Во времена раннего Средневековья не было оружия лучше, чем мечи Ульфберта. Однако многие археологические находки оказываются на поверку подделками. Теперь исследователям удалось обнаружить кое-что, указывающее, что в те далекие времена тоже существовало «пиратское производство».
В рождественский вечер 805 года терпение Карла Великого лопнуло: он уже давно наблюдал за тем, как из его Франции вывозили ценное оружие, попадающее прямиком в руки его врагов — славян и викингов. Этому надо было положить конец. Поэтому Карл Великий своим королевским указом наложил полный запрет на экспорт оружия.
Эмбарго, в частности, касалось чудо-оружия франков — мечей Ульфберта. «Эти мечи производились по совершенно новой технологии», — говорит Георг Коккотидис (Georg Kokkotidis), сотрудник Музея земли Вюртемберг в Штутгарте, где сейчас проходит выставка «Восхитительные мечи».
Благодаря новым техникам выплавки ремесленники раннего Средневековья получали намного более качественное низкоуглеродистое железо. Кузнецы по несколько раз раскаляли железо, гнули его и били по нему молотами, придавая ему нужную форму. Мечи получались очень легкими и при этом почти такими же прочными, как современная сталь. Посередине клинка имелся желоб для стока крови, и в этом месте толщина меча составляла всего несколько миллиметров.
Ценное оружие имело маркировку «+VLFBERH+T» — заглавные латинские буквы, в современной транскрипции обозначающие имя Ulfberht (или Ulfberth) — Ульфберт. А крест в середине имени соответствовал традиции тех времен.
Кузнецы формировали буквы из тонкой проволоки, которую вбивали в приготовленные заранее углубления. За высочайшее качество мечей Ульфберт отвечал собственным именем, как сейчас Клаус Хипп (Claus Hipp) отвечает за качество детского питания, если верить рекламным роликам.
Викингам доставались дешевые подделки?
Кто, однако, скрывался за именем Ульфберт, до сих пор не известно. Возможно, это было имя кузнеца, который впервые выковал такой меч. А может быть (и археологам эта версия кажется более убедительной), Ульфберт был высокопоставленным священником, по заказу которого мечи изготовлялись. «Мы исходим из того, что Ульфберт был неким епископом или аббатом, которому подчинялись мастерские», — комментирует Коккотидис.
В пользу этой версии говорят кресты на гравировке: высокопоставленные священники использовали их в своих подписях начиная с VII века (эта традиция частично сохраняется и по сей день). Кроме того, есть исторические доказательства, что в некоторых монастырях в Средние века производилось оружие.
Однако подавляющее большинство мечей Ульфберта археологи обнаруживают в сотнях километров от территории современной Франции, в первую очередь в Скандинавии и странах Прибалтики. В настоящий момент насчитывается около 200 экземпляров, найденных на пространстве от Украины до Исландии. В большинстве случаев мечи обнаруживались в могилах викингов. В одной лишь Норвегии археологи выкопали 44 меча Ульфберта.
«С точки зрения археологии христианизация обернулась катастрофой»
Тот факт, что чаще всего мечи обнаруживаются на Севере, связан с многочисленными захоронениями христиан-Каролингов и позднее Оттонов в тех краях — в отличие от захоронений язычников-викингов. Во Франции не было принято класть в могилы усопших их личные вещи. Поэтому археологи отличают захоронения ранних христиан на территории Европы именно по тому признаку, что, кроме скелета, в могиле практически ничего нет — хорошо еще, если на протяжении веков сохранились хотя бы сами кости.
Вместо того чтобы класть меч в могилу, франки предпочитали передавать ценное оружие по наследству, пока оно не приходило в полную негодность. «С точки зрения археологии христианизация стала катастрофой», — считает Коккотидис. Потому что к настоящему времени от мечей практически ничего не осталось.
