Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Как Америка может остановить российскую и китайскую борьбу за влияние в Арктике

Forbes: США хотят ограничить влияние и сотрудничество России и КНР в регионе

© РИА Новости Павел Львов / Перейти в фотобанкПрибытие атомного ледокола "Арктика" в Мурманск
Прибытие атомного ледокола Арктика в Мурманск - ИноСМИ, 1920, 13.09.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия и Китай наращивают присутствие в Арктике, что идет вразрез с интересами США, пишет Forbes. Существует угроза, что Москва, используя широкий правовой инструментарий возьмет стратегически важный и перспективный Северный морской путь под свой контроль. Вашингтон и его союзники не могут этого допустить.
Пока хуситы разрушают международный порядок в Красном море, Россия и Китай пользуются этим хаосом и еще больше подрывают американские интересы. С июля Пекин направил в арктический регион три ледокола. Он расширил свое присутствие в Арктике сразу после того, как на борту катера береговой охраны США возник пожар, и судно было вынуждено прекратить свою арктическую миссию. Военно-морской институт США на прошлой неделе сообщил, что КНР вполне успешно пользуется Северным морским путем (СМП), как называют арктический маршрут, который контролирует в основном Россия. Он стал долгожданной альтернативой Суэцкому каналу, позволяющей доставлять российские товары в Европу и Азию. Открытие СМП создает благоприятные экономические возможности, так как это более безопасный морской торговый маршрут. Но Россия в этой связи получает опасную возможность установить свой стратегический контроль над исключительно важным морским путем.
СМП проходит по Северному Ледовитому океану от Баренцева моря на западе до Берингова пролива на востоке. Он соединяет восточноазиатские центры производства с европейскими потребительскими рынками. Коммерсанты уже давно заглядываются на СМП, видя в нем альтернативный судоходный маршрут, позволяющий избежать задержек в загруженном Малаккском проливе, нестабильности в Суэцком канале и на Ближнем Востоке, и не попасть в руки пиратов Африканского Рога. Они уже давно надеются, что СМП позволит на несколько недель сократить время в пути, несмотря на мели, лед и туманы, из-за которых эти воды большую часть года являются непроходимыми.
Россия издавна видит в СМП большой потенциал, так как он позволяет перевозить арктическую нефть и газ на рынки Востока и Запада. Россия также единственная из восьми арктических государств страна, не являющаяся членом НАТО. Для достижения своих стратегических целей и для соответствующей защиты своих стратегических интересов Россия использует нормы права. Она интерпретирует Конвенцию ООН по морскому праву таким образом, чтобы увеличить свои морские территории, что неприемлемо для других государств. Москва утверждает, что воды трех крупных архипелагов на 20 миль от российского побережья являются внутренними водами страны. Это позволяет ей использовать их в качестве морских узостей и выдвигать незаконные и чрезмерные претензии на весь Северный морской путь. Кроме того, в будущем Россия сможет прибегать к этому инструменту для ограничения доступа, взимания пошлин и навязывания своих правил судам, которые следуют СМП.
Она также пытается установить свой контроль над этим маршрутом, введя строгие нормы и правила против загрязнения окружающей среды и по обеспечению безопасности судоходства. Конвенция ООН по морскому праву дает государствам возможность регулировать загрязнение, в том числе, предотвращать косвенное загрязнение за счет норм безопасности и правил судоходства. Делается это, чтобы снизить риск аварий и разливов нефти в покрытых льдами районах своей исключительной экономической зоны (ИЭЗ), где суровые климатические условия создают опасности для навигации и могут стать причиной серьезного экологического ущерба. Россия применяет нормы и правила, которые значительно строже общепринятых международных стандартов. Они включают обязательное страхование и ледовую проводку. Это дорого, а занимается этим исключительно Москва. Эти и прочие стандарты позволяют ей устанавливать жесткий контроль над соблюдением своих незаконных морских притязаний, а также угрожать применением силы тем судам, которые не выполняют ее требования.
США и Евросоюз утверждают, что российское толкование Конвенции ООН по морскому праву противоречит нормам международного права, и что судоходство и транзитный проход по Северному морскому пути должны регулироваться требованиями этой конвенции. С 1963 года Россия заявляет, что другие страны используют проливы СМП недостаточно часто, в связи с чем действие конвенции неприменимо. Ситуацию осложняют действия Канады, которая пытается устанавливать собственные правила в своем Северо-Западном проходе и тем самым содействует России в ее споре с США из-за СМП.
Теперь в этот многолетний спор ввязался Китай. Он объявил себя "околоарктическим государством" и в последние годы начал наращивать строительство ледоколов. Пекин строит новые корабли всего за два года и сейчас у него на стапелях уже четвертый ледокол. Между тем, устаревший флот береговой охраны США включает в свой состав всего один тяжелый и один средний ледокол. У России таких судов огромное количество, и некоторые из них имеют вооружение, чтобы отстаивать ее претензии на Северный морской путь. Россия и Китай объявили о своем намерении теснее взаимодействовать в арктических вопросах. Это относится к судоходству и к технологиям создания полярных судов. Согласно имеющейся информации, за счет использования СМП Китай сократил время перевозки российского импорта до 33-35 дней, в то время как плавание через Суэцкий канал занимает 45 дней, а вокруг Африки 55 дней. Известно, что Китай в полярных исследованиях отдает предпочтение технологиям двойного назначения, которые можно использовать и для достижения военных целей.
Этим летом США объявили о заключении соглашения с Канадой и Финляндией по строительству ледоколов. Но ни Америка, ни ее союзники в ближайшем будущем не смогут обогнать в этом плане Россию и Китай. Поэтому США и их союзникам следует обратиться к международному праву с целью сдерживания стратегических амбиций Москвы и Пекина. США вместе с партнерами и союзниками должны разрешать морские споры и добиваться единого толкования Конвенции ООН по морскому праву в противовес России.
Хотя государства из состава Арктического совета приостановили сотрудничество с Россией с началом вооруженного конфликта на Украине, США должны работать на других международных площадках, добиваясь исполнения этой конвенции. Соединенные Штаты и другие страны должны также рассмотреть вопрос о предъявлении исков России в международных судах за создание препятствий свободе судоходства и торговли. Вашингтон и его союзники должны следить за тем, не наносит ли вред экологии участившееся использование СМП, и в случае обнаружения такого вреда предпринимать правовые действия. Им также нужно следить за научно-исследовательской деятельностью двойного назначения, которую осуществляют Китай и Россия, на предмет соответствия нормам международного права.
США навязывают основанный на правилах международный порядок в Красном море, применяя для этого военную силу. Но в Арктике они так поступать не могут. Поэтому Америка должна добиваться верховенства права в международных судах и организациях, принуждая Россию и Китай к соблюдению норм международного права. Известно, что их нарушают и Китай, и Россия, однако они боятся судебных разбирательств и обвинений в нарушении закона, и когда на них оказывается давление, эти страны меняют свое поведение. Совместная работа с союзниками и партнерами по отстаиванию свободы судоходства и норм морского права также поможет укрепить основанный на правилах международный порядок в момент, когда он подвергается мощным нападкам.
Автор: Джилл Голдензиль (Jill Goldenziel)