Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Союзники Украины разошлись во мнениях по вопросу нанесения ударов вглубь России западным оружием, пишет FT. Британия и Франция призывает разрешить Киеву бить по российской территории, тогда как США и Германия выступают против: они опасаются дальнейшей эскалации конфликта.
Великобритания давит на США, чтобы те разрешили Киеву бить по российской территории ракетами Storm Shadow
Президент Владимир Зеленский возобновил свои призывы к союзникам снять все ограничения на удары западным оружием по целям на российской территории. Это произошло после недавних ракетных ударов и налетов по Украине — самых масштабных с февраля 2022 года.
Зеленский сделал своим главным дипломатическим приоритетом убедить Вашингтон и другие западные столицы разрешить ВСУ бить вглубь российской территории по авиабазам и другим военным объектам, с которых наносятся удары по Украине.
“США, Великобритания, Франция и другие партнеры располагают достаточной силой, чтобы помочь нам остановить это”, — заявил украинский лидер.
Однако этот вопрос расколол союзников Киева: Великобритания и Франция хотят разрешить Украине бить по военным целям в глубине российской территории, тогда как США и Германия выступают против.
Какие возможности имеет в виду Зеленский?
Украине уже передали ракеты с дальностью полета до 300 км — но запретили использовать их для поражения целей в России.
Это, прежде всего, переданные США в начале года дальнобойные наземные тактические ракетные комплексы ATACMS и крылатые ракеты воздушного базирования Storm Shadow (Scalp-EG по французской классификации), которые Париж и Лондон поставляют с прошлого года.
Киев также положил глаз на ракеты Taurus немецкого производства с дальностью полета 500 км (вдвое больше, чем у Storm Shadow) и более мощной боеголовкой. Но Берлин пока упрямо отказывается давать добро.
Украина также хочет получить право использовать для бомбардировки целей в России свои недавно полученные истребители F-16 (американского производства, но поставленные Данией и Нидерландами, к которым вскоре присоединятся Норвегия и Бельгия).
Зачем Украине понадобились эти ракеты?
Зеленский заявил, что ВСУ должны иметь возможность наносить глубокие удары, чтобы “защитить Украину от российских ракет и управляемых авиабомб, предотвратить переброску российских войск и противостоять натиску на ключевые участки фронта”.
Таким образом, под прицелом окажутся авиабазы, логистические узлы, центры управления и войсковые формирования.
Но западные ракеты быстрее и точнее, их сложнее перехватывать, и они могут нести гораздо больше взрывчатки.
Почему союзники Киева продолжают колебаться?
Если вкратце, потому что администрация Байдена и канцлер Германии Олаф Шольц встревожены риском эскалации, если западное оружие поразит территорию России.
Украина и самые воинственные из ее сторонников напоминают, что Вашингтон и Берлин раз за разом тянули с поставками высокоточных ракет, танков и истребителей F-16, отговаривались нежеланием провоцировать Кремль. Но всякий раз, когда оружие в итоге все же поставлялось, угрозы Москвы неизменно заканчивались ничем.
Однако Вашингтон продолжает упорствовать. “Разумеется, нас тревожит перспектива эскалации, — заявила заместитель пресс-секретаря Пентагона Сабрина Сингх в начале этого месяца. — Одно то, что Россия до сих пор на что-то не отреагировала, еще не означает, что она не способна в принципе и не сделает этого в будущем”.
А что насчет Великобритании и Франции?
Лондон месяцами убеждал Вашингтон в том, что Украина должна иметь возможность запускать британские ракеты Storm Shadow по целям на территории России.
Высокопоставленные лица подтвердили, что британское правительство ранее этим летом направило соответствующий запрос в Вашингтон и Париж.
Администрация Байдена отрицает, что не дает разрешения. “Трактовать это как некое право вето — это преувеличение”, — сообщил один осведомленный источник.
Однако Даунинг-стрит признаёт, что по такому спорному вопросу необходимо единство среди западных союзников и что они должны шагать в ногу.
