Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российская статистика показывает, что западные нефтяные санкции не действуют

© РИА Новости Виталий Тимкив / Перейти в фотобанкТранспортировка нефти в Новороссийске
Транспортировка нефти в Новороссийске - ИноСМИ, 1920, 19.11.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Доходы России от продажи нефти непрерывно растут, сообщает Bloomberg. Москве удалось собрать огромный флот, не подпадающий под санкции. Неустанные попытки Запада сдержать экспорт российского черного золота снова оказались тщетны, подчеркивается в материале.
Санкции Запада против российского экспорта нефти не смогли лишить Кремль доходов, за счет которых он продолжает вести военные действия на Украине. Это значит, что карательные меры не достигли своей главной цели.

Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Данные российского министерства финансов показывают, что денег, поступающих в государственную казну, с каждым месяцем становится все больше. Это касается как долларов, так и рублей, как чистого дохода, так и валового.
В связи с этим возникает вопрос: не придется ли "Большой семерке", особенно США и Европе, пойти на более агрессивные действия, чтобы лишить Москву нефтедолларов?
Ключевым инструментом для ограничения такого финансирования стал потолок нефтяных цен, запрещающий западным компаниям покупать российскую нефть в том случае, если ее цена превышает 60 долларов за баррель. Однако один проведенный недавно анализ показал, что в прошлом месяце почти все танкеры с нефтью нарушили это требование.
Валовой доход от трех главных налоговых источников нефтедолларов с апреля по октябрь почти удвоился, выйдя в прошлом месяце на показатель более 13 миллиардов долларов. Это показали расчеты Bloomberg со ссылкой на статистические данные министерства финансов. С началом военной операции на Украине возникла беспрецедентная непредсказуемость в российском экспорте. Но выручка за октябрь была выше, чем в любом из месяцев в 2021 году.
Даже если вычесть существенные субсидии, выделяемые российской нефтеперерабатывающей отрасли, которые в августе и сентябре увеличились до 2-3 миллиардов долларов, все равно ясно, что скачок прибыли огромен. В октябре российские НПЗ не получали никаких субсидий на поставки топлива внутри страны, и это привело к значительному увеличению показателя чистой выручки от нефти за месяц.
Официальный представитель Министерства финансов США заявил, что первый этап ограничений максимальной цены на нефть имел целью уменьшить доходы России от продажи нефти. Второй этап будет посвящен увеличению российских затрат на эксплуатацию танкерного флота.
Ради этой цели Министерство уже начало вводить санкции против компаний в области морских перевозок и судоходства, которые доставляют нефть, проданную по цене, превышающей пороговое значение. Оно также изыскивает и другие способы, чтобы увеличить затраты России на использование теневого флота.

Первый удар

В декабре прошлого года Евросоюз фактически прекратил закупки перевозимой морем российской нефти и одновременно вместе с членами G7 ввел потолок цен на российскую экспортную нефть.
Это был сильный удар, создавший в начале года дефицит в российском бюджете в размере 25 миллиардов долларов. Но потом эффект от этой меры существенно ослаб.
Чтобы нейтрализовать ограничения Запада, Россия отказалась от услуг и перевозок западных компаний. Сегодня она использует огромный теневой танкерный флот, принадлежность которого непонятна, равно как и происхождение страховки.
Неофициально чиновники из Евросоюза признают, что эффект от ценового потолка незначительный. В сентябре министр финансов США Джанет Йеллен (Janet Yellen) сказала, что такой подход утрачивает свою действенность.

