Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Украина и другие страны ждут своей очереди на вступление – но готов ли ЕС к расширению?

The Guardian: ЕС не готов к принятию Украины из-за ее роли на рынке зерна

© РИА Новости Алексей Витвицкий / Перейти в фотобанкФлаги с символикой Евросоюза у здания Еврокомиссии в Брюсселе.
Флаги с символикой Евросоюза у здания Еврокомиссии в Брюсселе. - ИноСМИ, 1920, 01.09.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
ЕС не может принять Украину, пишет The Guardian. Страны, получающие финансирование, должны будут превратиться в доноров, а они к этому экономически не готовы. Кроме того, Украина — крупнейший игрок на рынке зерна, что потребует реформ сельскохозяйственной политики ЕС.
Лиза О’Кэррол (Lisa O'Carroll)
Только с началом российской военной операции европейские лидеры стали делать необходимые расчеты, говорит эксперт.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Она много раз приглашала, но дату приема так и не назначила. "Вы часть нашей семьи, ваше будущее в нашем союзе, а наш союз неполон без вас", —заявила в прошлом году председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен Украине и еще девяти странам, терпеливо ждущим своей очереди на вступление.
Но сегодня, когда перспективы присоединения Украины к этому блоку становятся все реальнее, руководство ЕС задается вопросом о том, готов ли Евросоюз к расширению.
Как это отразится на бюджете Евросоюза, который и без того испытывает большие нагрузки? Рады ли будут Польша, Греция и Венгрия, когда из получателей европейского финансирования они превратятся в доноров? Готовы ли будут Германия и Франция увеличить свой вклад?
Придется ли членам Европарламента потесниться на скамейках и дать место политикам из новых стран-членов? Ведь Европарламент может стать самым большим парламентом в мире. И куда сместится политический баланс – влево или вправо?
Любое из 27 государств-членов может наложить вето на вступление новой страны. Таким образом, внутренняя политика станет серьезным фактором, влияющим на решения о том, кому быть членом ЕС, а кому нет. Если какое-то государство посчитает, что эти вопросы неприятны его электорату, оно вполне может воспрепятствовать вступлению.
"Страны-члены очень поздно осознали, что им придется проводить внутренние реформы", — говорит директор по исследовательской работе из Центра исследований европейской политики (Centre for European Policy Studies) Стивен Блокманс (Steven Blockmans).
Этот аналитический центр занимается данной проблемой уже много лет, но только сейчас, когда Россия начала СВО на Украине, министерства и ведомства по всей Европе стали проводить какие-то черновые расчеты, говорит Блокманс.
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг и президент Украины Владимир Зеленский на саммите НАТО в Вильнюсе - ИноСМИ, 1920, 31.08.2023
Обзор событий недели. Саркози: "Мы нуждаемся в русских, а они — в нас". "Объявление войны Евросоюзу". Бурлящая АфрикаЗапад с огромным рвением включился на Украине в борьбу против России, однако теперь его энтузиазм иссякает, пишет Geopolitika.news. Там явно создаются условия для "умывания рук" на случай, если ситуация будет развиваться не так, как ему хотелось бы.
По его словам, до вооруженного конфликта некоторые обозреватели придерживались мнения, что у расширения наступила "клиническая смерть, и жизнь ему поддерживают искусственно разными саммитами в рамках ЕС".
Конфликт на Украине все изменил. Как сказал один дипломат, "расширение не только вернулось в повестку. Оно вошло в первую тройку вопросов, которыми занимаются лидеры Евросоюза".
Еврокомиссия пока не разработала возможные сценарии бюджетных и организационных реформ в расширенной Европе. Нет ничего, "напоминающего реальную, конкретную, структурированную реформу процесса расширения", отметил Блокманс в вышедшем недавно докладе Центра исследований европейской политики.
Прошлым летом Украину и Молдавию поставили в очередь официальных кандидатов на вступление. Кроме них в этой очереди стоят Албания, Сербия, Косово, Турция, Черногория, Северная Македония, Босния и Герцеговина. А Грузия находится в процессе подачи заявки. Косово заключило соглашение о стабилизации с другими балканскими странами, которое поможет краю продвинуться дальше по этому пути.
Глава Европарламента Роберта Метсола (Roberta Metsola) призвала провести в будущем году официальные переговоры о начале принятия Украины и Молдавии. В руководстве комиссии существует четкое понимание, что надо сосредоточить внимание на вопросах, мешающих вступлению западнобалканских стран.
Выступая в прошлом месяце на церемонии передачи председательства Испании, фон дер Ляйен сказала: "Мы должны обсудить, как будет выглядеть процесс принятия решений. Мы должны обсудить, как будут распределяться наши общие средства, каким общим принципам мы будем следовать. Это принципиальные вопросы, которые мы должны задать друг другу. Мы должны как можно скорее приступить к их решению, потому что нам понадобится время, чтобы прийти к заключению".
