Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Вступление без послаблений: почему переговоры с ЕС будут сложнее, чем кажется сейчас

Саммит ЕС в Брюсселе - ИноСМИ, 1920, 26.08.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вероятность того, что Украину примут в ЕС невысока, пишет "Европейська правда". На это есть несколько причин. Среди них: раздражение в некоторых странах блока, отход от демократии, опасения относительно низких экономических показателей самой Украины.
Из Брюсселя уже поступают обнадеживающие сигналы относительно возможного старта переговоров уже в конце этого года.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
И хотя это бесспорно положительная новость, Украина должна приложить серьезные усилия для подготовки к этому сложному и длительному процессу. Для достижения этой цели необходимо усилить государственные институты и наладить постоянный и продуктивный диалог между правительственными структурами, бизнесом и гражданским обществом.
Как страна – кандидат в члены ЕС, Украина обязана соответствовать Копенгагенским критериям, в частности, иметь развитую рыночную экономику, функционирующие демократические институты и государственную службу, которая способна эффективно имплементировать законодательство ЕС. Кроме этого, необходимо адаптировать отечественное законодательство к разнообразному и обширному законодательству ЕС.
Вероятность того, что Украину примут в ЕС без соответствия этим критериям, является невысокой, как бы нам ни хотелось особых условий вступления на пути к желанному членству.
На это есть несколько причин. Среди них: раздражение в некоторых странах ЕС низким уровнем готовности Румынии и Болгарии на момент их вступления, отход от демократических практик и злоупотребление политикой единодушия ЕС со стороны Польши и Венгрии, опасения относительно низких экономических показателей самой Украины и тому подобное.
Кроме того, продвижение страны-кандидата на пути к членству требует политического консенсуса среди существующих стран-членов. Этот консенсус часто достигается посредством сложных переговоров и соглашений, поэтому любое изменение процедуры приема новых членов может стать серьезной проблемой для самого Европейского союза.
Таким образом, с высокой вероятностью Украина сможет получить полноправное членство в ЕС только после успешной имплементации законодательства ЕС и проведения всех необходимых реформ.
Однако, насколько мы готовы к выполнению этой задачи? Основное бремя реализации этих реформ будет возложено на государственные институты. Однако государственная служба переживает не лучшие времена.
Согласно данным министерства финансов, с начала года с государственной службы уволилось две и семь десятых тысячи работников. В том числе кадровые потери понесли министерство финансов, министерство экономики и министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов, которые будут среди наиболее "загруженных" евроинтеграционными реформами министерств.
Среди других проблем, с которыми сталкиваются государственные служащие, – недостаточный уровень владения английским языком и ограниченные знания относительно актов ЕС, которые необходимо будет имплементировать.
Значительная поддержка процессам евроинтеграции со стороны ЕС сейчас оказывается путем финансирования ряда проектов, направленных на помощь органам власти в подготовке проектов евроинтеграционного законодательства, с переводом актов ЕС и необходимыми аналитическими материалами. Эти проекты играют чрезвычайно важную роль в привлечении внешней экспертизы, консультировании и аналитической поддержке государственных служащих, работающих с евроинтеграционными задачами.
Однако ЕС не может вести переговоры о членстве сам с собой (то есть с проектами, которые финансируются за средства Евросоюза).
Именно органы власти должны сформировать переговорную позицию Украины, то есть оценить, когда реально украинское общество будет готово к имплементации того или иного акта ЕС и соответственно подготовить план имплементации (что при этом абсолютно не исключает аналитической поддержки со стороны проектов).
Также для сохранения институциональной способности важно, чтобы основными авторами законопроектов оставались именно государственные служащие, а не внешние эксперты. Но для этого нужно провести полноценную реформу государственной службы, позволяющую привлекать и удерживать в органах власти высокопрофессиональных специалистов.
Реформа государственной службы должна включать пересмотр оплаты труда государственных служащих, разработку понятной системы карьерного продвижения, новым подходом к отбору новых работников (которые должны обязательно владеть английским языком на достаточном для выполнения рабочих задач уровне) и системой обучения уже имеющихся специалистов.
