Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Конфликт на Украине приносит выгоду Китаю

NYT: в США признали укрепление экономического сотрудничества России и Китая

© AP Photo / Alexander ZemlianichenkoПрезидент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин в Пекине
Президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин в Пекине - ИноСМИ, 1920, 21.12.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Отношения между Россией и Китаем вышли на новый уровень, пишет NYT. Объем взаимной торговли между странами бьет рекорды: Москва и Пекин наладили сотрудничество в различных областях — от энергетики до автомобильной отрасли, отмечается в статье.
Объем торговли Китая и России в этом году превысил 200 миллиардов долларов. Больше всех в выигрыше производители легковых автомобилей и грузовиков.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
У дилерского центра, находящегося на заснеженной российско-китайской границе и продающего грузовики, благодаря покупателям из России за прошедший год удвоились объемы продаж. Размеры китайского экспорта в соседнюю страну настолько велики, что строители из Поднебесной этим летом возвели на границе склады и двадцатиэтажные офисные здания.
Пограничный город Хэйхэ — это целый микромир, наглядно демонстрирующий расширение экономических отношений Китая с Россией. Пекин получил немало выгоды от российской военной операции на Украине, так как Москва переключилась с Запада на Китай и покупает там все, от автомобилей до компьютерных микросхем.
Россия, в свою очередь, поставляет в Китай нефть и газ с большой скидкой. Полки китайских супермаркетов заполнили российские шоколадные конфеты, сосиски и прочие потребительские товары. За первые 11 месяцев текущего года объем торговли между Россией и Китаем превысил 200 миллиардов долларов. Стороны рассчитывали выйти на такой показатель только в 2024 году.
Российская военная операция на Украине укрепила престиж и репутацию России в Китае. Она настолько популярна, что лидеры мнений в соцсетях толпами съезжаются в столицу самой северной китайской провинции Хэйлунцзян город Харбин, чтобы попозировать в российских национальных костюмах на фоне находящегося там бывшего русского собора.
Китайский руководитель Си Цзиньпин и российский президент Владимир Путин неоднократно устраивали публичные демонстрации тесных связей между двумя странами. В начале сентября Си приехал в Харбин и объявил Хэйлунцзян китайскими "воротами на север". За первые 11 месяцев текущего года китайский экспорт в Россию увеличился на 69% по сравнению с тем же периодом 2021 года, то есть, до начала российской специальной военной операции.
"Поддержание и развитие российско-китайских отношений — это стратегический выбор, который сделали обе стороны, исходя из основополагающих интересов двух народов", — сказал Си в среду во время встречи в Пекине с российским премьер-министром Михаилом Мишустиным.
Китай удовлетворяет российские потребности в важных импортных товарах после того, как многие европейские и американские компании с началом путинской военной операции в феврале 2022 года отказались поставлять продукцию в Россию. Китай взял на себя функции альтернативного поставщика товаров, подвергнув риску свои тесные экономические связи со многими европейскими государствами.
До начала вооруженного конфликта на Украине лидеры Германии, Франции и других европейских стран выдвигали на первый план коммерцию и в основном игнорировали разногласия с Китаем по таким вопросам как права человека. Китайские руководители, со своей стороны, настаивают на том, что их не следует заставлять делать выбор между Европой и Россией, и что Пекин имеет право свободно заниматься бизнесом с обоими.
Больше всех от расширения торговых отношений с Россией в Китае выиграли автомобилестроители.
Совсем недавно в Хэйхэ выстроилась колонна грузовых автомобилей с дизельными двигателями и наклейками с изображением рычащего медведя, ставшего символом России. Водители дожидались своей очереди, чтобы перегнать машины по мосту через Амур на российскую сторону. Это новый мост, как и грузовики марки Genlyon. Торговая марка Genlyon принадлежит государственной Шанхайской автомобилестроительной корпорации (Shanghai Automotive Industry Corporation). Эта компания, известная по аббревиатуре SAIC, также производит автомобили марки MG, которую она приобрела у Британии.
