Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Конец поставок сжиженного углеводородного газа из России разгонит цены в Польше

Эксперт Бельский: санкции на СУГ из России повысят цены на АЗС в Польше на 30%

СПГ-терминал в Свиноуйсьце - ИноСМИ, 1920, 28.12.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Санкции ЕС на сжиженный углеводородный газ приведут к тому, что в Польше цены на АЗС взлетят на 30%, заявил WNP эксперт по газу Павел Бельский. Польский рынок сильно зависим от российского СУГ, поэтому поляков ждет турбулентность и взлет цен на топливо. Возможен дефицит.
Импортеры СУГ в Польшу не питают иллюзий. Санкции ЕС на сжиженный газ приведут к тому, что цены на АЗС взлетят на 30%. Нужно быть готовым и к дефициту топлива. Об этом мы беседуем с президентом Польской палаты сжиженного газа Павлом Бельским (Paweł Bielski).
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
WNP: Только в прошлом году Евросоюз потратил на импорт СУГ из России в общей сложности 1,1 миллиард евро. Бóльшая часть этого объема, две трети, поступала из России в Польшу. Теперь эти поставки прекратятся. В рамках недавно принятого пакета санкций ЕС был введен запрет на ввоз этого топлива с Востока. Будет действовать 12-месячный переходный период. Что это значит для польского рынка, столь зависимого от российского сжиженного газа?
Хорошо, что функционеры ЕС прислушались к мнению отрасли и дали нам этот переходный период для подготовки к новой ситуации. Поэтому в ближайшие 10-12 месяцев, то есть в то время, когда компании еще смогут выполнять уже подписанные контракты, я не ожидаю резких и значительных изменений на рынке. А вот потом мы должны быть готовыми к турбулентности.
Из-за санкций цены вырастут, также могут возникнуть проблемы с доступностью СУГ на рынке
– Какие именно турбулентности вы прогнозируете? Может ли на польских станциях, где заправляются более 3 миллионов автомобилей, просто не хватить топлива?
Мы ожидаем, что в момент истечения установленного годового переходного периода могут возникнуть краткосрочные турбулентности с доступностью СУГ на рынке.
Нужно помнить, что в прошлом году после начала газового кризиса на рынке появился новый потребитель СУГ крупные промышленные предприятия, которые, опасаясь роста цен и отсутствия доступности природного газа, начали переходить на сжиженный газ.
Поэтому в течение следующих 12 месяцев и мы как импортеры сжиженного газа, и государственная администрация в широком смысле слова должны приложить все усилия, чтобы этого не допустить.
Прежде всего, необходимо облегчить инвестиционные процессы, в частности, в области строительства резервуаров для хранения, которые нам понадобятся, а также заняться такими стратегическими проектами, как строительство большого морского терминала СУГ.
У государства есть для этого средства. Достаточно напомнить, что с 2015 года в Фонде обязательных запасов, который находится в ведении председателя Правительственного агентства стратегических резервов, скопилось более 2,25 миллиардов злотых из резервного сбора. Это важный момент для начала строительства крупного порта СУГ, который позволил бы принимать в Польше крупные трансокеанские суда.
Также стоит поговорить о финансировании из этих средств предпринимателей, инвестирующих в инфраструктуру для сжиженного газа на западе или севере страны, или просто освободить их от оплаты резервного сбора. В следующем году на рынке может появиться еще 250 миллионов злотых на инвестиции.
Отгрузка СПГ в порту Пригородное
Санкции? Какие еще санкции? Экспорт российского СПГ в Европу достиг рекордного уровняЕС поставил перед собой цель избавиться от зависимости от российского топлива, но в итоге все вышло наоборот, пишет The European Conservative. Под санкции попадают лишь нефть и уголь, но не газ. В ноябре Европа потратила миллиарды на российский СПГ, экспортировав его рекордные объемы.
– Сейчас говорится о новых направлениях поставок, инвестициях в инфраструктуру СУГ, которые обеспечат диверсификацию. Как это отразится на ценах на газ? Что будет дороже?
Мы должны настроиться на то, что будет подорожание, потому что будет дороже логистика. Кроме того, в первое время после окончания переходного периода можно ожидать, что на рынке возникнет некоторый дефицит, который, вероятно, приведет к спекулятивному росту цен.
Масштабы подорожания сегодня трудно оценить, потому что это будет зависеть от ситуации с поставками на мировых рынках в момент истечения переходного периода, то есть в декабре следующего года.
Я предполагаю, что мы можем ожидать роста цен на 20-30%. Но нужно понимать, что даже подорожавший сжиженный газ будет конкурентоспособным по отношению к бензину.
С диверсификацией направлений поставок проблем не будет. На рынке имеется избыток сжиженного газа.
– А как насчет наличия топлива на мировых рынках? Не будет ли у польских импортеров проблем с поиском поставщика?
Здесь нет проблем, на мировых рынках мы сейчас имеем дело с перепроизводством сжиженного газа, предложение превышает спрос.
В Польше могут возникнуть другого рода проблемы, прежде всего из-за железнодорожной логистики на западе страны, на маршрутах из портов Ара через Германию в Польшу и из-за логистики в польских портах. В настоящее время у нас есть 3 объекта, которые позволяют импортировать СУГ морем, однако они не могут удовлетворить спрос внутреннего рынка.
Комплекс малотоннажного производства сжиженного природного газа
ЕС готовит эмбарго на СПГ из России. Может быть горячо. "Мы ощутим рост цен"Польша так рьяно выступала за запрет импорта российского СПГ в ЕС, но сама оказалась к нему не готова, пишет Money. Варшаве остается теперь надеяться лишь на отсрочку эмбарго. Но и это не спасет поляков от проблем.
Более того, большая часть инфраструктуры перевалки и хранения в настоящее время расположена на восточной границе Польши, куда по-прежнему поступает большая часть грузов. Не считая этих терминалов, объекты, которые могли бы принимать целые поезда, можно сосчитать по пальцам одной руки.
– То есть для диверсификации направлений поставок СУГ нужны также инвестиции в железнодорожный транспорт?
Польские импортеры сжиженного нефтяного газа постоянно инвестируют в логистику, однако самой большой проблемой в настоящее время для нас являются процедурные вопросы. Получение всех разрешений, согласований и сертификатов для такой простой инвестиции, как строительство железнодорожной ветки, иногда занимает несколько лет. А сам объект строится всего 3 месяца. После чего приходится снова ждать, на этот раз приемки. Если бы эти процессы принятия решений были ускорены, мы, безусловно, были бы в совершенно в другой ситуации.
Ввиду насущной необходимости диверсификации направлений поставок сжиженного газа необходимо ускорить инвестиции в транспортную и складскую инфраструктуру, к чему мы как отрасль, усиленно призываем. Это позволит смягчить эффекты запрета на импорт СУГ с восточного направления и контролировать существенный рост цен на это сырье.
Если же государство – во взаимодействии с национальными субъектами, занимающимися импортом и дистрибуцией СУГ – не запустит как можно скорее инвестиции, то ситуация на рынке СУГ в Польше может стать очень сложной через год.
Автор: Александра Хельбин (Aleksandra Helbin)