Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Грядущий китайский экспортный оружейный бум

Foreign Affairs: Китай готов занять место России на рынке оружия "экономкласса"

Военные учения Восток-2018 - ИноСМИ, 1920, 14.09.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После начала конфликта на Украине на рынке оружия "экономкласса", на котором традиционно господствовала Россия, образовался вакуум, пишет Foreign Affairs. Его готов заполнить Китай. Это подорвет позиции США в геостратегическом соперничестве сверхдержав.
Вскоре после того, как в августе нынешнего года завершилась ежегодная российская военная выставка, Александр Михеев, глава государственной корпорации по экспорту вооружений "Рособоронэкспорт", предположил, что доходы Москвы от продажи оружия в 2022 году снизятся на 26% по сравнению с прошлым годом. По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира, Россия остается вторым по величине экспортером оружия в мире после США. Для того, чтобы ее положение в мировом рейтинге по экспорту вооружений изменилось существенно, потребуется гораздо большее падение доходов. Однако в феврале нынешнего года Россия приняла решение начать военную спецоперацию на Украине, и стало ясно, что потребность российских вооруженных сил в замене собственной военной техники, введенные США санкции и опасения покупателей по поводу эффективности этого вооружения на поле боя сократили возможности страны в вопросе экспорта оружия.
В то время как Вашингтон доминирует на мировом рынке высококачественных и высокотехнологичных вооружений, Россия завоевала место ведущего поставщика боеспособного и экономически эффективного, но менее технологичного оружия, которое иногда называют оружием "экономкласса". К нему относятся модернизированные варианты советской и российской техники, такие как танки Т-72 и Т-80, буксируемые артиллерийские орудия Д-30, самоходные гаубицы 2С1 "Гвоздика" и 2С19 "Мста", самоходные РСЗО БМ-27 "Ураган" и БМ-30 "Смерч", системы противоракетной обороны С-300 и бронетранспортеры БМП-3 и БТР-70. Страны с низким уровнем доходов, такие как Мьянма, Замбия и Зимбабве, покупают оружие только этой категории. Государства среднего уровня развития, такие как Бразилия, Индия и Таиланд, действуют в некоторых сегментах элитного оружейного рынка, но также покупают большое количество военной техники "экономкласса". В 2022 году расходы на оборону в странах Африки, Азии и Латинской Америки, играющих основную роль на рынке такого вооружения, составили 246 миллиардов долларов.
Поскольку основные американские фирмы, как правило, не выходят на рынки оружия "экономкласса", трудности, с которыми столкнулась Россия, создали на них определенный вакуум. Появилась страна, готовая заполнить его. Это Китай. Если его не остановить, Пекин может использовать продажи вооружений для укрепления отношений с правящими элитами и обеспечения безопасности своих зарубежных баз, что потенциально ограничит свободу военного маневра США по всему миру. Расширение продаж китайского оружия подорвет влияние США в геостратегическом соревновании двух сверхдержав. Но такой исход не является неизбежным. У Соединенных Штатов и их союзников еще есть время предоставить мировым потребителям заменители российского оружия по доступным ценам и таким образом помешать амбициям Китая.

