Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Восстановление Украины на русские деньги. США готовят революцию, а ЕС колеблется

iDNES: в ЕС боятся ответа России и медлят с решением о конфискации ее активов

© РИА Новости Алексей Витвицкий / Перейти в фотобанкЛоготип Евросоюза на здании штаб-квартиры Европейского парламента в Брюсселе
Логотип Евросоюза на здании штаб-квартиры Европейского парламента в Брюсселе - ИноСМИ, 1920, 07.02.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Американские законодатели не видят проблемы в использовании арестованных российских средств, пишет iDNES. Однако большинство замороженных активов Москвы находятся в ЕС, а европейцы боятся мести Кремля.
Еще по прошествии нескольких месяцев после начала российской спецоперации это казалось научной фантастикой. Заморозка российских активов, конечно, стала одним из главных средств в борьбе с Кремлем, но никто и не думал о том, чтобы потратить эти средства на послевоенное восстановление разрушенной страны. Но теперь в американском Сенате готовится переломный документ, который может все изменить. Европейский Союз пока отстает, в том числе из-за опасений, что Кремль будет мстить.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Сейчас финансовые институты в США и Европе удерживают российских активов на 300 миллиардов долларов. В конце прошлого года Всемирный банк подсчитал размер ущерба, нанесенного боевыми действиями Украине, и назвал сумму 400 миллиардов долларов. Таким образом, русских денег хватило бы на большую часть послевоенных инвестиций.
В первые дни спецоперации американский министр финансов Джанет Йеллен категорически отвергла идею о том, что замороженные средства можно использовать каким-то образом. "С точки зрения закона это невозможно", — заявила она. Но по прошествии двух лет ситуация диаметрально изменилась. Когда кончатся бои, неясно, а постоянная финансовая помощь Вашингтона Киеву все меньше нравится американскому населению.
Однако останавливать помощь было бы стратегической ошибкой и "голом в собственные ворота исторического масштаба", как написал в статье для "Форин афферс" глава ЦРУ Уильям Бернс. Но, воспользовавшись российскими деньгами, администрация Джо Байдена решила бы сразу две проблемы. Помощь Киеву необходима, но вместе с тем нынешнему американскому президенту приходится тщательно продумывать свои шаги ввиду приближающихся выборов. Бесконечный поток денег американских налогоплательщиков за рубеж очков ему не прибавляет.
Поэтому команда Джо Байдена, все детально обсудив с экспертами, дала добро на законодательные нормы, которые уже поступили на рассмотрение в Сенат и Палату представителей. "Я не вижу тут никаких законодательных препятствий. Кроме того, тут очевидны нравственные императивы. Любой экономический риск, сопряженный с законодательством, можно смягчить тем, что подобный шаг совершат и другие государства. Если все государства сделают так вместе, то создастся прецедент", — объясняет Гарольд Хунджу Ко, бывший юридический советник Госдепа при правительстве Барака Обамы.
По его словам, это станет прекрасным сдерживающим механизмом на будущее. "Каждый новый удар нам показывает, что Владимир Путин не намерен останавливаться. Поэтому мы должны создать систему, которая отпугнет будущих диктаторов, ведь они будут знать, что их деньги в итоге могут работать против них", — добавил Гарольд Хунджу Ко.

Прецедент и инструмент сдерживания

С ним согласен и профессор Лоуренс Трайб из университета Гарварда. Он предупреждает, что если нынешний законопроект будет отклонен, это может помешать будущим попыткам использовать арестованную собственность военных агрессоров. "Каким бы ни было решение, это станет прецедентом, обозначит нашу позицию: как мы в будущем будем относиться к военным угрозам. Также мы тем самым повлияем на то, насколько часто будут совершаться нападения, угрожающие населению всего мира", — полагает Трайб.
Законы, которые позволяют использовать арестованные активы, уже приняты в Канаде. Ее примеру хотела бы последовать Великобритания. "Мы должны подготовиться и творчески подойти к решению об использовании этих финансовых средств для помощи Украине", — заявил британский министр иностранных дел Дэвид Кэмерон на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Все государства "Большой семерки" обсудят будущую финансовую помощь Украине уже в феврале.
Здание штаб-квартиры Европейского парламента в Брюсселе
Евросоюз не будет конфисковывать замороженные российские активы именно по этой причине!Евросоюз давно пытается придумать, как "законно" конфисковать замороженные российские активы. Однако, похоже, это не случится, сообщает Al Arabiya. Помимо того, что легитимного способа сделать это нет, дело еще в позиции Венгрии и последствиях для евро.
Позиция Европейского Союза играет ключевую роль, ведь именно там находятся около двухсот миллиардов долларов. Если говорить точнее, то сейчас они в руках бельгийской финансовой компании "Ероклиар". Большинство стран-членов Европейского Союза пока прохладно относятся к идее использовать все арестованные активы России. Они боятся мести Москвы.
В декабре прошлого года Владимир Путин подписал указ, которым конфисковал все активы компаний "Карлсберг" и "Данон" в России. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков впоследствии предупредил, что под угрозой десятки других компаний и лиц. По его словам, размеры конфискованного имущества были бы сопоставимы с тем, что Запад арестовал у России.
Поэтому Брюссель ведет себя осторожно. На российские деньги он не посягает, но хочет использовать хотя бы проценты с них. Представители государств-членов ЕС договорились выделить эти средства для дальнейшего использования. Решение было принято за несколько дней до внеочередного саммита ЕС, на который лидеры съехались, чтобы постараться преодолеть нежелание Венгрии выделять Киеву 50 миллиардов евро в течение ближайших четырех лет.

Разногласия экспертов по международному праву

Американские законодатели не видят проблемы в использовании арестованных средств. Но критики законопроекта, который может затронуть и другие страны, предупреждают о возможных нарушениях международного права. Заморозка активов конкретных людей или компаний — это одно, а посягательство на активы, связанные непосредственно с Центральным банком России, по их мнению, — другое дело, более проблематичное.
Но противоположный лагерь юристов утверждает, что после начала спецоперации России на Украине ситуация сложилась особая. Так называемый суверенный иммунитет, по их словам, распространяется только на государства, против которых другие государства ведут судебный процесс, а не на исполнительные или законодательные органы. Кроме того, по их мнению, после начала спецоперации на Украине и совершения военных преступлений Россия лишилась права на то, чтобы с ней обращались как с суверенным государством.
Также сильны опасения в связи с утратой доверия к западным финансовым институтам. "О чем мы вообще говорим? Мы уже давно перешли эту границу, и что случилось? Китай это видел, саудовцы это видели, но они по-прежнему хранят деньги в наших банках", — заявил бывший посол США в Польше Дэниэл Фрид.
Быстро использовать российские активы также мешает и одна чисто практическая загвоздка. Замороженная российская собственность рассредоточена по всему миру в самых разных формах. Это и арестованные яхты, и деньги на счетах, и государственные облигации. В 1991 году ООН создала специальный фонд для компенсации ущерба Кувейту после иракского вторжения. Сейчас подобное практически невозможно. Россия точно наложила бы вето, если бы в Совете безопасности подняли вопрос о создании такого фонда для Украины.
Итак, если США и другие государства решатся на революционный шаг и запустят конфискацию российской собственности, то потребуется создать специальную платформу, куда полученные средства будут поступать. Оттуда они уже шли бы Украине. Однако перспектива скорых финансовых поступлений отдаляется от Киева, и ему остается только надеяться, что смелые планы Вашингтона пройдут через Конгресс и их конкретные плоды мы увидим прямо на улицах разрушенных украинских городов.
Автор: Олдржих Манерт (Oldřich Mánert)