В языческой же Северной Европе в ранние Средние века ситуация была иной. Если усопший при жизни был важным человеком, он забирал свой меч с собой в могилу- или же потомки давали ему «в последний путь» другой меч. В земле мечи могли сохраняться в хорошем состоянии на протяжении нескольких столетий.
150 мечей за одного епископа
Археологические находки доказывают: викинги находили возможности завладевать вожделенным оружием франков, несмотря на королевское эмбарго. Как им это удавалось? Регулярных торговых связей не было — этот вариант археологи исключают. Предположительно, мечи вывозили с территории нынешней Франции контрабандой либо в результате действий мародеров. Возможно также, что франки отдавали викингам ценные мечи в обмен на пленников. «Из письменных источников мы знаем, что викинги требовали за освобождение одного плененного епископа 150 мечей», — рассказывает Коккотидис. Тем не менее даже такого количество было недостаточно, чтобы удовлетворить потребности северян. Но что было делать, есть столь желанное оружие не достать?
«А как насчет подделок?— спросите вы. — Разницу все равно никто не заметил бы». Убедительных доказательств нет, но археологи действительно обнаружили целый ряд мечей, произведенных между IX и XI веками, на которых в гравировке имелись графические ошибки. «На некоторых недостает какой-нибудь буквы, или кресты стоят в другом месте, или буквы вообще невозможно прочитать», — объясняет Коккотидис.
По предположениям археологов, викинги могли попросту подделывать высокотехнологичные продукты и продавать свои подделки под видом оригиналов. «Экспериментальным путем удалось доказать, что подделать гравировку было довольно легко», — добавляет эксперт. Опытному кузнецу, по его словам, на это требовалось буквально несколько минут.
Когда подделывают подделки
При этом археологи заметили одну особенность: чем дальше от нынешней Франции обнаруживаются мечи Ульфберта, тем чаще встречаются ошибки в гравировке. «Чтобы доказать, что это действительно подделка, нам нужно было бы провести анализ материалов всех мечей», — поясняет Коккотидис. Пока исследователям удалось выяснить, что мечи с ошибками в гравировке, как правило, более низкого качества, но с полной уверенностью это можно утверждать лишь после лабораторных анализов. Теоретически кузнецы могли делать ошибки просто из-за невнимательности — ведь в Средние века они в большинстве своем не умели читать.
Кроме того, до сих пор непонятно, где именно производились настоящие мечи Ульфберта. Некоторые исследователи даже считают, что они происходят из Афганистана, Персии или Индии. Впрочем, анализ одной из находок в Нижней Саксонии показал, что этот меч сделали в Рейнских сланцевых горах. По крайней мере с большой долей вероятности можно утверждать, что именно там был добыт свинец, из которого отлили рукоять.
Можно ли считать, что ценные мечи Ульфберта производились в Средней Германии? Некоторые исследователи действительно придерживаются этой версии. Не исключено, что их изготавливали в гессенских монастырях Фульды и Лорша. «Вполне возможно, что в обоих монастырях производились оригинальные мечи Ульфберта», — считает Коккотидис. Впрочем, убедительных доказательств этой версии нет.
Так что пока ситуация остается неясной. До сих пор на рынке можно встретить мечи Ульфберта по цене в несколько сотен евро. Как и тысячу лет назад, велика вероятность, что покупатели попадаются на уловки мошенников, ведь зачастую под видом оригинального оружия викингов продаются подделки.
Таким образом, можно подвести некоторые итоги: мечи Ульфберта пользовались спросом во времена раннего Средневековья, потому что были жестче и легче другого аналогичного оружия. Узнать оригинальный меч можно было по гравировке +VLFBERH+T на клинке. Вывозить такие мечи из Франции было категорически запрещено. Тем не менее многочисленные мечи Ульфберта попадали в руки викингов и славян. Примечательно, что на многих экземплярах обнаруживаются ошибки в гравировке, а качество их довольно низко. Поэтому археологи предполагают, что уже тысячу лет назад в Европе производилась «пиратская» продукция.