Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Украина и Польша: от любви до ненависти

"Политика": кризис отношений между Украиной и Польшей усугубился

© РИА Новости Алексей Витвицкий / Перейти в фотобанкУчастники митинга против возросшего числа украинских мигрантов в Варшаве. 18 марта 2017 года
Участники митинга против возросшего числа украинских мигрантов в Варшаве. 18 марта 2017 года  - ИноСМИ, 1920, 22.11.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Поляков раздражает буквально все украинское, включая самих украинцев, пишет "Политика". Кризис между Варшавой и Киевом стремительно усугубляется. Любви между ними больше не осталось.
Украинское зерно раздражает польских фермеров. Украинские товары раздражают польских производителей. Украинские фуры раздражают польских перевозчиков.
Польские водители фур уже две недели блокируют границу с Украиной. Они требуют отмены преимуществ для конкурентов и возвращения строгих процедур лицензирования. Переговоры с протестующими пока не принесли результатов, и уже возникла нехватка медикаментов в украинских аптеках, а также некоторых продовольственных товаров в магазинах.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Все началось, когда в прошлом июне Европейский Союз ввел льготы для украинских перевозчиков и позволил им ездить по Европе без специальных разрешений. В марте текущего года Киев и Брюссель договорились о продлении режима льгот до следующего лета. В результате украинские водители фур подвинули своих европейских коллег в ряде стран, оставив их без работы и заработков. В прошлом году перевозчики с Украины пересекли польскую границу 900 тысяч раз, а годом ранее — всего 180 тысяч раз. То есть рост в пять раз налицо.
В ответ на это польские дальнобойщики в начале ноября вышли на открытый протест и блокировали самые главные пограничные переезды на границе двух стран. В первую очередь они требуют, чтобы вернулись ограничения для украинцев, которые действовали до марта прошлого года. Один из организаторов протеста, Яцек Сокул, заявил журналистам, что из-за решения Европейского Союза ему пришлось сократить свой автопарк на 40%, поскольку украинские конкуренты перевозят товары дешевле.
Польские власти пытались убедить перевозчиков прекратить протест, но безуспешно. Водитель-дальнобойщик Томаш Борковский сказал, что власти не предлагают ничего конкретного. Его коллега Вальдемар Яшчук добавил, что владельцы транспортных компаний хотят не переговоров, а выполнения своих требований. Заместитель министра инфраструктуры Польши Рафал Вебер посетовал, что Варшава не может вернуть ограничения для украинцев, поскольку решение принято на уровне Европейского Союза.
Поэтому на украинской границе образовались огромные колонны. Так, 19 ноября на контрольно-пропускном пункте Ягодин — Дорогуск в колонне стояли 2,3 тысячи автомобилей, а в течение дня границу прошли всего 11 фур. На контрольно-пропускном пункте Рава-Руска — Гребене днем в пробке стояли 1,3 тысяча грузовиков, из которых границу прошли 71. На разных КПП очереди вытягивались на 30 — 60 километров.

Огромные потери

Как утверждают украинские эксперты, логистические компании ежедневно теряют 160 тысяч евро из-за блокады.
Некоторые украинские дальнобойщики начали пользоваться объездными путями, но и там возникли проблемы. Так, в Словакии 16 ноября прошла предупредительная акция. Власти закрыли границу с Украиной на час. Председатель Союза автоперевозчиков Станислав Скала заявил, что Европейский Союз должен вернуть прежние правила лицензирования, а иначе словацкую границу закроют насовсем.
На Украине из-за блокады границы начались проблемы с поставками самых разных товаров. Так, фармацевты сообщают, что запасы импортных вакцин на исходе. Кроме того, подорожал и автомобильный газ. Интернет-продавцы сообщили, что приостановили выполнение заказов, которые предполагают доставку товара из-за рубежа.
Отношения между Киевом и Варшавой ухудшились в начале осени. Тогда Польша ввела эмбарго на импорт украинского зерна. Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявил, что его правительство защитит экономику страны. "Мы защищаем еще и рынок Европейского Союза, который начинается с нас", — пояснил он.
Очередь из грузовиков на польско-белорусской границе - ИноСМИ, 1920, 17.11.2023
Еврокомиссия угрожает Польше. Если власти не решат эту проблему, начнется дисциплинарная процедураБрюссель предупредил, что если Варшава не решит проблему блокады дорог на границе с Украиной, то в отношении Польши быть применены дисциплинарные меры, пишет Gazeta. Эта угроза вызвала раздражение у поляков. "Уважаемая Еврокомиссия, отвали от Польши!" – написал один из них.

Подорванная солидарность

Киевские власти попытались надавить на своего соседа. Сначала они пожаловались во Всемирную торговую организацию, а потом пригрозили ввести ответное эмбарго на определенные виды польских товаров. Кроме того, президент Владимир Зеленский, выступая на Генеральной ассамблее ООН, заявил, что некоторые европейские страны "подрывают солидарность и устраивают политическое представление". По его словам, эти страны готовят почву для "московского актера".
Варшава отреагировала в высшей степени болезненно. Президент Польши Анджей Дуда отказался от ранее запланированной встречи с Владимиром Зеленским, а Украину сравнил с утопленником. "Любой, кто когда-нибудь участвовал в спасении утопающего, знает, что они крайне опасны и могут утащить за собой на глубину. Из-за страха и под действием адреналина у них появляется невероятная сила. Говорят, утопающий хватается за соломку, а на самом деле он хватается за все что можно. Это напоминает ситуацию между Польшей и Украиной", — заключил польский президент.
Представитель польского правительства Петр Милер сообщил, что в 2024 году Варшава прекратит оказывать помощь украинским беженцам. Премьер-министр Матеуш Моравецкий заявил, что Польша не будет больше поставлять оружие. Варшава также пригрозила, что блокирует вступление Украины в Европейский Союз. Министр сельского хозяйства Роберт Телус сказал, что Киев должен выполнить ряд строгих требований.

Незаживающие исторические раны

Многие специалисты тогда связывали происходящее с предвыборной кампанией в Польше. Якобы перед парламентскими выборами 15 октября оппозиция и власть больше позволяют себе, чтобы заручиться поддержкой избирателей. Предполагалось, что после дня голосования страсти улягутся и что Варшава вернется к предыдущему уровню поддержки Киева.
Однако после выборов конфликт продолжился. Так, в начале ноября польское Министерство иностранных дел сообщило, что Украине даже мечтать не стоит о вступлении в Европейский Союз без эксгумации жертв Волынской резни.
По данным польских историков, к 1945 году украинские нацисты убили около ста тысяч поляков. Около полумиллиона человек бежали или были изгнаны. В ходе акций отмщения, которые устраивали польские партизаны, погибло от десяти до пятнадцати тысяч украинцев.
Теперь все это снова вернулось на повестку дня.
Нынешняя блокада границы провоцирует крупномасштабный кризис. В Польше возмущены колоссальными привилегиями, которые Европейский Союз предоставил украинцам. Кроме того, Варшава считает себя старшим партнером Киева, который вправе надзирать и вносить изменения в политику своего соседа. Наконец, украинцы просто пользуются плохой славой в Польше.
Автор: Озрен Миланович (Озрен Милановић)