Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ультраконсервативное правительство Польши выступает с нападками на Германию, накаляя предвыборную кампанию

© AP Photo / Czarek SokolowskiНовый канцлер Германии Олаф Шольц и премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий в Варшаве, Польша
Новый канцлер Германии Олаф Шольц и премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий в Варшаве, Польша - ИноСМИ, 1920, 12.10.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Польская партия ПиС пытается нападками на Германию увеличить свои шансы на победу на грядущих выборах, пишет El País. Однако Берлин реагирует совершенно невозмутимо. Эту тактику поляки используют уже не в первый раз.
Партия "Право и справедливость" ужесточает свою позицию по отношению к западному соседу, а Берлин старается не замечать провокаций.
В условиях военного конфликта по ту сторону восточной границы и нестабильной экономики предвыборная кампания в Польше получила неожиданного протагониста – Германию. Вернее, антагониста, поскольку вся она направлена на то, чтобы негативно отозваться о Берлине, главном торговом партнере Варшавы и союзнике по НАТО. Парламентские выборы в Польше, назначенные на 15 октября, усилили антинемецкий настрой ультраконсервативной партии "Право и справедливость" (ПиС), которая стремится переизбраться. Берлин невозмутимо наблюдает за этими нападками, ведь за многие годы он уже привык к тому, что консерваторы разжигают антинемецкие настроения для привлечения избирателей.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Берлин всегда находился под прицелом партии Ярослава Качиньского, но теперь нападки стали почти ежедневными. Таким образом, Германия присоединяется к списку соперников, возглавляемых Брюсселем и, прежде всего, лидером главной оппозиционной партии. Либерально-консервативного Дональда Туска называют марионеткой, которая пляшет под дудку Германии, а в прошлом и Москвы.
В предвыборной рекламе Качиньский продемонстрировал свои актерские способности. В ролике он якобы отвечает на поступивший из посольства Германии звонок с просьбой вернуть пенсионный возраст к отметке в 67 лет, установленной правительством оппозиционной "Гражданской платформы". "Туска больше нет, и с этими традициями покончено", – отрывисто говорит Качиньский. После этого вешает трубку и, бросив вызывающий взгляд на камеру, хлопает мобильным телефоном по столу.
Саммит ЕС в Брюсселе - ИноСМИ, 1920, 11.10.2023
Всеобщие выборы в Польше отбрасывают тень на поддержку УкраиныХотя Варшава заинтересована в помощи Киеву, в преддверии всеобщих выборов ей становится труднее взаимодействовать с ним из-за зернового вопроса, пишет Nihon Keizai. Есть риск, что в Польше изберут новое правительство, которое займет жесткую позицию и помешает процессу вступления Украины в ЕС.
На этих выборах, в которых ключевую роль будет играть процесс привлечения голосов, нападки на Германию стали одним из центральных элементов кампании. Дело в основном в том, что это приносит свои плоды. "Процент поляков, считающих германо-польские отношения хорошими, сегодня самый низкий с 2000 года", – говорит Кай-Олаф Ланг (Kai-OlafLang), научный сотрудник Немецкого института международных отношений и безопасности (SWP), который находится по ту сторону западной границы. Чуть менее половины поляков считают отношения хорошими, но в то же время половина опрошенных говорит, что в этом виновата в основном Варшава, добавляет эксперт.
Несмотря на то, что прошло уже восемь десятилетий, рана Второй мировой войны остается открытой для части польского общества. Поэтому неудивительно, что, по мнению аналитика Адама Трачика (AdamTraczyk), директора варшавского фонда More in common, "правая националистическая партия использует антинемецкую карту и историю в качестве политического инструмента". Примеры тому бесчисленны. "Иногда она нападает на доминирующее положение Германии в ЕС, иногда обличает задействование немецких капиталов в польских СМИ, критикует Берлин за сотрудничество с Россией в области энергетики и за недостаточную помощь Украине в начале конфликта, – говорит политолог. – И, конечно, остается вопрос репараций".
В сентябре прошлого года Польша потребовала от Германии возмещения ущерба, причиненного во время Второй мировой войны, в размере 1,3 миллиарда евро, это примерно вдвое превышает ее годовой ВВП. Берлин считает этот вопрос решенным, поскольку Варшава, бывшая в то время союзником Москвы, в 1953 году отказалась от каких-либо компенсаций. Хотя поляки считают, что немцы хорошо осведомлены о Холокосте, с их точки зрения, "жители Германии все же недостаточно знают о зверствах, которые они совершили", захватив соседнюю страну. Об этом рассказал Петр Бурас (Piotr Buras), директор варшавского отделения Европейского совета по международным отношениям (ECFR).
По результатам опросов, партия ПиС победит с небольшим отрывом, но не наберет большинства для управления страной. При это, как указывают те же исследования, на этих выборах ключевую роль будет играть привлечение избирателей. Разжигание антинемецких настроений позволяет партии Качиньского подстегнуть собственный электорат и привлечь на свою сторону крайне правых из Конфедерации. Но в нападках ПиС на Германию и, кстати, на Туска нет ничего нового. В ходе избирательной кампании 2005 года, когда партия только начинала свою деятельность, они пытались дискредитировать лидера "Гражданской платформы", утверждая, что его дед был солдатом вермахта, армии Третьего рейха, и воевал против Польши, в то время как на самом деле его заставили поступить на службу, и он дезертировал.

