство и ускорили формирование многополярного мира, пишет TAC.
Королевство намерено развивать связи между странами-членами в сфере торговли и культурных обменов, а также укреплять интеграцию в экономической, промышленной, технологической областях и в вопросах безопасности.
По словам Шдади, наделение Саудовской Аравии статусом партнера по диалогу "придает Шанхайской организации сотрудничества дополнительный международный вес", потому что Эр-Рияд считается лидером в крупных международных объединениях, таких как Организация исламского сотрудничества и ОПЕК, а также имеет самую крупную экономику в арабском мире, у которой самые стремительные темпы развития среди стран G20.
"Это естественно, что Саудовская Аравия присутствует в таких организациях, — сказал Шдади. — Это придает важное политическое, экономическое и культурное измерение как самому королевству, так и странам-членам ШОС".
*Организация "Талибан" находится под санкциями ООН за террористическую деятельность.