https://inosmi.ru/20230613/stolknovenie-263530751.html
Столкновение цивилизаций предрекли еще 30 лет назад. Тогда США не поверили
Столкновение цивилизаций предрекли еще 30 лет назад. Тогда США не поверили
Столкновение цивилизаций предрекли еще 30 лет назад. Тогда США не поверили
Уверенность в своем превосходстве ослепила США и помешала им разглядеть начавшееся столкновение цивилизаций, пишет TAC. О нем предупреждал еще 30 лет назад... | 13.06.2023, ИноСМИ
2023-06-13T00:05
2023-06-13T00:05
2023-06-13T12:00
the american conservative
запад
китай
россия
сэмюэл хантингтон (samuel huntington)
фрэнсис фукуяма
политика
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/img/24940/82/249408241_0:0:2379:1339_1920x0_80_0_0_c571f47504504a741d5fef265861ab08.jpg
Вышедшая в 1993 году статья Сэмюэла Хантингтона стала пророческим предостережением всем желающим заняться национально-государственным строительством.В апреле американское общество ознакомилось с двумя аналитическими оценками того, что пошло не так в ходе хаотичного вывода войск из Афганистана, состоявшегося 20 месяцами ранее. Белый дом обвинил в этом фиаско предыдущую администрацию. Специальный генеральный инспектор по Афганистану Джон Сопко (John F. Sopko) был более осторожен. Он объяснил все системными факторами, кратко изложив их в одном предложении: "Трагические события августа 2021 года уходят своими корнями в решения, принятые за несколько десятилетий до этого политическими руководителями, дипломатами, организациями помощи и военачальниками".В зависимости от вашего мнения о сорок третьем и о сорок четвертом президенте, таких десятилетий может быть два или три. Более точный и правдивый ответ – три.В 1989 году Фрэнсис Фукуяма задал вопрос: а не стал ли наш мир свидетелем конца истории? В 1992 году он ответил на него утвердительно. Фукуяма заявил, что с распадом Советского Союза либеральная демократия стала тем идеалом, "усовершенствовать который невозможно". Тезис о конце истории стал философским обоснованием веры Запада в собственное превосходство и как будто подтвердил, что западная цивилизация является "всеохватывающей".Спустя четыре года (30 лет назад) Сэмюэл Хантингтон задал другой вопрос: а не идет ли наш мир к столкновению цивилизаций? В 1996 году он тоже ответил на него утвердительно. В своей работе "Столкновение цивилизаций" Хантингтон утверждал, что причины конфликта будут переходить из идеологической в цивилизационную сферу. Он предупредил, что Западу грозит неминуемый упадок, а его высокомерные утверждения о "всеобщей цивилизации" могут войти в столкновение с усиливающейся китайской цивилизацией и с настроенной весьма враждебно исламской цивилизацией.В тридцатую годовщину публикации трактата Хантингтона возникает два вопроса. Стали бы прошедшие три десятилетия американской внешней политики другими, если бы ответственные за принятие решений руководители придерживались точки зрения Хантингтона, а не Фукуямы? И сохраняет ли его работа актуальность по сей день?"Конец истории" Фукуямы вдохновил американских руководителей и мыслителей, побудив их сделать целую серию наглых и дерзких заявлений о внешней политике. Здесь и "новый мировой порядок", и "однополярный момент", и "незаменимая нация", и "глобальная война с террором", и "конец тирании в нашем мире". Между тем, Хантингтон говорил о "старом мировом порядке". Главными действующими силами в миропонимании Хантингтона были не относительно юные демократии, вышедшие из холодной войны, а многовековые цивилизации, представляющие собой совокупность общей истории, культуры и религии. Вместо объединяющих мир международных институтов Хантингтон вел речь о границах, о линиях разлома, которые обозначат новые контуры конфликтов в следующую эпоху.Следовательно, будущее у Хантингтона было многополярным в цивилизационном смысле. Он признавал превосходство Запада в последнем десятилетии ХХ века, однако одновременно с этим утверждал, что эта некогда господствовавшая цивилизация приходит в упадок. Между тем, ранее подчинявшиеся Западу цивилизации (китайская в восточной Азии и исламская на севере Африки и в юго-западной Азии) демонстративно отвергали идею о том, что без ориентации на Запад модернизация невозможна. С другой стороны, упадок Запада и усиление Китая опровергли концепцию незаменимости, продемонстрировав ее ошибочность.Хотя Соединенные Штаты Америки и институты Запада поддерживали глобализацию, именно Китай оказался незаменимым, став "мировой фабрикой". Американский эгоизм и высокомерие вызвали крах на Ближнем Востоке в 2003 году и дестабилизацию мировой экономики в 2008 году. А Китай тем временем создавал собственные региональные институты и договаривался о нормализации отношений между Саудовской Аравией и Ираном. Начало глобальной войны с терроризмом усилило международное сопротивление Америке, а вторжение США в Ирак вызвало ярость у мусульман, и без того недовольных вестернизацией и модернизацией. Афганистан в считанные дни пал под натиском талибов*, абсолютная монархия пережила арабскую весну, а скрытые диктатуры благоденствовали под маской демократии. Тирания упорна и живуча, и она останется такой вне зависимости от эпох, цивилизаций и исторических обстоятельств.