Готовность к доминированию

В Китае находится шесть из 25 крупнейших оборонных фирм мира. И хотя сегодня доля Пекина на мировом рынке вооружений составляет 5%, — что намного ниже 19%, которыми может похвастаться Москва, — это говорит лишь о том, что у него есть значительное место для маневра и увеличения своего присутствия в секторе. Китай обладает рядом явных преимуществ, которые могут позволить ему доминировать на рынках вооружений "экономкласса".
Подход Пекина к экспорту вооружений носит "транзакционный" характер, не обремененный опасениями по поводу соблюдения прав человека или стабильности режима в стране-покупателе. Китай заинтересован в сделках и не брезгует ничем. Кроме того, он обменивает оружие не только на финансовое вознаграждение, но и на доступ к портам и природным ресурсам государств-получателей. Например, поставляя ценное оружие, такое как радары, ракеты и бронетехнику, например, в Венесуэлу и Иран, Пекин старается обеспечить себе постоянный доступ к нефти из этих стран.
Океанская многоцелевая система «Посейдон»
Российское "оружие Судного дня" "Посейдон" поднимет цунами высотой 500 метров, и миру настанет конецВ свете эскалации конфликта на Украине интерес всего мира привлекает российская ядерная торпеда "Посейдон", сообщает Yahoo News Japan. Вызываемая ею радиоактивная волна выше, чем Эмпайр-стейт-билдинг, и способна достигнуть Вашингтона. США нечем противостоять "оружию Судного дня".
Опыт Китая в качестве лицензированного производителя некоторых видов российской военной техники повысил его привлекательность для покупателей на рынке вооружений. Например, после того как Пекин и Москва подписали соглашение о стратегическом партнерстве в 1996 году, Китай получил лицензию на производство российских истребителей Су-27Ск Flanker B. Благодаря таким договоренностям он стал вторым по величине поставщиком вооружений в Анголу, Нигерию и Уганду и крупнейшим поставщиком в Бангладеш и Мьянму — во все страны, где Россия ведет активный бизнес.
Еще до того, как Москва столкнулась с нынешними трудностями, Пекин диверсифицировал свои предложения, чтобы повторить российскую стратегию производства доступных аналогов высокотехнологичного западного вооружения. Большинство стран Африки к югу от Сахары используют китайское оружие, но продажи в регион составляют лишь 19% китайского экспорта. Более 75% продаж приходится на азиатские страны, где Китай начал расширять свою сеть промышленного производства. Пакистан, например, сегодня совместно с Пекином производит многие китайские системы вооружения, такие как танк "Аль-Халид" и истребитель JF-17 Thunder. Совсем недавно, в дополнение к уже имеющимся образцам, Китай начал предлагать крупным клиентам и более совершенные системы вооружений: в апреле он начал продавать Сербии зенитные ракеты, а в июне Аргентина проявила интерес к истребителям JF-17. Сегодня Китай является крупнейшим в мире экспортером дронов. Он начал продавать модели Wing Loong и CH-4 клиентам, которые раньше покупали беспилотники в Великобритании, Франции, России и США. И список этих покупателей весьма обширен. В него входят, в том числе Египет, Ирак, Иордания и Саудовская Аравия.
Давняя традиция Китая приобретать иностранные технологии дает ему преимущество на "экономрынке". Официальный подход под названием "внедрять, переваривать, поглощать и обновлять", который используют с 2006 года, побуждает китайские компании "приобретать иностранные технологии, а затем „переизобретать“ эти продукты для внутреннего рынка". Эти усилия снижают затраты на военные НИОКР и помогают улучшить качество производимого в Китае оружия.
Немаловажное преимущество Пекина касается редкоземельных элементов, группы из 17 металлов, включая эрбий и неодим, которые имеют решающее значение для производства самого современного военного оборудования. Поскольку при добыче и переработке редкоземельных элементов образуются большие объемы токсичных отходов, не строгие экологические нормы, принятые в Китае, помогают ему доминировать в мировой торговле этими металлами. В прошлом Пекин ограничивал продажи редкоземельных элементов, чтобы оказывать выгодное ему давление на другие стран. В 2019 году он пригрозил ограничить их продажу в США в ответ на тарифы, введенные Дональдом Трампом на китайские товары. Если Китай соберется запретить или хотя бы сократить экспорт редкоземельных элементов в Соединенные Штаты, это может помешать производству в Америке высокотехнологичных систем, включая F-35, не говоря уже об управляемых снарядах, самолетах и многих других технологиях, для создания которых нужны эти полезные ископаемые.

