Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Война цивилизаций, когда на кону — власть. Где у Запада чувство самосохранения?

iDNES: в новой геополитической реальности Запад утратил чувство самосохранения

© AP Photo / Pavel GolovkinСолдаты Народно-освободительной армии Китая
Солдаты Народно-освободительной армии Китая - ИноСМИ, 1920, 25.06.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В 90-ые Запад был опьянен победой в холодной войне. Он экспортировал в другие страны демократические "премудрости", чтобы изменить их по своему образу и подобию. Но мир изменился, и сейчас уже Западу нужно защищать себя, пишет iDNES. Вопрос только один: способен ли он на это?
Либеральная демократия? Мир и благоденствие? Эти времена прошли, и мир меняется. Сегодня Россия воюет с Украиной, а Китай покушается на Тайвань. Запад должен защищать свои ценности в новой геополитической реальности. Но вопрос в том, способен ли он еще на это? Об этом в своей статье пишет редактор Камил Струга.
Помните ли вы еще, как в 90-е годы торжественно провозглашалась победа либеральной демократии западного образца? Россия стояла на коленях в уголке; после холодной войны ее экономика была разрушена, а Китай только понемногу поднимался. Запад был опьянен победой, и благодаря глобализации его фирмы начали переводить заводы в дешевую Азию. По производству автомобилей, лекарств и всего на свете.
Наше цивилизационное пространство утратило чувство самосохранения, полагая, что достаточно экспортировать в другие страны капитализм и демократические "премудрости", чтобы постепенно изменить эти страны по своему образу и подобию. В нашей стране в последний раз большинство граждан уверовали в светлое "импортное" завтра, когда глава коммунистов Клемент Готвальд им сказал, что они и русские радеют за них искренне.
Но вестернизация мира закончилась тем же, чем и прививание ему коммунистических идеалов. Местные правители во многих случаях отвергли ее после неприятного опыта или взяли из нее только то, что им понравилось. Права человека их мало интересовали. Правда в том, что сложно продвигать универсальные ценности в регионах с другим историческим опытом и организацией общества. Теперь это, например, отражается на сотрудничестве в международных организациях и на оценке справедливости войны.
Но давайте вернемся в наши дни, на 30 лет позже. Мир не то прекрасное место, где царят демократические идеи и у людей есть время задумываться, сколько полов существует. Да, кое-кто еще не заметил, что мир изменился. Достаточно посмотреть на демонстрации студентов в США, которые защищают террористов из ХАМАС под флагами ЛГБТ+* сообщества. Им еще никто не сказал, что если бы они оказались в Палестине, их ожидала бы не лучшая участь.
Слово снова взяла "старая добрая" геополитика, и сильные государства предъявляют претензии на менее сильные. Русские вошли на Украину, присматриваются в Молдавии, и если Запад не опомнится, то русские не растеряются и пойдут дальше. Китай точно так же кровожадно смотрит на Тайвань. Иран хотел бы доминировать на Ближнем Востоке, а Турция была бы не против, если бы ее позиции в Средиземноморье укрепились в ущерб Греции.
Американские солдаты на военной базе Форт-Брэгг, Северная Каролина - ИноСМИ, 1920, 24.06.2024
Кто победит в постгероической войне? Ни Запад, ни его враги воевать не готовыМир живет в постгероическую эпоху, пишет UnHerd. Никто не готов воевать, включая НАТО. Автор статьи связывает этот феномен с демографией: “запасные” дети кончились. Боеспособными он считает лишь вооруженные силы Великобритании, России и Китая.
И дело не только в жажде власти у лидеров этих стран. Будь то Владимир Путин или Си Цзиньпин или теократический режим аятоллы Хаменеи. Возвращается и "война" между цивилизациями с разными ценностями, которую еще в начале 90-х годов предсказал политолог Сэмюэл Хантингтон. Запад в такой ситуации вынужден противостоять недемократическим режимам. Однако было бы ошибкой считать врага монолитной группой. Россия стоит на ортодоксальной религии. Обратили ли вы внимание, как Владимир Путин любит сниматься в церквях? Тем самым он укрепляет единство.
Также Западу противостоят режимы, которые основаны на исламе, но и они неоднородны. Сунниты хотели бы избавиться от шиитов. А китайское пространство, где общее ставится выше индивидуального, — вообще отдельный разговор. Каждый исходит из своих исторических корней, которые определяют их экспансивную политику. Точно так же следовало бы вести себя и Западу, где в итоге в основном распространилась модель демократических режимов, пронизанных капитализмом.
История нам показывает, что утверждения идеалистов о том, что в основе мира должно лежать международное сотрудничество, даже если бы пришлось то в одном, то в другом уступать России и Китаю, ошибочны. Нет, Западу не следует покидать международные организации, потому что во многих из них, включая ООН, доминирует глобальный Юг. Нет, говорить нужно с каждым, но при этом стоять на своем.
Нужно понимать, что сегодня мы боремся за спасение того, что делает западную цивилизацию западной. Китай и Россия хотят продвинуть свои модели, в которых власть не церемониться с правами остальных, и они настроены решительно. Недавние европейские выборы дали некоторые основания думать, что к Западу возвращается чувство самосохранения, в том числе в экономике. Что ж, посмотрим, как пройдут выборы в Соединенных Штатах Америки.
*запрещенная в РФ экстремистская организация, прим. ред.
Автор: Камил Струга (Kamil Struha)