Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Как Франция завышает цифры в вопросе своей военной помощи Украине

Mediapart: Париж сильно завысил стоимость военной помощи, предоставленной Киеву

© AP Photo / Ludovic MarinПрезидент Франции Эммануэль Макрон на церемонии открытия Олимпийской деревни в Сен-Дени, 29 февраля 2024 года.
Президент Франции Эммануэль Макрон на церемонии открытия Олимпийской деревни в Сен-Дени, 29 февраля 2024 года. - ИноСМИ, 1920, 16.03.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мировая общественность активно обсуждает идею Макрона отправить западные войска на Украину. При этом никто не обратил внимание на один занимательный факт — Париж завысил стоимость военной помощи, предоставленной Киеву, сообщает Mediapart. Редакция издания разобралась, зачем и, главное, как Франция приукрасила цифры.
Дебаты о возможной отправке западных войск на Украину затмили собой другой аспект военной помощи Киеву передачу вооружений. Это неудобная тема для Франции, вынужденной искусственно завышать свои цифры, чтобы не блекнуть на фоне других.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Бурные обсуждения на тему возможной отправки западных войск на Украину, продолжающиеся несколько дней и спровоцированные заявлением Эммануэля Макрона от 26 февраля, заставляют почти забыть об одной вещи — киевские власти и не просят своих партнеров посылать солдат.
Зато они настойчиво требуют отправить им необходимую военную технику, причем в достаточных количествах. Франция, тем не менее, далека от этого. На протяжении почти двух лет подвергающаяся критике за относительно небольшой вклад в военную поддержку Украины страна в последние недели попыталась представить цифры, которые доказали бы обратное. Но данные эти в лучшем случае спорные, в худшем — сфальсифицированные.
Во вторник, 5 марта, французский президент наносит визит в Чешскую Республику, во время которого центральной темой для обсуждения снова должны стать вложения Запада в Украину и средства для усиления военной поддержки. Среди этих решений фигурирует инициатива Праги по закупке боеприпасов за рамками Европейского союза — их не хватает, и это осложняет жизнь солдат ВСУ на поле боя.
На прошлой неделе Эммануэль Макрон, долгое время относившийся к этому вопросу сдержанно и предпочитавший поставлять вооружения европейского производства, объявил об участии Франции в чешской инициативе, однако при этом не уточнил сумму ее вклада, — в отличие от других государств, как Нидерланды, которые пообещали предоставить сто миллионов евро. Чешские власти надеются, что он назовет цифры во вторник.
Париж уже давно отказывается обозначать сумму своей военной помощи Киеву. Он пояснил, что отправляет пушки "Цезарь" или бронеавтомобили AMX-10RC, но не давал никакого исчерпывающего списка этой техники (как сделали, например, Соединенные Штаты) и не оценивал финальную стоимость этого снаряжения. Тем не менее глобальное представление о сумме всех пожертвований в евро позволяет проанализировать вклад, внесенный Францией, и сравнить его с суммами, выделенные другими странами.
Не следует "предоставлять информацию о возможных слабых местах украинцев", говорил в начале французский министр вооруженных сил, чтобы оправдать отсутствие прозрачности. Это спорный аргумент, если учесть, что всем известно, насколько детальны списки помощи, поданные другими партнерами Украины. Более того, он неуместен при попытках объяснить отсутствие каких-либо общих подсчетов [в рамках поддержки Украины].
Исполнительные власти Франции вновь попробовали продвинуть свое и заявили, что поддержку, оказанную Киеву, "нельзя сводить к цифрам". 1 февраля советник Елисейского дворца отмахнулся от вопроса о восьми миллиардах военной помощи, анонсированных Германией, сухо сказав: "Мы [Франция] не на конкурсе красоты и не участвуем в войне цифр".
Но на следующий же день произошел резкий разворот: Франция наконец-то смогла назвать какие-то суммы, и она ими гордится. Эммануэль Макрон слегка бахвалится перед президентом Владимиром Зеленским, посетившим Париж: "Франция берет на себя обязательство передать Украине до трех миллиардов евро дополнительной военной помощи в 2024 году — после 1,7 миллиарда евро в 2022 году и 2,1 миллиарда в 2023 году".
Получается, что Киеву уже направлено 3,8 миллиарда евро военной помощи. Эта цифра превосходит любые имеющиеся подсчеты: Кильский институт, немецкий аналитический центр, специализирующийся на экономических вопросах — в этой области все ссылаются на него, — несколькими неделями ранее оценил французский вклад в 600 миллионов евро.
Елисейский дворец считает предоставленные цифры настолько убедительными, что черным по белому вписывает их в договор в области безопасности, заключенный с Украиной. Затем эти числа повторяют до тех пор, пока они не становятся новым эталоном, который фигурирует во всех СМИ (то тут, то там) и в официальных документах французского правительства.

