Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шольц летит в Белград — что нужно канцлеру от "друга Путина" Вучича?

Berliner Zeitung: Шольц едет в Сербию за литиевым сырьем для электромобилей

© AP Photo / Stefanie LoosКанцлер Германии Олаф Шольц
Канцлер Германии Олаф Шольц - ИноСМИ, 1920, 17.07.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Европейские страны срочно бросились дружить с Сербией после расконсервации ее литиевых рудников, пишет BZ. Редкий металл позарез нужен фабрикам и заводам ЕС для производства электромобилей. Однако Белград, подчеркивает автор, не позволит "партнерам" помыкать им — и не отвернется от России, своего главного союзника.
Канцлер ФРГ посетит – особо не афишируя свой визит – сербскую столицу. Однако главной темой переговоров будет не конфликт на Украине.
В политических кругах Белграда распространяются слухи. Посетит ли Олаф Шольц вновь город на Дунае? В последний раз канцлер приезжал в сербскую столицу летом 2022 года. "Не могу утверждать, что это точно произойдет, но такая вероятность есть", — цитируют премьер-министра Сербии Милоша Вучевича белградские СМИ.
Politico также сообщает, что в грядущую пятницу Шольц должен нанести "деликатный визит" Александру Вучичу. На состоявшейся в среду пресс-конференции правительства ФРГ официальный представитель кабмина Штеффен Хебештрайт подтвердил информацию о поездке главы государства в Белград. Шольц и Вучич примут участие в "Саммите исходного сырья". Кроме того, ожидается, что канцлера в поездке будет сопровождать ряд "представителей немецких компаний".

В чем причина столь срочного визита Шольца в Белград?

Всякий, кто думает, что на встрече с сербским лидером — одним из последних европейских союзников Владимира Путина — Шольц намерен лоббировать идею прекращения конфликта на Украине или обсуждать проблему Косово, серьезно ошибается. Главными темами переговоров станут вопросы экономики, торговли и разного рода соглашений между Белградом и ЕС. В частности, на повестке дня стоит вопрос лития — важнейшего для производства электромобилей сырья.
На территории Сербии находится крупнейший в Европе литиевый рудник. Правительство республики лишь недавно — несмотря на многолетние протесты экологов и активистов — разрешило вести добычу на месторождении. Считается, что в расположенной на западе Сербии (неподалеку от границы с Боснией и Герцеговиной) Ядарской долине сосредоточены одни из крупнейших в Европе запасов этого дефицитного для остального мира металла. Решение сербского правительства о возобновлении добычи заставило вздохнуть с облегчением европейскую автомобильную индустрию и многих политиков от Брюсселя до Берлина. Литий — важнейший элемент в производстве аккумуляторов.
Однако в глобальной гонке за ценным сырьем европейцы отстают. Китай, на сегодняшний день являющийся лидером в торговле электромобилями, жестко конкурирует с представителями европейской индустрии. Будь то Боливия, Зимбабве или Сербия, в каждой из этих стран китайские фирмы еще много лет назад получили как минимум частичный контроль над важными рудниками лития и центрами переработки сырья. Председатель КНР Си Цзиньпин в ходе состоявшегося в начале мая европейского турне посетил в том числе и Белград — не в последнюю очередь из-за притягательности прибыльных сербских месторождений. Теперь — вполне вероятно, в последний момент, — правительство ФРГ тоже хочет инвестировать в эту стратегически важную для индустрии отрасль.
Как сообщает сербский телеканал N1 TV, именно поэтому Шольц возьмет с собой в поездку своего словацкого соратника, заместителя председателя Еврокомиссии Мароша Шефчовича. На повестке дня — подписание декларации о намерениях между Европейским союзом и Сербией. Документ предусматривает "стратегическое партнерство в области устойчивых поставок сырья и обеспечения логистических цепочек для производства аккумуляторов и электромобилей".
Впрочем, Вучич, скорее всего, начнет встречу с Шольцем и Шефчовичем с более выгодных переговорных позиций. Как сообщил Financial Times сам сербский лидер, на расположенном на западе страны литиевом руднике, открытие которого, по его словам, запланировано на 2028 год, будет добываться 58 тонн лития в год. Указанный объем покрывает 17% нужд производства электромобилей в Европе — или, другими словами, позволяет выпустить более миллиона машин. Таким образом, оценивающийся в 2,4 миллиарда долларов проект сможет удовлетворить 90% текущего европейского спроса на литий — и сделать Сербию ведущим экспортером этого сырья.
Закрытый сталелитейный завод в Дортмунде, Германия - ИноСМИ, 1920, 17.07.2024
Экономика ФРГ увязла в хронической стагнации
Конечно, и на Западных Балканах экологи и экоактивисты — вполне ожидаемо — критикуют проект: добыча лития наносит огромный ущерб окружающей среде, и сербские климатические активисты призывают Германию искать и разрабатывать свои собственные источники. С другой стороны, по словам министра горнодобывающей промышленности и энергетики Сербии Дубравки Джедович, "литиевая сделка" с Евросоюзом укрепит "будущее экономического позиционирования Сербии в Европе". По сути это значит, что сербы хотят вести бизнес с Шольцем и Ко, но не хотят впадать в зависимость от них. Интерес к проекту уже проявляли Россия и Турция.

Может ли Сербия поспособствовать урегулированию конфликта на Украине?

Другие потенциально важные темы для обсуждения, скорее всего, расплавятся под палящим белградским солнцем — в пятницу в сербской столице ожидается жара выше 36C. Правительство Вучича всегда придерживается нейтралитета в вопросах, касающихся украинского конфликта. Киеву поставляются боеприпасы, большое количество беженцев нашло приют в Белграде, Нише или Нови-Саде, а несколько месяцев назад Сербию посетили первая леди и министр иностранных дел Украины.
С другой стороны, Белград не поддерживает санкционную политику Запада. Из сербской столицы по-прежнему летают прямые рейсы в Москву и Санкт-Петербург, а дешевые российские газ и нефть питают экономику страны. Кроме того, многие сербы симпатизируют России и русской культуре — как по историческим причинам, так и на почве общей религии.
Автор: Николас Бутилин (Nicolas Butylin).