Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
За столом с Путиным? Россия и Украина обозначили возможность переговоров, но путь к ним будет сложным

Lidovky: потенциальные мирные переговоры между Москвой и Киевом займут годы

© AP Photo / Efrem LukatskyМинистр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба на совместной пресс-конференции с министром иностранных дел Республики Молдова Михаем Попсой в Киеве
Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба на совместной пресс-конференции с министром иностранных дел Республики Молдова Михаем Попсой в Киеве - ИноСМИ, 1920, 29.07.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Киев устами Дмитрия Кулебы заявил о готовности к переговорам с Москвой, пишет Lidovky. Если стороны начнут друг с другом разговаривать, это станет началом длинного пути к миру. И он может растянуться на годы, считает автор статьи.
Дмитрий Кулеба выразил позицию Украины, заявив о ее готовности начать переговорный процесс с российской стороной на этапе, когда та будет готова к честным переговорам. Однако он отметил, что пока этой готовности Киев не видит. Так звучит заявление украинского министерства иностранных дел, сделанное во время визита Кулебы в Китай. Оно вызвало большой резонанс, в том числе в Кремле.
"Можно сказать, что эта новость соответствует нашей позиции", — заявил пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков, отметив, что все будет зависеть от дальнейших обстоятельств. Столь близкими их мнения о мире не были еще ни разу с апреля 2022 года, когда переговоры провалились. В октябре того же года украинское руководство во главе с Владимиром Зеленским запретило указом все дипломатические переговоры с Владимиром Путиным.
А, например, четвертого мая 2023 года Владимир Зеленский сказал, что Россия на поле боя деморализована, народ не поддерживает путинский режим и что с "такими людьми" он не собирается ничего обсуждать. "Не будет такого, чтобы мы сели с Россией за стол для переговоров и что-то им отдали", — заявил Зеленский в начале ноября прошлого года. Требование вернуть все оккупированные территории, включая Крым, сохранялось как условие для переговоров вплоть на настоящего момента.
Вопреки этому Россия предложила Украине отказаться от всех областей, которые находятся под юрисдикцией Кремля, то есть Херсонской, Запорожской, Донецкой и Луганской. Но даже в Москве никто не верил, что Киев на это согласится. Тем не менее инициатива была в руках Москвы, и она чувствовала себя сильнее, а значит, не была заинтересована в переговорах.

Усталость от борьбы

Совершенно искаженный смысл понятие "переговоры о мире" приобрело в социальных сетях, где каждый, кто поддерживал нечто подобное, подвергался травле и получал ярлык "хочумира". Но достаточно спросить любого западного дипломата или кого угодно, кто следит за украинской проблематикой, и вы услышите ответ, что любая война заканчивается переговорами, и в данном случае тоже придется сесть за стол переговоров.
Вопрос только когда. Заявления украинских дипломатов обозначили некий выход из патовой ситуации.
На Украину наконец-то поступают боеприпасы с Запада, которых в зимние месяцы и ранней весной остро недоставало. Как заявил командующий ВСУ Александр Сырский в интервью "Гардиан", Россия несет большие потери, чем Киев. Пока россиянам еще удается восполнять эти потери, но увеличивать армию уже не получается. (Автор статьи повторяет нарративы Киева, которые не соответствуют истинному положению дел. — Прим. ИноСМИ). Важный момент в том, что Украина сумела, несмотря на большое превосходство России, удержать фронт в общих чертах и не отказывается от идеи контрнаступления.
Делегат из Техаса держит плакат Трамп положит конец войне в Украине во время третьего дня Национального съезда Республиканской партии 2024 года в Милуоки, штат Висконсин. 17 июля 2024 года. - ИноСМИ, 1920, 29.07.2024
Невыгодная сделка с Трампом по Украине хотя бы отсрочит еще худшую — с ПутинымПереизбрание Трампа заставит страны НАТО выбирать: согласиться на прекращение конфликта на Украине в пользу России или продолжить самостоятельно финансировать ВСУ, пишет Politico. Однако если кто-то пойдет против Вашингтона, у американцев есть способ покарать отступника.
Американский Институт изучения войны в своем регулярном докладе от 24 июля констатировал, что возможности России восполнять потери в бронетехнике, переоценены, а ее политическое руководство пока хочет избежать полного перехода на военную экономику. Все это факторы, которые мотивируют к переговорам.
Однако усталость от борьбы проявляется и на украинской стороне. Согласно последнему опросу Киевского международного социологического института, возросло число тех, кто готов отказаться от территорий в обмен на мир.
С конца 2023 года растет готовность к уступкам. В декабре (по сравнению с сентябрем 2023 года) с десяти процентов до 19, а в феврале — до 26, в мае — до 32%. Против любых уступок выступали 55% опрошенных. "Разумеется мы видим тревожные тенденции, и на них нужно адекватно и конструктивно реагировать. Однако бессмысленно слишком драматизировать ситуацию", — так прокомментировал опрос исполнительный директор Киевского международного социологического института Антон Грушевский.
Согласно другому опросу, проведенному Центром Разумкова, около 44% украинцев готовы к переговорам с Россией. Причем подавляющее большинство отвергают российские условия. Против переговоров с Россией выступают 35%.

Прорыва ждать не приходится

Похоже, в последнее время украинское общество бурлит больше, чем когда-либо прежде.Зеленского критикует, например, влиятельный мэр Киева Виталий Кличко. Это тоже, по-видимому, склоняет чашу весов в сторону переговоров. Тем не менее нельзя просто подписать перемирие, фактически отдав России по договору территории, которые она отобрала силой. Это перевернуло бы принципы международного права и создало прецедент, которым воспользовались бы другие потенциальные агрессоры. Скажем, Китай против Тайваня.
Вероятно, Украине придется провести референдум о допустимости мирных переговоров с неясными результатами. Что касается российской стороны, то там вся власть сконцентрирована в руках одного человека — Владимира Путина, на котором лежит вся ответственность за спецоперацию. Сядет ли Владимир Зеленский с ним за стол переговоров? А что Запад? Будет ли с Путиным говорить Дональд Трамп, если его изберут президентом? И что получится из их договоренностей? Сможет ли свое слово сказать Европа, и что в таком случае выиграют другие страны, например, Китай?
В общем, придется нелегко. Вопросов больше, чем ответов. Говорят о мирном саммите при участии России в ноябре, но перелома от него ждать не приходится. Опыт других конфликтов подобного типа показывает, что между первыми переговорами и окончательным договором лежит многолетний путь. Однако рано или поздно придется сделать первый шаг на этом пути.
Автор: Томаш Влах (Tomáš Vlach)