Эта реформа должна стать приоритетом №2 после поддержки украинской армии. Более того, эти процессы связаны между собой. Без добросовестного выполнения всех обязательств по присоединению к ЕС, Украина не сможет получить возможность стать частью Евросоюза, а также членом НАТО.
Очевидно, что реформа государственной службы, ее усиление и подготовка к работе в условиях членства в ЕС станет одним из основных вызовов на евроинтеграционном пути.
Однако для успешной евроинтеграции также требуется активное участие и других заинтересованных сторон. На этапе подготовки к началу переговоров очень важно налаживание постоянного контакта между органами власти и бизнесом.
Бизнес должен активно изучать законодательство ЕС, анализировать все возможные риски, связанные с его внедрением, выражать свою позицию органам власти и, в некоторых случаях, принимать активное участие в формировании нового законодательства. При этом наименее конструктивной позицией бизнеса было бы использование лоббизма для блокировки евроинтеграционных законопроектов.
Украине, чтобы стать членом ЕС придется имплементировать все законодательство ЕС, поэтому евроинтеграционные законопроекты, которые будут годами висеть в Верховной раде без рассмотрения (как это уже наблюдалось с некоторыми законопроектами по Соглашению об ассоциации) будут только замедлять наш прогресс. Вместо этого бизнес должен оценить реальное время, необходимое для адаптации новых правил, и потребовать внесения соответствующих отсрочек в законодательство.
Например, если в ближайшее время Украина имплементирует Регламент N952/2013 о Таможенном кодексе союза (который, кстати, есть в перечне обязательств Украины еще по Соглашению об ассоциации), то его положения значительно усложнят функционирование бизнеса, работающего с использованием таможенного режима переработки.
Согласно положениям Таможенного законодательства ЕС, при ввозе такого сырья в этом режиме все таможенные платежи, которые могли бы возникнуть при аналогичном импорте, должны покрываться финансовой гарантией. В то же время с момента присоединения Украины к единому рынку ЕС, все товары, импортируемые из Евросоюза, вообще не требуют таможенного оформления, что решает эту проблему, по крайней мере частично (относительно давальческого сырья из ЕС).
Таким образом, бизнес может высказать свою позицию относительно отсрочки вступления в силу положений регламента, касающихся давальческого сырья (сырьевой продукт, передаваемый заказчиком изготовителю с целью переработки. – Прим. ИноСМИ.), до момента вступления в ЕС.
Однако, обо всех таких нюансах имплементации законодательства ЕС может знать только бизнес, который понимает отраслевую специфику и изучает, как имплементация актов ЕС может отразиться на его экономической деятельности.
Соответственно, чтобы избежать "неприятных сюрпризов", бизнесу необходимо активно привлекаться к выработке позиции относительно отсрочки в имплементации конкретных актов ЕС.
Роль гражданского общества в процессе евроинтеграции будет оставаться неизменной – защита демократии. Функционирование демократических институтов – один из ключевых критериев для вступления в ЕС.
Вряд ли ЕС согласится принять в свой состав еще одну страну с руководителем типа Орбана, а потому необходимо бороться со всеми возможными намеками на проявление авторитаризма.
Одной из первоочередных задач является привлечение общественности к обсуждению евроинтеграционных законопроектов. Организации гражданского общества часто имеют глубокую отраслевую экспертизу в отдельных важных для евроинтеграции секторах и поэтому необходимо, чтобы они были вовлечены в обсуждение и подготовку законопроектов.
Пожилая пара прогуливается в парке в Гельзенкирхене, Германия - ИноСМИ, 1920, 25.08.2023
Заблудшая Европа не понимает, что все конченоВсе говорит о том, что будущее человечества будет решаться где-то в ином месте, а не в Европе, пишет The Telegraph. Старость и бюрократизация — вот, как бывший посол Франции в США рассуждает о странах ЕС.
Вступление в ЕС – это очень амбициозная и одновременно сложная задача, которая потребует консолидации всего общества. Первоочередной задачей является повышение качества и возможностей государственной службы. Однако не менее важно создать механизм координации усилий и экспертизы всех участников евроинтеграционных процессов.
Авторы: Александра Булана, Любовь Акуленко