Сейчас Украина и Молдавия стали главными претендентами, но один высокопоставленный европейский дипломат призвал к осторожности и сказал, что ускорить процесс ни в коей мере не удастся, если на этом не начнет активно настаивать сам ЕС. "Ничего не произойдет, пока не возникнет максимальное политическое давление. Зачем странам-членам соглашаться на расширение, действуя наперекор сложившемуся положению вещей?" —сказал один высокопоставленный источник из руководства Еврокомиссии.
На этой неделе председатель Европейского совета Шарль Мишель призвал политиков заняться осуществлением реформ в ЕС, сказав, что к 2030 году они должны быть готовы к расширению. "Предстоит еще много работы. Это будет трудно, а иногда и болезненно. Для будущих стран-членов и для ЕС", —заявил он.
Но насколько увеличится бюджет Евросоюза, составляющий сегодня 186 миллиардов евро? Придется ли трем крупнейшим донорам – Германии, Франции и Италии – глубже залезать в свои карманы ради поддержки Украины? И готова ли будет Польша, идущая в октябре на выборы, взять на себя более весомое финансовое бремя?
"С политической точки зрения сделать это будет трудно", — говорит Блокманс. Однако он отмечает, что многие потенциальные выгодоприобретатели находятся на Балканах и хотят видеть, как "Россию отбрасывают все дальше". Этот фактор может взять верх над негативными доводами о затратах на расширение.
Монеты номиналом 1 евро на фоне банкнот номиналом 10 и 20 евро - ИноСМИ, 1920, 26.08.2023
Евросоюз: несмотря на банкротство, снабжение Киева оружием продолжитсяЕвросоюз продолжит поставлять оружие Украине, несмотря на рекордные темпы банкротства предприятий, сообщили в интервью Press TV представители блока. На вопрос, что делать с безработицей и надвигающимся экономическим кризисом, чиновники отвечают в стиле "позже подумаем". Такой подход уже дает свои плачевные результаты.
А еще есть вопрос о численности Европарламента. До вооруженного конфликта население Украины составляло 44 миллиона человек. Это на три миллиона меньше, чем в Испании, и на три миллиона больше, чем в Польше. Поэтому Украина сможет рассчитывать на 50-60 мест в Европарламенте. Может, ей дадут часть из 73 мандатов, оставшихся после Брексита? Или из-за расширения Европарламент станет слишком громоздким и неповоротливым? Следует ждать появления доводов в пользу сокращения норм представительства у стран-членов, а это очень непопулярная тема для стран, на которых сокращение отразится.
С учетом того, что аграрии совершенствуют свою политическую хватку и мастерство, одной из главных задач для брюссельских чиновников станет выработка контуров возможных реформ общей сельскохозяйственной политики, если Украину примут в члены.
Украина — один из крупнейших игроков на мировом рынке зерна. Обрабатываемых земель у нее больше, чем у Италии. До конфликта на ее долю приходилось 10% рынка пшеницы, 15% рынка кукурузы и 13% – ячменя. Она также была господствующим игроком на рынке подсолнечного масла, поскольку ей, по данным Еврокомиссии, принадлежало 50% этого сектора.
Украина станет крупным получателем общих сельскохозяйственных выплат при сохранении действующих правил. До следующего периода финансирования этих выплат остается пять лет, и вопрос о расширении должен стать частью дискуссии, заявила недавно министр продовольствия и сельского хозяйства Германии Сильвия Бендер (Silvia Bender).
"Мы должны подумать, как подключить кандидатов на вступление к европейской сельскохозяйственной политике, — сказала она. — Если Украина будет вступать, то имеющаяся у нас сегодня система прямых выплат определенно не будет работать".
Также предстоит обсудить вопрос о доступе к внутреннему рынку и о тех перекосах, которые это может создать для фермеров. Правда, Блокманс отмечает, что эта система уже испытывает потрясения в Польше и в других соседних странах, где введен временный запрет на продажу некоторых видов украинской продукции.
Блокманс говорит, что перспектива вступления Украины спровоцирует начало дебатов об общих сельскохозяйственных выплатах и "подтолкнет дебаты, которые уже идут на протяжении ряда лет".
Его третий аргумент по поводу общих сельскохозяйственных выплат Украина часто приводит сама. "Если она придет на внутренний рынок со своими ведущими позициями в сфере продовольствия и сельского хозяйства, это превратит ЕС в глобального игрока, обеспечивающего продовольственную безопасность. В этом есть определенная правда, и я думаю, что со временем это поможет Украине и ЕС ослабить шок".
Представитель Евросоюза заявил: "Понятно, что вступление новых членов отражается на политике ЕС, в том числе, на общих сельскохозяйственных выплатах и фонде солидарности. Невозможно всесторонне оценить последствия для общих сельскохозяйственных выплат, для других мер ЕС и для бюджетов до появления политического результата переговоров о вступлении с каждым кандидатом".
Этот представитель добавил: "Как и во время предыдущих вступлений, этот вопрос будет решаться в рамках переговоров о членстве до прохождения соответствующих переговорных этапов. В этот момент ЕС будет определять финансовый механизм будущего вступления, включая то, какие необходимы временные меры типа привлечения средств ЕС".
Украина и другие страны ждут своей очереди на вступление – но готов ли ЕС к расширению?