Если бы американские руководители смотрели на мир глазами Хантингтона, они бы признали, какая это наглая провокация – размещать войска в священных для ислама городах, насколько бессмысленно заниматься миротворчеством на линии разлома Запада и православия на Балканах, насколько бесперспективно осуществлять смену режимов на Ближнем Востоке, какое это заблуждение – ждать либерализации в Китае, и как они наивны перед лицом российских озабоченностей собственной безопасностью и российских военных возможностей. К концу президентского срока Обамы американская власть и влияние были низведены до провозглашения бледных красных линий, бездействия в ответ на вторжение "маленьких зеленых человечков", "дипломатии хэштегов" и "лидерства сзади".Несомненно, последние 30 лет могли стать совсем другими.История подтвердила правильность тезисов Хантингтона. Соединенные Штаты и Китай на самом деле стали глобальными противниками.Каждый придерживается своей системы государственного управления, утверждая, что она превосходит систему соперника и достойна подражания. Китайская и исламская цивилизации объединяются в виде альянса Китая и Ирана. Тем не менее, этот цивилизационный цикл подходит к концу, и сейчас самый насущный вопрос заключается в том, когда и как этот цикл завершится.Больше всего Хантингтон опасался настойчивых утверждений Америки о том, что Запад является "универсальной цивилизацией", с которой надо брать пример, а при необходимости принуждать других к подчинению ей. Из-за такого высокомерия Запад должен оказаться в изоляции, утверждал Хантингтон – "Запад против всех остальных". Его опасения нашли свое воплощение в китайско-иранско-российском сближении в противовес США. Если такая расстановка сил укоренится, многостороннее столкновение цивилизаций превратится в геоэкономическую дуэль между демократическим капитализмом и авторитарным меркантилизмом.Стремление разделить экономики Америки и Китая – это начало. Глобальный размах такого стремления очевиден – достаточно взглянуть на разногласия между Западом и остальными странами в вопросе антироссийских санкций. В ближайшем будущем это будет существенно осложнять процесс восстановления глобальных цепочек поставок, разорванных из-за пандемии. Следующей фазой станет реализация в США промышленной политики передовых технологий и китайские попытки дедолларизации экономики. Промышленная политика может оказаться весьма популярной внутри страны, но она редко бывает успешной, и вдобавок ко всему существует опасность вызвать противодействие американских союзников. А вот дедолларизация, даже если она будет постепенной, может навредить США, которые и без того несут тяжкое бремя ужасного отношения госдолга к ВВП и балансирующих на грани провала программ социального обеспечения.Соответственно, один последний цивилизационный гамбит может уменьшить эти риски.Хантингтон весьма проницательно отмечал, что Россия колеблется, маятником качаясь между своим евразийским происхождением и стремлением к Западу. После окончания холодной войны первые постсоветские руководители этой страны стремились к углублению сотрудничества с Западом, исходя из экономических и военных соображений. Фактор Китая появился позднее. После 11 сентября Россия просигнализировала о своей готовности активно сотрудничать с США в борьбе против исламского экстремизма.Россия всегда боялась оказаться в окружении, и деля между собой евразийский континент, Китай и Россия не должны быть союзниками. Их сближение – это результат совпадения интересов, но не ценностей. К 2050 году Россия окажется в демографическом окружении. Напористый Китай на востоке, а ислам на юге (с последним у России долгая и кровопролитная история). Евроаравия на западе замкнет кольцо. Поэтому неудивительно, что Россия поддерживает западные партии, выступающие против иммиграции.После кончины Советского Союза и возрождения России американские руководители, понимая преобладающие цивилизационные обстоятельства, должны были ухватиться за возможность сформировать альянс Запада и православия для противодействия появлявшейся на свет китайско-исламской коалиции. Вместо этого западные лидеры, соблазнившись "концом истории", отодвинули Россию. Но путь к разрядке с Россией лежит через Киев.Россия с неохотой превращается в младшего партнера Китая, и пока она полностью ему не подчинилась, Западу надо как можно скорее завершить вооруженный конфликт на Украине, не дожидаясь, когда это сделает Пекин. Он должен при этом использовать все имеющиеся разногласия и противоречия между двумя странами. Взаимозависимость не спасла многополярную Европу в 1914 году, но изолированные блоки весьма удобно и эффективно способствовали разделению труда. Каждая сверхдержава контролировала собственную сферу и всеми силами предотвращала перерастание мелких кризисов в крупную войну.Самонадеянность поверившего в собственное превосходство Запада ослепила Америку и лишила ее возможности разглядеть начавшееся столкновение цивилизаций. Спустя 30 лет уважающие историю и человеческую природу люди могут лишь сожалеть об этом безрассудстве. Возвращение к идеям Хантингтона с опозданием в 30 лет – это шаг к исправлению.В зависимости от вашего мнения о сорок третьем и о сорок четвертом президенте, таких десятилетий может быть два или три. Более точный и правдивый ответ – три.* террористическая организация, запрещенная в России
/20221226/lavrov-259213774.html
/20220417/liberalizm-253821826.html
запад
китай
россия
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2023
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.inosmi.ru/img/24940/82/249408241_0:0:2379:1785_1920x0_80_0_0_a29036e6456f764d7d10db54a39dc5d7.jpgИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
the american conservative, запад, китай, россия, сэмюэл хантингтон (samuel huntington), фрэнсис фукуяма, политика