Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Президент Лула да Сильва ушел в оборону: он за расширение БРИКС, но без потери влияния Бразилии

© AP Photo / Eraldo PeresПрезидент Бразилии Лула да Силва
Президент Бразилии Лула да Силва - ИноСМИ, 1920, 22.08.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Бразилия ведет политику балансирования между Китаем и Россией с одной стороны и Западом – с другой, пишет Libération. Поэтому, если Москва и Пекин почти безоговорочно выступают за прием в БРИКС новых членов, то президент Лула да Сильва занимает осторожную позицию.
На саммите БРИКС, который стартовал в Йоханнесбурге во вторник 22 августа, будет рассмотрен вопрос о расширении состава стран-участников. Поскольку главными "двигателями" саммита оказались Китай и Россия, Бразилия опасается потерять свое влияние.
"G7 больше не должна существовать". Лула да Силва не скупится на сильные фразы, когда речь заходит о создании нового мирового порядка. По его мнению, БРИКС в составе Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР – это объединение, которое представляет собой новый аналог "Большой семерки". Именно группа БРИКС теперь должна олицетворять принцип "инклюзивной многосторонности". "Мы хотим, чтобы группа стран БРИКС была очень сильной, как в политическом, так и в финансовом плане", – заявил да Сильва, победивший недавно на выборах в Бразилии как лидер левых сил. Он выступил за вступление новых стран-участниц, "которые будут отвечать требованиям, которые мы обсудим в Йоханнесбурге". Но стоит отметить: Бразилия никогда не выступала за такое расширение "БРИКС плюс", которое привело бы к ослаблению ее, бразильского, влияния в БРИКС.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
А тут двери оказываются "широко открыты". По меньшей мере тринадцать стран подали заявки, в том числе Иран и Саудовская Аравия. И все это на фоне конфликта на Украине, стороной в котором выступает одна из стран-основательниц БРИКС. Напомним, что идею блока БРИК (тогда еще без буквы S от названия страны South Africa) заронил в 2001 году Джим О'Нил (Jim O’Neill), экономист из Goldman Sachs. Именно он поставил четыре буквы рядом, каждая из букв при этом была начальной буквой в названиях стран с самыми перспективными незападными экономиками. Для него это были новые развивающиеся державы того времени. Их объединяли высокие темпы роста, большая численность населения, обширные территории и богатые природные ресурсы.

Дипломатическая традиция "несогласия"

Пять лет спустя четыре гиганта будущего мира (БРИК) решили объединить свои усилия. Это произошло при "Луле-1", во время первого президентского срока бывшего профсоюзного деятеля. Инициатива исходила от его бывшего министра иностранных дел Селсу Аморима (Celso Amorim). "Он говорил об этом со своим российским коллегой Сергеем Лавровым", – вспоминает Рубенс Барбоза (Rubens Barbosa), бывший посол в Вашингтоне в начале 2000-х годов. Для Бразилии идея заключалась не в том, чтобы противостоять США, а в том, чтобы просто заявить о себе на геополитической арене. Сегодня страны БРИКС имеют право голоса. Им удается действовать сообща в различных финансовых организациях".
В 2015 году объединение БРИКС добилось от Международного валютного фонда реформы квот и системы управления, что сделало группу еще более значимой с точки зрения растущего веса развивающихся стран. Но политическое сотрудничество оказывается более сложным. "Страны БРИКС очень разные, поэтому им трудно выработать единую внешнюю политику, – говорит Рубенс Барбоза. – Мы убедились в этом на примере конфликта [на Украине]". Бразилия – единственная из пяти стран БРИКС, которая осудила в ООН российскую спецоперацию на Украине, хотя, как и ее партнеры по БРИКС, выступила против западных санкций в отношении России. Такая позиция отражает ее дипломатическую традицию "несогласия", которая может пострадать от расширения БРИКС.
1-е заседание шерп/су-шерп стран БРИКС. День третий
Троянские кони в БРИКСБРИКС несет миру надежду на то, что несправедливый глобальный порядок, насажденный Западом, наконец уйдет в прошлое, пишет Rebelión. Однако расширение сопряжено с опасностью – США уже неоднократно внедряли "троянских коней" в неподконтрольные им международные организации.
В Москве эта идея тоже вызывала сомнения. Однако сейчас, когда Россия стремится выйти из дипломатической изоляции, сомнения насчет оправданности расширения в Москве намного меньше, чем в Бразилии. "Настоящим инициатором расширения БРИКС всегда был Китай, даже до конфликта", - объясняет Ана Гарсия (Ana Garcia), координатор Центра политики БРИКС, аналитического центра при Католическом университете в Рио. Пекин, который в свое время стал инициатором вступления в БРИКС ЮАР, стремится расширить все международные организации, которые могли бы избавить его от необходимости вести переговоры с Западом и обойти антикитайскую политику сдерживания, проводимую США. В то же время в БРИКС стремятся попасть страны, для которых Запад закрыл все двери. Это касается и таких стран, как Иран и Аргентина: их объединяет инициированное США ограничение их доступа к финансовым рынкам". Буэнос-Айрес присматривается к Новому банку развития – финансовой организации БРИКС, которая базируется в Шанхае и которую возглавляет бывший президент Бразилии Дилма Русефф (Dilma Rousseff).

Опасения потерять влияние

Вот мнение госпожи Аны Гарсия: Барбоза: "Столкнувшись с идеей расширения "БРИКС плюс", страны- участники группы разошлись во мнениях. Китай и Россия торопятся принять новых членов, а Бразилия и Индия, напротив, хотят проявить осторожность". Ана Гарсия считает позицию Бразилии "двусмысленной": она безусловно выступает за укрепление группы, но опасается ослабления своих позиций, поскольку "уже сейчас очень трудно достичь общего мнения между пятью странами-участницами".
"Бразилия рискует оказаться изолированной, если к БРИКС присоединятся страны, совсем близкие к России и Китаю", - опасается Рубенс Барбоза. Тогда БРИКС примет "откровенно антизападный характер", а это Бразилию не очень устраивает. Бразилия считает дистанцированной и от напряженных отношений между Китаем и США, и от конфликта на Украине. "Стратегическая автономия, равноудаленность Бразилии как от России, так и от Запада – это сложно достижимая цель, но сохранение ее для Бразилии важно, - говорит Ана Гарсия. Потому что эта хотя бы внешняя равноудаленность позволяет Бразилии сохранять свои позиции в качестве международного лидера, который может войти в состав группы посредников, выступающих за мир. Это еще одна тема, которая также будет затронута на саммите".
Автор: Шанталь Рай (Chantal Rayes)