Невозмутимая Германия

Правительство Германии почти не беспокоят постоянные обвинения в адрес Берлина. Одно из последних заключается в том, что канцлер Олаф Шольц якобы пытается вмешаться в предвыборную кампанию. Шольц всего лишь потребовал объяснений по поводу скандала, разгоревшегося из-за того, что в консульствах африканских и азиатских стран в Польше за взятки выдавали визы, которые позволяют легально проживать на всей территории Шенгенской зоны. Оппозиция ставит под сомнение законность выдачи виз в рамках коррумпированной системы, которая оформила 250 тысяч разрешений на работу в период с 2021 до начала этого года. По утверждению правительства речь идет лишь о сотне случаев. Критика со стороны Германии совпала с объявлением об усилении контроля на границе с Польшей и Чехией, поскольку число ее нелегальных пересечений растет в геометрической прогрессии. Варшава расценила заявление Шольца как полноценное оскорбление.
По словам немецкого эксперта Ланга, те, кто следит за текущей ситуацией в Польше, привыкли к тому, что "ПиС ведет жесткую игру, особенно в ходе предвыборной кампании". Но для тех, кто не так хорошо знаком с польскими внутренними делами, "выпад в адрес Германии вызывает недоумение и удивление". "Во время вооруженного конфликта страны, которые являются союзниками по НАТО и партнерами по ЕС, должны быть, по крайней мере, осторожны, чтобы не выкопать между собой новые „траншеи”". Эксперт отмечает, что Германия до сих пор реагировала сдержанно, старалась не обращать внимания на провокации и продолжала выступать с предложениями о сотрудничестве. Например, в формате "Веймарского треугольника" (инициатива, созданная в 1991 году Германией, Францией и Польшей для решения вопросов сотрудничества).
Города мира. Варшава - ИноСМИ, 1920, 05.10.2023
Конфедерация – крайне антиукраинская партия, которая может стать ключевой в формировании следующего правительства ПольшиУльтраправая "Конфедерация свободы и независимости" вполне может сыграть ключевую роль в формировании следующего правительства Польши, пишет El País. Другие партии станут искать ее поддержки, хотя для некоторых политиков это будет сложно.
Эта недавняя волна нападок на Германию, как никогда яростная, набрала обороты в момент начала конфликта на Украине, когда подтвердились давние предостережения Польши в отношении России. Морально-политический вес Варшавы в международной сфере вырос, и она смогла уличить Берлин в сотрудничестве с Москвой, которое поставило под угрозу Киев и косвенно саму Польшу. Поляризованная избирательная кампания довершила начатое: Германия стала противником правящей партии, а Туск – ее марионеткой. Лидера оппозиции обвиняют в том, что он предал страну, продал ее Германии, сотрудничал с Ангелой Меркель, когда она занимала пост канцлера и возглавляла Европейский совет. И ситуация, похоже, не улучшится, предупреждает аналитик Рафаэль Лосс (Rafael Loss) из берлинского офиса Европейского совета по международным отношениям. "Предстоит ряд кампаний – выборы в Европарламент, в местные органы власти, президентские выборы, – которые продолжат нагнетать антинемецские настроения и усиливать популизм", – отмечает он.
Качиньский, фактический лидер польского правительства, в ходе предвыборной кампании заявлял, что "Гражданская платформа" – "это немецкая партия, а не польская". По его словам, "Германия хочет поставить Туска президентом Польши, чтобы добиться приватизации страны и распродать ее богатства", в том числе леса, а значит, поляки больше не смогут собирать грибы. Он также обвиняет Германию в навязывании миграционного пакта ЕС. Еще до непонятной предвыборной атмосферы, установившейся в последние четыре месяца, Качиньский вдруг заявил, что Берлин хочет превратить ЕС в федеральный "четвертый рейх".
Что касается исполнительной власти, премьер-министр Матеуш Моравецкий, который учился и работал в соседней стране, разделяет политические взгляды своего руководителя. Он даже публично обвинил Шольца в социальной сети X (бывший Twitter) в попытке вмешательства во внутренние дела Польши. В понедельник Моравецкий перешел от намеков на предвыборных мероприятиях и в твитах к прямой конфронтации с Туском и другими кандидатами. Произошло это в ходе предвыборных дебатов на польском общественном телевидении, в рамках которых речь также шла об отношениях с Германией.
В прошлом году, еще до подобных риторических выпадов, министр образования от ПиС принял решение на две трети сократить бюджет на уроки немецкого языка для немецкой общины, проживающей в Польше. Хотя небольшие протесты и были, в целом поляки некритично отнеслись к этому антинемецкому выпаду. "Эта кампания настолько сильна, что трудно придумать контрпропаганду. Никто не видит смысла защищать Германию", – говорит Бурас. Он считает "уровень антинемецкой пропаганды" скандальным и утверждает, что большинство поляков этих взглядов не разделяет. Трачик, как и его немецкий коллега, считает, что в ближайшее время умеренности в отношениях с западным соседом не будет. "Мы находимся в перманентной конфронтации", – говорит он. Даже если оппозиция победит в ближайшее воскресенье, "я не ожидаю никакого перелома", – говорит он.
Автор статьи: Элена Севильано (Elena G. Sevillano), Глория Родригез-Пина (Gloria Rodríguez-Pina)