Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Чему Крест Господень учит в рамках культуры отмены

The Federalist: культура отмены однажды привела Иисуса на крест

© РИА Новости Алексей Витвицкий / Перейти в фотобанкВерующие на праздничном пасхальном богослужении в Соборе Святого Иоанна Крестителя в Варшаве
Верующие на праздничном пасхальном богослужении в Соборе Святого Иоанна Крестителя в Варшаве - ИноСМИ, 1920, 09.04.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Культура отмены — это действительно древняя практика сведения счетов и достижения социальной сплоченности через причинение вреда другим. В ее основе скрыта та же сила, что привела Иисуса на крест, считает автор статьи The Federalist.
В темных закоулках культуры отмены скрыта та же сила, что таится в уделе человеческом, — ужасная сила, которая привела Иисуса на крест.
На этой неделе сотни миллионов христиан мира почтут память страданий и смерти Христа. Традиционные обряды включат торжественное чтение и внимательный анализ содержащихся в Евангелиях описаний смерти сына божьего.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Ежегодная практика поминовения пыток и казни Христа воспринимается большинством христиан как путь к личной трансформации и духовному обогащению. Верующие находят неожиданный смысл в событии, которое является для них свидетельством несокрушимой любви Бога, проявляющейся в готовности прощать даже то, что простить, казалось бы, нельзя.
Внутреннее осознание смысла страданий и смерти Христа носит и всегда носило как личный, так и культурный характер. Когда первые ученики Христа рассказывали историю креста Его в условиях культуры, выставлявшей его орудием ужаса, это было сознательным актом культурного саботажа. Страдания и смерть Христа были призваны изменить не только их, но и весь мир. Каким образом?
Один из, вероятно, наиболее убедительных описаний противостояния животворящего креста культуре представил историк и литературный критик XX века Рене Жирар (Rene Girard). Они увидел в Евангелиях нечто удивительно важное, неожиданный поворот против поощрявшейся тысячелетиями практики насилия, а именно человеческую склонность искать разрешения конфликта путем проецирования враждебности и вины на какого-то одного индивидуума или группу.
Это приводит нас к мысли, что решение проблем заключается в причинении вреда другим. Поиск козла отпущения обычно выражается в коллективной воле толпы, за которой основные подстрекатели могут скрыть собственные личность и мотивы, а также полностью снять с себя ответственность.

Без божественного благословения

Толпы позволяют преступникам сохранять анонимность и защищать репутацию от последствий собственной жестокости. Огромные усилия, направленные на защиту и оправдания насилия, предпринимались веками, включая обманные заверения в божественном благословении и оправданности таких действий как служащих большему благу. Направить гнев толпы против намеченной цели относительно легко. Достаточно одного обвинения, мотивации в виде угрозы неминуемой опасности и подходящего момента. Убедите толпу в том, что ее действия праведны, и удержать ее станет практически невозможно.
Премьер-министр РФ Владимир Путин встретился с губернатором Санкт-Петербурга - ИноСМИ, 1920, 07.12.2022
Президент РФ Путин: отмена русской культуры вредит самим отменяющим
Жирар полагал, что динамика направленного насилия особенно ярко проявляется в библейских описаниях страданий и смерти Христа и является ключом к пониманию фундаментальной истины в основе его значения. На этом примере очевидны тенденции к поиску и использованию виноватых, а также противодействие им со стороны Бога.
По Его примеру мы тоже должны бороться с подстрекателями, и один из лучших способов выразить неповиновение — убедиться, что Евангелие проповедуется громко и ясно. Козлы отпущения нужны нам, но не Богу; Он не хочет от нас оправданий жестокости по отношению к другим. Можно сколько угодно убеждать других в ее оправданности и даже благочестивости, но Библия не устает напоминать, что Богу видны все наши помыслы и лукавство.

Цифровые толпы

В наше время направленное насилие перешло в цифровую плоскость, став куда эффективнее и коварнее. Добавьте сюда понимание Жирара о том, что проповеди о страданиях и смерти Христа взрастили в человеке сердобольность по отношению ко всем именующим себя жертвами. Уважение к заявлениям жертв может затруднить объективность их восприятия и исключение возможности их использования в корыстных целях или ради личной выгоды.
Все это порождает массу поведенческих стереотипов, которые как раз и составляют мстительную основу “культуры отмены”. Ее негативные силы находят отражение в действиях анонимных троллей, участников кампаний в соцсетях и оправданном насилии во имя защиты прав жертв.
Культура отмены — это действительно древняя практика сведения счетов и достижения социальной сплоченности через причинение вреда другим. Цифровые технологии позволили направленному насилию вновь заявить о себе и распространиться в невообразимых масштабах. Соцсети стали опасным местом, где невозможно предугадать, кто станет следующей мишенью "отмены" и какие, казалось бы, безобидные действия или наблюдения могут привести толпу именно к твоей двери.
Те, кто достаточно поразмыслил над библейскими рассказами о страданиях и смерти Христа, могут глядеть прямо в лицо современной культуре отмены и называть ее своим именем. Человеку важно учиться знать и видеть то, что знает и видит Бог. В темных закоулках культуры отмены скрыта та же сила, что таится в уделе человеческом, — ужасная сила, которая привела Иисуса на крест.
Автор: Стив Груноу (Steve Grunow)