Риски для США

Расширение присутствия Китая на рынке вооружений "экономкласса" может усилить его геополитическое влияние, сократив при этом доступ США к иностранным портам и базам. Китай уже использовал продажу оружия, чтобы обеспечить себе право на размещение военных баз и увести правительства стран-получателей из-под влияния США. В апреле Соломоновы Острова подписали с Китаем соглашение о безопасности, а спустя всего несколько месяцев — в августе — эта страна отказала американским и британским военным кораблям в заходе в свои порты. Этот инцидент может ознаменовать новую эпоху, в которой возможности глобального маневренного военного присутствия США все больше будут сокращаться.
Чтобы помешать амбициям Китая на рынке экономичных видов вооружений, Соединенным Штатам следует помочь своим партнерам развивать собственные производственные мощности в этой области. Американским фирмам не обязательно напрямую присутствовать в этом сегменте рынка, но правительство США может тесно сотрудничать с союзными странами для удовлетворения своих потребностей.
Чтобы позволить Соединенным Штатам и их союзникам конкурировать на рынках вооружений "экономкласса", США должны реформировать некоторые части Правил международной торговли оружием (ITAR), того регулирующего режима, который ограничивает экспорт военных технологий. Хотя защита технологического преимущества Соединенных Штатов по-прежнему имеет решающее значение для национальной безопасности, Вашингтон должен установить параметры отмены некоторых частей ITAR, чтобы облегчить экспорт устаревшего оружия и позволить своим партнерам начать его производство. Чтобы облегчить партнерские отношения между американскими фирмами и иностранными оборонными предприятиями, Соединенным Штатам также следует создать систему заявок для снятия ограничений ITAR на отдельные продукты. Взаимодействие Вашингтона с производителями-союзниками позволит Соединенным Штатам сохранять свое присутствие на рынке "экономкласса" даже там, где оно по каким-то причинам нецелесообразно или затруднено. Целенаправленные реформы ITAR могут способствовать формированию коалиции государств-производителей оружия, которая превзойдет Китай на эконом-рынках вооружений
Соединенные Штаты должны предоставить стимулы, такие как снижение налогов и списание долгов, для американских фирм, чтобы они производили доступное качественное оружие совместно со странами-партнерами. Соединенные Штаты могли бы работать с Южной Кореей и Индией над совершенствованием их учебно-тренировочных и легких боевых самолетов Golden Eagle и Tejas, южнокорейской гаубицы K9 Thunder и индийского легкого танка для бюджетного рынка.
Соединенным Штатам следует активно поддерживать присутствие американских фирм на рынках вооружений "экономкласса". В 2018 году, например, Министерство обороны решило не покупать легкий истребитель Textron Scorpion, предназначенный для выполнения разовых атак и вооруженного наблюдения. Когда ВВС США прекратили работу над сертификацией этой машины, Вашингтон невольно продемонстрировал свою неготовность к ее производству, чем, вероятно, оттолкнул международных клиентов. Хотя Пентагону якобы оказался нужен турбовинтовой самолет, закупка которого обошлась бы дешевле, "Скорпион" был относительно недорог в эксплуатации и, вероятно, конкурентоспособен на экономрынках. В этом и в других случаях было бы полезно, если бы правительство США с большей готовностью шло на сертификацию летной годности таких образцов, а Министерство торговли активнее работало бы с иностранными правительствами.
Присутствие США на экономрынках вооружений также укрепит их собственную цепочку поставок и производственную базу за счет поддержки отраслей партнеров, диверсификации поставщиков и политического участия импортеров военной продукции. В 2022 году Национальная ассоциация оборонной промышленности впервые оценила промышленную базу США как неудовлетворительную. Вина была возложена на ряд факторов: сбои в цепочке поставок, вызванные пандемией COVID-19, нехватка квалифицированной рабочей силы, недостаточные бюджетные решения со стороны Конгресса и уязвимости, связанные с кибербезопасностью. Предложенные выше реформы будут способствовать устойчивости оборонно-промышленной базы США, укреплять сеть наших союзников и противодействовать китайской экспансии.
Растущий контроль Пекина над рынком вооружений "экономкласса" позволит ему бросить вызов интересам США, увеличив доступ Китая к политическим элитам на глобальном Юге, расширив доступ для своих военных через базы и портовые объекты и дополнив свою оборонную промышленность. Углубляя промышленное сотрудничество со своими союзниками и побуждая их присоединиться к рынкам вооружений "экономкласса", Соединенные Штаты могут не только получить стратегическое преимущество над своим главным соперником, но и укрепить связи со своими друзьями.
Авторы: Васабджит Банерджи — адъюнкт-профессор политологии университета штата Миссисипи.
Бенджамин Ткач — адъюнкт-профессор политологии штата университета Миссисипи.