Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Чтобы F-35 могли летать, Норвегии приходится нанимать американских техников — в профсоюзе считают, что это равносильно банкротству

NRK: Норвегия заплатила за F-35 100 миллиардов крон, а теперь платит и за техобслуживание

© AP Photo / Wilson RingИстребитель F-35
Истребитель F-35 - ИноСМИ, 1920, 16.05.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Норвегия выложила за новые истребители F-35 сто миллиардов крон, а персонала для их обслуживания не хватает, сообщает NRK. Это равносильно банкротству. На подготовку специалистов уйдет более пяти лет.
Моника Уайт Мартинсен (Monica White Martinsen)
После закрытия авиабазы Будё истребители F-35 были переброшены на арэродромы Эрланн и Эвенес, и в норвежских ВВС возникла острая нехватка механиков.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
О том, что ситуация критическая, в своем докладе на прошлой неделе отчиталась комиссия по обороне.
Сегодня ВВС решают эту проблему, нанимая техников за рубежом, — в том числе непосредственно у производителя F-35 компании Lockheed Martin.
"У ВВС проблемы с набором и удержанием инженерно-технического состава авиации, — заявил министр обороны Бьёрн Арильд Грам из Партии Центра. — Мы не можем себе позволить, чтобы самолеты простаивали на земле из-за нехватки авиатехников. Поэтому необходимы меры как краткосрочные, так и долгосрочные".
По словам министра обороны, нанимать технический персонал у производителя планируется до конца 2023 года.
Сегодня в Норвегии четыре крупных летных школы. Правительство предлагает выделить порядка 60 миллионов крон, чтобы обеспечить достаточное количество техников для F-35. 15 миллионов пойдут на недавно запущенную летную специальность в училище Фусен в Трёнделаге.
Все равно что расписаться в банкротстве
Но даже миллионные гранты не решат проблемы в краткосрочной перспективе, считает представитель военного профсоюза Сигурд Мюрволл, прослуживший в Будё более 30 лет.
"Подготовка авиационного специалиста или техника требует времени. Прежде чем техник сможет приступить к работе, пройдет лет пять. А чтобы он набрался опыта и смог работать с F-35, времени нужно еще больше", — говорит он.
База быстрого реагирования в Эвенесе
С 1 января 2022 года на смену F-16, которые сторожили норвежское воздушное пространство в течение 40 лет, пришел F-35. Сегодня передовым аэродромом норвежских ВВС на севере для F-35 и самолетов морской разведки P-8 служит Эвенес.
Норвежские самолеты несут круглосуточное дежурство в рамках НАТО. Два F-35 постоянно находятся в состоянии немедленной боевой тревоги. Если неизвестный самолет приближается к воздушному пространству Норвегии и НАТО, F-35 вылетят из Эвенеса в течение 15 минут. Норвежские истребители наблюдают за нарушителями и определяют, что это за самолеты и откуда.
Основная база истребителей F-35 находится на аэродроме Эрланн в Трёнделаге. Парк F-35 должен выйти на полную боевую готовность в 2025 году.
В общей сложности Норвегия заказала 52 истребителя F-35 на сумму свыше 90 миллиардов крон. Этот парк требует ремонта и обслуживания.
По договору, Норвегия будет ежегодно получать с завода Lockheed Martin в США по шесть новых F-35.
Мюрволл убежден, что нехватка авиатехников делает нас уязвимее.
"Это все равно что расписаться в банкротстве, что нам приходится нанимать персонал из Lockheed Martin, чтобы поддерживать F-35 в воздухе. Мы выложили за новые истребители 100 миллиардов крон, а персонала для их обслуживания у нас не хватает.", — говорит он, отмечая, что приглашенные специалисты обходятся недешево.
Мюрволл подчеркивает, что по сравнению с другими странами Европы в Норвегии в принципе приходится меньше техников на каждый самолет.
"Норвегия ограничивается минимумом", — отметил он.
Он вспоминает, что до закрытия базы в Будё работало 110 борттехников и инженеров.
"Увы, лишь немногие перешли на работу в Эрланн и Эвенес. Это огромная проблема и одна из причин, почему мы оказались в нынешней ситуации", — говорит Мюрволл.
По словам министра обороны, помощь американцев в принципе неизбежна.
"Наша новая техника и новые системы настолько сложны, что их техническое обслуживание всегда будет зависеть от сотрудничества с другими странами и гражданской промышленностью", — говорит Грам.
Молодежь мечтает ковыряться в F-35
Девятнадцатилетняя Вор Хорвен и восемнадцатилетний Кристер Сакариассен учатся на авиамехаников в школе Будё. Когда они кончат курс, их оторвут с руками.
В следующем году Хорвен будет проходить стажировку на аэродроме Эрланн. Ее большая мечта — поковыряться в F-35.
"Это невероятно передовая технология. Если мне там понравится и мне предложат работу, я бы хотела у них остаться после стажировки", — говорит она.
А вот ее одноклассника из Стейнхьера будущее в вооруженных силах, наоборот, не прельщает.
"Мне, пожалуй, больше подходит местная авиакомпания вроде Wideroe. Кроме того, мне нравится Будё, и я хочу остаться здесь", — говорит он.
Утомительные разъезды
По словам профсоюза, в который входят 1 100 военных инженеров высокой квалификации, шестеро из десяти авиационных техников добираются в Эрланн издалека.
"Именно этим людям приходится ездить как в Эрланн, так и Эвенес", — говорит Сигурд Мюрволл.
Рано или поздно разъездная жизнь утомит кого хочешь, считает он. Он рассказывает, что многие из его коллег только и ждут пенсии, чтобы больше никуда не ездить.
"Можно только гадать, сколько времени и сил отнимают эти поездки на работу и обратно", — говорит он.
Побыстрее набрать людей
Министр обороны ясно дал понять, что набирать людей в вооруженные силы надо больше и быстрее, чем предусмотрено долгосрочным планом прошлого правительства.
В то же время он признаёт, что на сегодняшнем рынке труда высокий спрос на технические знания, и поэтому удержать авиатехников вооруженным силам будет непросто.
"Мы работаем над этими проблемами, и нашу боеготовность обеспечат гибкие совместные решения — в том числе и в будущем. Наша цель — обеспечить надежное техническое обслуживание в вооруженных силах", — заключил он.