Рублевые доходы

Для российского правительства важнее всего доходы и расходы в рублях. А они показывают, что страна легко может финансировать свои бюджетные расходы, включая военные, которые существенно выросли из-за вооруженного конфликта с Украиной, а также социальные обязательства, увеличившиеся в преддверии мартовских президентских выборов. Новости с этого фронта для Запада ничуть не лучше.
Есть три главных налога и сбора. Это налог на добычу нефти, экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты, а также налог на прибыль, который частично заменяет налог на добычу в некоторых областях. Доходы от этих налогов и сборов в октябре выросли до 1,2 триллиона рублей, и это был самый высокий показатель с апреля 2022 года. Он также был выше, чем за любой месяц 2021 года.
Увеличение российских доходов происходит в условиях, когда цена нефти растет как в абсолютном выражении, так и по отношению к международному эталону — марке Brent. Резкое снижение курса рубля в последние месяцы также помогло увеличить выручку от продажи нефти, деноминированную в иностранных валютах.
Ценовой потолок G7 лишает западные фирмы возможности предоставлять России услуги по перевозке и страхованию нефти, а также по другим вопросам, если нефть продается дороже 60 долларов за баррель. В начале 2022 года ценовая разница между российской маркой и маркой Brent увеличилась до исторического максимума, составив более 34 долларов за баррель, о чем свидетельствуют цифры Минфина РФ.
Газовоз - ИноСМИ, 1920, 18.11.2023
Европа продвигает дерусификацию энергетики и увеличивает импорт российского СПГВ рамках дерусификации энергетики Европа приостановила закупку трубопроводного газа у Москвы, сообщает JB Press. Но для компенсации возникшего дефицита Евросоюзу пришлось увеличить импорт СПГ, перевозимого танкерами. Полный отказ от российского газа пока придется отложить.

Сокращение ценового разрыва

Когда покупатели, особенно китайские и индийские, привыкли к использованию теневого флота, ценовой разрыв между главной российской маркой Urals и мировыми ценами уменьшился. Сейчас он близок к 10 долларам за баррель, а Россия рассчитывает, что разница будет еще меньше — около пяти долларов.
В попытке увеличить российские издержки министерство финансов США недавно подвергло санкциям пять танкеров за нарушение потолка цен. Оно также разослало письма судовладельцам с просьбой сообщить информацию о 100 танкерах, перевозящих российскую нефть. Непонятно, удастся ли такими мерами уменьшить объемы перевозок, осуществляемых теневым флотом.
Евросоюз тоже пытается затруднить переход в теневой флот тем танкерам, которые принадлежат европейцам. Такими мерами он может поймать в ловушку часть греческих танкеров, хотя многие из них уже ушли в тень.
В октябре компании и организации из стран "Большой семерки" были в той или иной мере причастны к перевозкам почти 30 процентов российской экспортной нефти. Эти данные представлены Киевской школой экономики, которая настаивает на ужесточении антироссийских санкций.
Как показывает детальный анализ экспорта, в октябре почти вся перевезенная морем российская нефть была куплена дороже ценового потолка, о чем сообщила Киевская школа экономики.
Но в России есть и свои проблемы. Стараясь сократить бюджетные расходы и сохранить больше нефтедолларов, российское правительство предприняло попытку в два раза уменьшить выплаты субсидий нефтеперерабатывающим предприятиям, однако встретило резкий отпор со стороны отрасли.
С октября субсидии восстановили в полном объеме, и НПЗ начнут получать их в ноябре. Это будет оказывать негативную нагрузку на чистые доходы от продажи нефти, что отразится на финансовых возможностях Кремля.
Соединенные Штаты и их союзники утверждают, что санкции оказали более обширное воздействие на Россию. В прошлом месяце министерство финансов сообщило, что Кремль потратил миллиарды долларов на свой флот, страховку и в целом на "альтернативную экосистему реализации нефти без участия G7. "Затраты, связанные с такими обходными действиями, продолжают увеличиваться", — заявил Эрик Ван Ностранд (Eric Van Nostrand) из Министерства финансов США.
Пока "Большая семерка" не планирует менять ценовой потолок, а Евросоюз думает об ужесточении мер контроля за действующим порогом цен, разрабатывая двенадцатый пакет санкций против России.

Авторы статьи: Аларик Найтингейл (Alaric Nightingale), Альберто Нарделли (Alberto Nardelli), Джулиан Ли (Julian Lee) и Дэниел Флэтли (Daniel Flatley)