Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Крымский гвоздь в отношения с Грузией: как Тбилиси уничтожает стратегическое партнерство с Киевом

ЕП: Грузия дала пощечину Украине и ЕС, возобновив прямое авиасообщение с Россией

© РИА Новости Валерий Мельников / Перейти в фотобанкВозобновление авиасообщения между Россией и Грузией
Возобновление авиасообщения между Россией и Грузией - ИноСМИ, 1920, 23.05.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Возобновление прямого авиасообщения с Россией стало символом того, что Грузия "не уважает суверенитет Украины", пишет "Европейська правда". Этим шагом Тбилиси фактически разорвал стратегические отношения с Киевом.
<…>
Авиасообщение между Россией и Грузией останавливалось несколько раз. Последний раз это произошло в июле 2019 года, как реакция на массовые протесты в Тбилиси, которые в Москве трактовали как "антироссийский шабаш".
Читайте ИноСМИ на нашем канале в Telegram
До сих пор всякий раз после перерывов авиасообщение восстанавливалось – даже после конфликта в 2008-м году, когда авиасообщение прервали по инициативе Москвы (!), оно не было длительным – первые чартеры полетели в 2009 году, а регулярное сообщение возобновилось в 2010-м.
Однако, в отличие от всех предыдущих случаев, на этот раз отмена запрета произошла в совершенно иной реальности. Конфликт на Украине и введенные из-за него масштабные антироссийские санкции задели и авиаотрасль: все страны – члены ЕС закрыли свое воздушное пространство для российских авиакомпаний.
К аналогичным запретам, официально или неформально, присоединились и большинство стран, являющихся кандидатами на вступление в ЕС. Исключений всего два: Турция, которая является лишь номинальным кандидатом в члены ЕС (переговоры с ней заморожены и Запад не желает их возобновлять), а также Сербия, которая не желает следовать общей внешнеполитической позиции ЕС (и из-за этого также не имеет прогресса в переговорах о членстве).
Однако даже Сербия сохранила лишь небольшое количество рейсов в РФ. Белград планировал усилить авиасообщение с подсанкционной Москвой и заработать на этом, но отказался, услышав от ЕС убедительные предупреждения, что это повлечет последствия для Сербии.
Имея это в виду, решение Тбилиси разрешить возобновление авиарейсов само по себе выглядит как вызов или даже пощечина Евросоюзу. Ведь грузинское правительство не изменило свое решение несмотря на призывы ЕС отказаться от такого сближения с Москвой. Не подействовало даже то, что Соединенные Штаты уже намекают на возможные санкции против грузинских компаний.
Украина также присоединилась к хору критиков. "Россия предлагает Грузии заключить соглашение с дьяволом. А в соглашении с дьяволом, как известно, побеждает дьявол", – заявил спикер МИД Олег Николенко. Он напоминает: "В 2008 году российские самолеты уже прилетали в Грузию, чтобы бомбить мирное население. Сейчас они планируют бомбить европейское будущее граждан Грузии".
Показательно, что в Тбилиси серьезно оценивают перспективу введения санкций против них за открытие авиарейсов из РФ. Неслучайно обслуживанием российских самолетов в аэропорту Тбилиси будет заниматься компания, созданная всего за двадцать дней до объявленного Россией решения об открытии неба с Грузией (высоки ли шансы, что это просто совпадение?).
Однако проблема значительно серьезнее, чем просто открытие авиарейсов. Сначала грузинские власти, чтобы оправдать шаг навстречу РФ, заявляли, что разрешения на рейсы получат только те российские компании, которые не будут подпадать под международные санкции. Уже сейчас можно утверждать: это обещание оказалось неправдой.
Первой российской авиакомпанией, которая совершит рейс в Тбилиси, будет "Азимут". И эта компания находится под санкциями. Пока – только украинскими. Санкции против "Азимута" Киев ввел девятнадцатого октября прошлого года. В санкционном решении причина наказания не указана, однако она очевидна: авиакомпания "Азимут" осуществляет рейсы в Крым.
А отсутствие санкций со стороны ЕС и США означает лишь, что эта компания просто пока не попала под их "локаторы". Эта деталь заставляет по-новому посмотреть на решение Тбилиси. Хотя Грузия не присоединилась к западным санкциям, введенным после двадцать четвертого февраля 2022 года, однако до сих пор всегда заявляла о поддержке территориальной целостности Украины. Так же, как и Украина не признает самопровозглашенные Абхазию и Южную Осетию, трактуя их как оккупированную Россией территорию Грузии.
Более того, в 2014 году Грузия присоединилась к "крымскому" пакету санкций против РФ, введенному Евросоюзом. Долгое время этот факт использовался грузинскими властями как некая "индульгенция" – мол, Тбилиси на самом деле поддерживает санкции, просто не может позволить себе присоединиться к более мощным санкционным пакетам последних лет.
Теперь оказывается, что заверения Тбилиси об уважении к территориальной целостности Украины также ничего не стоят. И при необходимости там готовы разрешить полеты авиакомпании, работающей в Крыму.
Очевидно, что это потребует реакции со стороны Киева. Какой она будет? Будут ли это санкции против грузинских чиновников? Грузинских авиакомпаний (с грузинской стороны рейсы в РФ будет выполнять Georgian Airways)? Будет ли также "отложенное наказание", например, отказ от авиасообщения Украины с Грузией после завершения конфликта?
Boeing-737-500 грузинской авиакомпании Айрзена - Грузинские авиалинии
Госдеп США: грузинские компании могут попасть под санкцииВ США заявили, что грузинские компании могут оказаться под угрозой санкций из-за восстановления прямого авиасообщения с Россией, сообщает портал "Новости-Грузия". Речь идет о предприятиях, которые обслуживают российские самолеты в аэропортах Тбилиси и Кутаиси.
Понятно лишь одно. До сих пор отношения Украины с Грузией трактовались как стратегические. И это не подвергалось сомнениям, даже несмотря на все споры последних лет. Но невозможно считать стратегическим партнером государство, которое не уважает нашу территориальную целостность.
Нынешняя грузинская власть уничтожит стратегические отношения с Украиной в тот момент, когда дала разрешение на посадку в Тбилиси самолету российской авиакомпании, которая до сих пор является фактически участником программы по узакониванию присоединения Крыма.
Автор: Юрий Панченко