На фабрике цифр

Однако, о чем уже писало наше издание, к модели подсчетов, использованной для получения миллиардов помощи, стоит относится с осторожностью. Объяснить впечатляющее расхождение в оценках, данных Францией и предоставленных независимыми исследователями, могут два главных фактора.
Первый не то чтобы шокирует. В отличие от, к примеру, проводившего свои подсчеты Кильского института, Франция включила в свою "военную помощь Украине" сделанный ею вклад в Европейский фонд мира (FEP) — это своего рода общий котел, который, в целом говоря, будет использован для компенсации (хотя бы частичной) расходов странам, поставляющим Киеву вооружения. Нет ничего нелогичного в том, чтобы считать эти деньги частью военной помощи.
Однако тут используется одна бухгалтерская хитрость: хотя Париж добавляет в свои подсчеты средства, которые направляет в этот общий котел (по оценке Министерства вооруженных сил, это 1,2 миллиарда евро с февраля 2022 года), он при этом не вычитает из результата ту сумму, которая возмещается ему из того же самого фонда. А ведь "компенсация, которую наша страна получит от FEP" оценивается в 500 миллионов евро, пишут два депутата в отчете, опубликованном в ноябре 2023 года. Отнять при подсчете эту сумму из 1,2 миллиарда, анонсированных Парижем, было бы более справедливым решением, — но это не тот выбор, которые делают французские власти.
Если отложить вопрос об этом европейском фонде и сосредоточиться на военном оборудовании, которое действительно поставлялось Украине, официально предоставленная цифра остается существенной: с 2022 года Франция отправила союзнице снаряжения на 2,6 миллиарда евро. Приняв эстафету от Эммануэля Макрона, министр вооруженных сил Себастьян Лекорню впервые представил публике список переданной техники, в котором уточняется количество посланных единиц, чем в последнее дни был очень доволен. И снова указанные им цифры получают широкое освещение — им дают место в заголовках к новостям.
Совместные учения России и Белоруссии Союзная решимость-2022 - ИноСМИ, 1920, 14.03.2024
Конфликт на Украине: от осторожности к панике. Вот что скрывает разворот МакронаЭммануэль Макрон в панике делает глупые заявления о ситуации на Украине. Предложение отправить туда европейские войска неразумно, заявил один французский офицер в беседе с Marianne. По его словам, Парижу не победить Москву. "Против русских мы все равно, что армия мажореток", — говорит он.

В французских подсчетах кое-что попытались скрыть — и это восстановительная стоимость