Еще одно соображение заключается в том, что ракетам Storm Shadow потребуется доступ к американским разведданным в районах, где Россия глушит сигналы GPS, которые используются для наведения, сообщил еще один осведомленный источник.
Президент Франции Эммануэль Макрон в мае поддержал украинские удары вглубь России французскими ракетами. “Мы должны позволить украинцам нейтрализовать военные объекты, откуда ведется нападение”, — заявил он. При этом он подчеркнул недопустимость поражения иных целей или гражданских объектов.
На вопрос, не изменилась ли с тех пор позиция Франции, представитель Елисейского дворца снова сослался на комментарии президента.
Получит ли Киев в итоге разрешение бить по России ракетами большой дальности?
Вполне возможно. Прежде Великобритания и Франция уже торили путь вперед вопреки сдержанности США. Так, они первыми пообещали Украине западные танки. А в прошлом году первыми поставили крылатые ракеты, когда Вашингтон по-прежнему медлил с ATACMS большой дальности.
Великобритания в одностороннем порядке разрешила Киеву использовать Storm Shadow для поражения российских кораблей и военно-морских объектов в Крыму, когда США по-прежнему опасались украинских ударов по полуострову. Известно, что этого права для Киева настойчиво добивался бывший министр обороны Грант Шэппс, покинувший свой пост в июле.
“США в том случае не дали разрешения, но и не запретили”, — сказал один представитель Уайтхолла (улица в центре Лондона, чье имя стало нарицательным для британского правительства, прим. ИноСМИ).
Политика США также меняется — пусть и с некоторой задержкой. Так, Вашингтон смягчил позицию сперва в отношении танков, а затем и насчет ракет ATACMS большой дальности. Последние использовались в начале этого года для удара по Крыму. Берлин также сдался насчет танков, но твердо стоит на своем насчет ракет Taurus.
Вашингтон за последние месяцы сменил курс и насчет поражения целей в приграничной зоне. Когда российские войска развернули наступление на Харьковскую область, Киев посетовал, что ему запрещается бить западным оружием по российским войсковым формированиям, командным центрам и логистическим узлам по ту сторону границы. В ответ США скорректировали свою политику, заявив, что Украина вправе поражать цели вблизи границы, которые используются непосредственно для поддержки российского наступления.
В своих недавних операциях Украина использовала американские высокоточные управляемые ракеты HIMARS с дальностью полета порядка 80 км, а также западную бронетехнику, включая боевые машины немецкого, американского и британского производства. И Берлин, и Вашингтон подчеркнули, что это делается в рамках согласованных условий.
Статья написана при участии Адриенны Класы
Комментарии читателей:
Раскол — это роскошь, которая Европе не по карману. Западу нужен единый командующий со стратегическими полномочиями.
То есть Путин добился своего, и союзники Украины перетрухали? А сам бомбит Украину как ему заблагорассудится.
Как долго Великобритания, ЕС и США будут спонсировать этого кокаинщика и шута горохового? Кремль бы давно его убрал, да не хочет делать мученика — а то еще, чего доброго, ему памятники начнут ставить.
Ну, Украина всяко не стоит ядерных осадков по всей планете.
Наши британские военные на Украине отчаянно ждут одобрения США и ЕС, чтобы начать стрелять глубоко внутрь России, но надо полегче на поворотах. Наша армия не столь сильна, как ей кажется — и риск, что сама Великобритания попадет под удар, высок как никогда. Это не та битва, в которой мы запросто победим. Так что всем лучше сосредоточиться на дипломатии, пока Украина не превратилась в руины. Всем мира!
Макрону просто нужно отвлечь внимание от бардака, который он сам и устроил. Верховный оборотень нашел себе новый облик. Ничего, скоро его в любом случае сместят, так что его мнение больше не имеет значения.
Просто поразительная ирония. Мы делаем все возможное, чтобы сдержать военный кризис на Ближнем Востоке — и при этом изо всех сил подливаем масла в огонь на Украине.
Давайте не будем забывать, что если Россия отреагирует на нашу ползучую эскалацию, то будет уже поздно.