Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Переговоры Тегерана и Вашингтона и предотвращение худшего

© РИА Новости Антон Быстров / Перейти в фотобанкГраффити перед бывшим посольством США в Тегеране
Граффити перед бывшим посольством США в Тегеране - ИноСМИ, 1920, 30.06.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Возможно, Вашингтон и Тегеран смогут достичь временного меморандума о взаимопонимании по ядерной сделке, пишет Al Binaa. Однако сделать это не так просто, потому что Америка допускает ту же ошибку, что несколько лет назад: она игнорирует опасения стран Персидского залива о потенциальной иранской угрозе.
Сейчас много говорят о возможности достижения временного американо-иранского меморандума о взаимопонимании по ядерной программе, включая частичную отмену западных санкций и прекращение Тегераном обогащения и хранения урана. И это после более чем двухлетней неудачи сторон в возрождении Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД или ядерной сделки), из которого вышла администрация Дональда Трампа. Однако желаемый результат достичь не так просто из-за многочисленных препятствий. Самый важный вопрос, который напрашивается сам собой: почему Вашингтон повторяет ту же ошибку, которую он допустил в 2015 году, и не привлекает государства Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) к участию в нынешних переговорах?
Возможно, так Америка хочет избежать их критики и обвинений, которым она подверглась во время заключения первого соглашения. Тогда она проигнорировала опасения ближневосточных стран, вызванных потенциальной иранской угрозой. Восстановит ли приглашение государств ССАГПЗ к обсуждению ядерной сделки утраченное к США доверие? Ведь именно этого Соединенные Штаты пытаются добиться, отправляя Джейка Салливана и Энтони Блинкена с визитами в Саудовскую Аравию. С другой стороны, участие стран Персидского залива может оказать дополнительное давление на Тегеран в то время, когда Иран и государства ССАГПЗ, в частности Саудовская Аравия, наконец встали на путь нормализации отношений.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
На самом деле Вашингтон не воспринимает региональные преобразования с какой-либо долей реализма и не понимает, что его планы наладить диалог между Эр-Риядом и Тель-Авивом и сформировать арабо-израильский альянс против Тегерана (еще во время первого обсуждения ядерной сделки) обернулись провалом. Арабские страны отказываются противостоять Ирану.
В этом контексте есть две точки зрения. Первая заключается в том, что договоренности между Египтом — Ираном и между странами Персидского залива — Исламской Республикой, включая соглашения между Тегераном и Эр-Риядом, развеяли опасения арабского мира относительно ядерной программы Ирана. Развивающиеся отношения и сотрудничество в области безопасности отодвигают эти страхи на второй план. Согласно другой точке зрения, озабоченность государств Персидского залива полностью не исчезла. Саудовско-иранское соглашение не решило все существующие проблемы между двумя странами в один миг, но открыло дверь для постепенного урегулирования разногласий. Нужны годы, чтобы устранить все противоречия путем диалога и снизить накал конфликта.
Вместе с тем есть те, кто оправдывает Вашингтон за то, что он не привлек страны ССАГПЗ к новым переговорам по ядерной сделке. Они также утверждают, что Иран — единственный, кто этого не хочет, основываясь на отказе Министерства иностранных дел Исламской Республики от призывов президента Франции Эммануэля Макрона привлечь Саудовскую Аравию. Участие стран Персидского залива могло бы означать признание региональной угрозы со стороны Ирана и выдвижение требований, не относящихся к ядерной сделке, таких как сворачивание его ракетной программы и ограничение его региональных вмешательств. При этом сам Тегеран обеспокоен рисками, создаваемыми американцами с помощью военных база на Ближнем Востоке и Авраамским соглашением Объединенных Арабских Эмиратов и Бахрейна. Поэтому Тегеран хотел снизить напряженность в отношениях с арабскими государствами, особенно странами Персидского залива, в рамках региональных механизмов, не отводя им никакой роли в его собственных новых ядерных соглашениях. В том же контексте Иран сегодня не будет рисковать наконец-то достигнутым взаимопониманием с Саудовской Аравией и открытостью стран ССАГПЗ по отношению к нему, втягивая их в катакомбы ядерных переговоров, что может вновь разжечь острые разногласия между Тегераном и арабским миром.
Женщина на фоне граффити на стенах бывшего посольства США в Тегеране, Иран - ИноСМИ, 1920, 30.06.2023
Страны Ближнего Востока: нам не нужен "американский сценарий" Вашингтон — главный нарушитель спокойствия на Ближнем Востоке, и он не собирается останавливаться. Однако арабские страны уже не устраивает беспредел США, пишет "Жэньминь жибао". Они намерены стереть все оставленные Америкой "следы" .
Кто-то считает, что страны Персидского залива — это те, кто сегодня не хочет участвовать в этих переговорах, считая, что ограничение ядерной программы Ирана — это хорошо, но это не та проблема, которая их беспокоит. Тегеран стремится стать ядерным государством, но он не самоубийца и не будет использовать это оружие. Что беспокоит страны Персидского залива, так это тысячи небольших «умных» вооружений, разработанных Ираном, которые стали прямой угрозой для его соседей. Арабы все еще помнят атаки, совершенные Тегераном по саудовской территории, как и неспособность администрации Трампа отреагировать на эти нападения. Зато США требуют, чтобы Саудовская Аравия оплатила ввод американских войск или стоимость оружия, которые они ей отправляют. Тогда Эр-Рияд осознал двойной провал политики Вашингтона в отношении Тегерана и защиты безопасности ближневосточных стран из-за невозможности достичь ядерного соглашения, которое не позволило бы Ирану стать ядерной державой. Тегеран, в свою очередь, лишь увеличил ядерный арсенал в 12 раз. Администрации Дональда Трампа также не смогла противостоять экспансионистскому проекту Ирана в арабских странах и его вмешательству в региональные конфликты, большинство из которых все еще продолжаются.
Этот провал Америки укрепил убежденность ближневосточных государств в том, что региональная безопасность не будет достигнута с помощью Вашингтона, особенно с учетом изменений, произошедших в международных отношениях, и напряженности между Западом, Россией и Китаем. Необходимо обратиться к иным подходам в области безопасности и сбалансированным внешним и экономическим отношениям. Именно эта тенденция привела к недавнему саудовско-иранскому соглашению. Однако реализм требует осторожности, поскольку пропасть между Тегераном и Эр-Риядом все еще велика из-за идеологических разногласий, что требует продолжения пути нормализации и расширения взаимопонимания между ними.
Странам Персидского залива остается только ждать, добьется ли Вашингтон успеха или потерпит неудачу в своем стремлении к ограниченному ядерному соглашению, которое, как он знает, не является хорошим вариантом, но альтернативы могут быть намного хуже. Особенно сейчас, когда Америка сталкивается с бушующей внутренней и внешней войной из-за одобрения Комитета Палаты представителей по иностранным делам законопроекта, который делает санкции в отношении Ирана постоянными с целью его ядерного сдерживания, а также после заявления Биньямина Нетаньяху о том, что Израиль отвергает любые ограниченные договоренности с Ираном и что любое соглашение с ним не будет носить обязательный характер для Тель-Авива. Израиль намерен сделать все необходимое, чтобы защитить себя. Смогут ли США убедить Израиль в правильности этой политики, чтобы он действительно мог избежать худшего?
Автор: Сэм Манси (سام منسى)