Однако к этой цифре — 2,6 миллиарда — тоже стоит подходить с большой осторожностью. В французских подсчетах кое-что попытались скрыть — и это восстановительная стоимость. Проблема проста: для подсчета стоимости военной техники, переданной Киеву, Париж решил исходить не из цены, за которую он сам приобрел эту продукцию и не из актуализированной оценки ее стоимости (своего рода аргус, система, позволяющая понять цену товара в режиме реального времени), а из цены... товара, который он купил, чтобы заменить отправленное Украине (это ее восстановительная стоимость).
Другими словами, Франция предложила своему другу купленный за 150 евро десять лет назад велосипед и приобрела взамен новый за 600 евро. Затем она громко объявила, что сделала товарищу подарок на 600 евро.
"Возьмем для примера поставленную Парижем гаубицу TRF1, изначально она была произведена в 1980-х годах. Использование методики восстановительной стоимости означает, что эти старые машины оцениваются не по своей реальной цене (на вторичном рынке) и не по балансовой, а по стоимости совершенно новой гаубицы последнего поколения, купленной для французской армии для замены", — с толикой скептицизма подтверждает Кильский институт в одной из методических записей, посвященной, помимо остального, и французским цифрам. Аналитический центр, что логично, предупреждает: использование этого метода может привести к "завышению итоговой стоимости поставленной помощи".
И изменения цен на некоторые вооружения могут быть впечатляющими: так, Париж пересчитал "ПТРК „Милан“ (семь тысяч евро за единицу) по цене сменившего его Akeron MP (ранее называвшегося MMP), который стоит 193 тысячи евро за штуку", поясняют, например, наши коллеги из Challenges.
Елисейский дворец не раскрыл подробности, каким образом он высчитал сумму своей помощи. В ответ на вопрос Mediapart об этом "фокусе-покусе" окружение президента отправило нас к министру вооруженных сил, который на момент написания этой статьи так и не отозвался. Но всем известно, что именно таким и был метод расчета Франции, — это понятно из опубликованного прошлой осенью парламентского доклада, в котором впервые приводились миллиардные цифры в контексте помощи Парижа.
Эти депутаты косвенно признали, что для французских властей это был вопрос показательности: "Правительство считает, что такое решение наиболее уместно и наименее подвержено разночтениям. Оно лучше всего передает, какие усилия сделала Франция", — добавили они.
Этот метод в свое время был практически единодушно осужден.
"Доводы депутатов несерьезны", — раздраженно сказал Жан-Доминик Мерше (Jean-Dominique Merchet), журналист, специализирующийся на вопросах обороны. Издательство Robert Laffont недавно опубликовало его книгу "Готовы ли мы к войне?" (Sommes-nous prêts pour la guerre?).
"Скорее бы голландцы, норвежцы и датчане оценили сотню F-16 (американские истребители, стоимость одной единицы достигает примерно 30 миллионов долларов), что они дали украинцам, в стоимость F-35 (около ста миллионов долларов за единицу), которые заменят потерянные самолеты!" — с ворчанием сказал Лео Периа-Пенье (Léo Péria-Peigné), исследователь из Французского института международных отношений (IFRI).

Самокритика американцев

Несмотря ни на что, Эммануэль Макрон решил воспользоваться этим "фокусом-покусом". Оправдать его, особенно перед его украинскими партнерами, будет делом нелегким. Тем не менее теми, кто считает применение этого метода обоснованным, регулярно выдвигается один аргумент: другие страны поступили бы так же.
Но, во-первых, это не причина, во-вторых, это только отчасти правда.
"Использование восстановительной стоимости — практика, к которой прибегают и другие страны — доноры Украины", — подтверждает Кильский институт. Однако она не слишком широко применяется и обычно сопровождается мерами предосторожности, которые Париж не принимает. Нидерланды, таким образом, тоже используют подсчет по восстановительной стоимости, "но они также объявляют и балансовую стоимость" техники, — "чтобы цены можно было сопоставить", поясняет экономист Пьетро Бомпрецци (Pietro Bomprezzi), работающий с базой данных немецкого аналитического центра.
Что касается Соединенных Штатов, они одно время тоже использовали эту пресловутую "восстановительную стоимость"... перед тем, как, — без сомнений, опасаясь скандала, — пойти на попятную, скорректировать свои цифры, сославшись на "ошибку", и попросить прощения. Пентагон признал, что применение этого способа подсчета привело к искусственному завышению цифр на 6 миллиардов долларов (5,7 миллиарда евро). Чтобы окончательно исправить свою ошибку, американская администрация согласилась передать Киеву 6 миллиардов долларов дополнительной и фактической помощи.
Если Эммануэлю Макрону тоже хочется проявить искренность и загладить вину, вот вам и повод: он должен поехать на Украину в конце марта.
Автор: Жюстин Брабан (Justine Brabant)