Эти продажи помогли Китаю обогнать в текущем году Японию и выйти на первое место в мире по экспорту автомашин. Немецкие автомобилестроители, такие как Mercedes-Benz и BMW, имели в России большие объемы продаж, но все они ушли, когда Европа, США и их союзники ввели санкции против Москвы.
Продажи автомобилей класса люкс в России резко упали, что привело к общему сокращению автомобильного рынка страны, который сегодня в два с лишним раза меньше немецкого. Но нижняя прослойка среднего класса и бедные российские семьи стали больше покупать доступные по цене китайские автомобили.
<…>
Россияне покупают почти исключительно машины с двигателем внутреннего сгорания. В Китае их избыток, потому что китайские потребители быстро пересаживаются на электромобили.
Наличие сухопутной границы позволяет Китаю перевозить машины в Россию железнодорожным транспортом. Это важный момент, потому что у Китая нет океанских судов для экспорта автомобилей.
Встреча главы МИД РФ С. Лаврова и верховного представителя ЕС Ж. Борреля
Между Трампом и Путиным — уязвимая ЕвропаВ Европе больше нет единого мнения о России, пишет Indian Express. Все больше сил на Западе начинают прислушиваться к Москве. А вот Зеленскому, которого чествовали в 2022 году, сейчас приходится прикладывать все силы, чтобы заручиться поддержкой.
И каков результат? Китайский автопром захватил 55% российского рынка, о чем свидетельствуют данные консалтинговой фирмы GlobalData Automotive. В 2021 году его доля рынка составляла восемь процентов.
"Никогда прежде мы не сталкивались с тем, чтобы автопроизводители из одной страны так быстро захватили столь значительную долю рынка. Китайцы неожиданно наткнулись на золотую жилу", — сказал автомобильный консультант из Сан-Диего Майкл Данн (Michael Dunne), специализирующийся на азиатском рынке.
Соединенные Штаты строго предупредили Китай о недопустимости поставок оружия в Россию и пока не нашли никаких доказательств того, что он этим занимается.
Сближение Китая и России стало скромным, но очень своевременным подарком для китайской строительной отрасли. Экономика страны с трудов оправляется от ран, полученных за три года строжайших антиковидных мер.
Рынок недвижимости в Китае в кризисном состоянии. Десятки миллионов квартир пустуют или стоят недостроенные. Новые проекты заморожены. Строительный сектор лишился работы, которая долгие годы создавала рабочие места.
"Многие здания построены, но там никто не живет", — рассказал торговец деревянными дверями из Хэйхэ Чжан Янь (Zhang Yan).
Однако некоторые рабочие находят вакансии на российской границе, протяженность которой превышает четыре тысячи километров. До этого года там было очень мало стоянок для грузового транспорта, пунктов таможенного пропуска, сортировочных станций, трубопроводов и прочих объектов инфраструктуры. Активное строительство велось в летнее время в таких городах как Хэйхэ, но его поставили на паузу из-за морозной зимы.
Трубопроводы нужны для перекачки очень важных сырьевых товаров из одной страны в другую: энергоресурсов.
Дешевые российские энергоносители, идущие в обход западных санкций, помогают китайским предприятиям успешно конкурировать на мировых рынках, в то время как их конкуренты из других стран, в первую очередь из Германии, последние два года сталкиваются с резким ростом расходов на электроэнергию.
Россия наращивает поставки природного газа в Китай по трубопроводу "Сила Сибири" и ведет переговоры о строительстве второй ветки, по которой газ будет перекачиваться с месторождений, до конфликта обслуживавших Европу. Менее чем за три недели до начала военной операции Москва и Пекин договорились о прокладке третьего трубопровода меньшего размера, по которому газ из самой восточной точки России пойдет на северо-восток Китая. Строительство в рамках этого проекта быстро продвигается вперед.
Автор статьи: Кит Брэдшер (Keith Bradsher)