Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Архитектор российской внешней политики Сергей Караганов: сдерживание больше не работает, нужно восстановить страх

Караганов: цель политики России – не допустить большой ядерной войны

Сергей Караганов - ИноСМИ, 1920, 03.12.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Многие люди, включая политические элиты Запада, перестали бояться войны, в том числе ядерной, сказал в интервью Le Figaro почетный председатель президиума СВОП Сергей Караганов. Нужно сделать все, чтобы не допустить скатывания мира в третью мировую, отметил он.
Ален Барлюэ (Alain Barluet)
Почетный председатель президиума российского Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) Сергей Караганов является ключевой фигурой российской стратегической мысли, к его мнению прислушиваются в Кремле.
Le Figaro: Что вы думаете об изменениях, недавно внесенных Владимиром Путиным в российскую ядерную доктрину?
Сергей Караганов: Цель политики России – снизить порог применения ядерного оружия и преградить путь к большой ядерной войне. Путин уточнил, что Россия имеет право применить ядерное оружие, в том числе против неядерных государств, которые ведут против нас войну при поддержке ядерных держав. Это важное новшество, но есть и другие изменения. Я это приветствую, потому что уже несколько лет выступаю за такие изменения, и я рад, что помог начать дискуссию на эти темы. Мы также предлагаем в нашей последней книге и другие изменения ("От сдерживания к устрашению. Ядерное оружие, геополитика, коалиционная стратегия", М., "Молодая гвардия", 2024 г. – прим. ИноСМИ).
В течение многих лет меня крайне беспокоит тот факт, что значительная часть населения, в частности, элиты – на Западе, но не только – охвачены своего рода стратегическим паразитизмом: люди привыкли к миру, они больше не боятся войны. Я считаю это очень опасным. За последние лет пятнадцать мир вступил в период тектонических потрясений, которые неизбежно приведут к кризисам. Угроза того, что многие из этих кризисов перерастут в полномасштабную глобальную ядерную войну, быстро возрастает. Мы должны сделать все, чтобы не допустить скатывания мира к третьей мировой войне.
И как этого добиться, на ваш взгляд?
— В течение семидесяти лет ядерное оружие спасало нас от войны. Но страх перед этим оружием снизился, и его необходимо восстановить, потому что кризисы и конфликты будут неумолимо возникать, учитывая тектонические изменения, о которых я говорил. Я заметил, что мы все интеллектуально застряли в 1970–1980-х годах, а мир между тем заметно изменился, в том числе в ядерном плане. Ядерное сдерживание больше не работает. Мы должны вновь ввести ядерный взрыватель во всю международную систему, и это касается не только отношений между Россией и Западом. <…>
— Зеленский высказывал пожелания, чтобы Украина получила ядерное оружие или присоединилась к НАТО. Ваше мнение по этому поводу?
— Ни при каких обстоятельствах Украина не будет иметь ядерного оружия. Что касается ее вступления в НАТО, хочу напомнить, что это будет означать увеличение, а не уменьшение угроз для этой страны в случае конфронтации. Если только в Белом доме и Пентагоне не поселятся сумасшедшие, Соединенные Штаты никогда не нанесут удар "для защиты Европы", который спровоцировал бы ответный удар возмездия по их территории. Ядерные гарантии США — это блеф. И Франция об этом прекрасно знает, еще со времен генерала де Голля.
— Вы неоднократно упоминали возможность понижения порога применения ядерного оружия. Где, по-Вашему, должна проходить черта?
— Любое крупномасштабное нападение на Российскую Федерацию, любое применение вооруженной силы против граждан нашей страны может повлечь за собой ядерный ответ. Естественно, в доктрине так не будет сказано. Но я считаю, что она должна развязать руки нашему президенту, чтобы он мог применить это оружие в случае нападения на Российскую Федерацию и российских граждан, а также на наших ближайших союзников, в частности — на Белоруссию. Порог должен быть снижен настолько, насколько это только возможно. Во-вторых, необходимо изменить доктрину, чтобы наше население было готово к такому политическому курсу. В-третьих, необходимо скорректировать производство сил сдерживания, как стратегических, так и нестратегических.
— Следует ли нам возобновить переговоры о разоружении с США?
— К сожалению, этот вопрос отошел на второй план, причем не по нашей вине. Американцы первыми вышли из всех договоров, чтобы обеспечить себе свободу действий в деле развития новых видов вооружений. Я очень скептически отношусь к возможности [установления режима] контроля над вооружениями. Но считаю, что вести переговоры все же полезно, хотя бы даже для того, чтобы улучшить политический диалог. Проблема, с которой мы сейчас сталкиваемся, заключается не столько в ядерном оружии, хотя это и ужасная технология, сколько в революции военных потенциалов в целом. Появилось множество средств, которые могут нанести огромный вред человечеству: беспилотники, химическое и биологическое оружие. Ситуация во всех этих областях стремительно ухудшается.
— Как Вы оцениваете ядерную мощь Китая?
— Мы обсуждаем с нашими китайскими друзьями необходимость изменения подходов к концепции ядерного сдерживания. Мы затрагивали этот вопрос и с нашими индийскими друзьями, скоро начнутся более глубокие консультации. Затем начнем привлекать к дискуссиям пакистанцев. Надеюсь, когда наши европейские соседи придут в себя, мы и их сможем пригласить к обсуждению. И американцев.
Популярные комментарии
g00d
19
Поддерживаю его, ядерное оружие утратило свой сдерживания фактор
ДЕ
Дормидонт Евлампиевич
13
Внеблоковый и без ядерный станут Украины- было условием признания её государственности. Как только Украину ( или часть территорий) примут в НАТО можно спокойно аннулировать признание её,государственности.
Обсуждение
Комментариев: 16
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
g00d
3 декабря 2024, 17:56
Поддерживаю его, ядерное оружие утратило свой сдерживания фактор
Николай Мишко
4 декабря 2024, 08:04
g00d, Я здесь в каждой статье пищу что США разучились боятся 3 МВ (ядерной войны). Поэтому нужны демонстративные испытания ЯО под видом аварий (заморачиватся можно не сильно так как "партнеры" должны понять что они дошли до грани ядерной войны) или в наглую без театра. Главное что бы эти взрыв-или взрывы были слышны и видны общественности на Западе настолько хорошо и записаны на пленку что бы они проснулись и надавили на своих "молодых политиков" что бы их отрезвить. С людоедами бесполезно договариваться об правилах этикета за обеденным столом. Их нужно пугать тем что они поймут. А то они разучились боятся.
Роман Грабовский
3 декабря 2024, 18:47
На этот раз без комментариев из первоисточника? А они там... сочные
e
eugene.ardaev
3 декабря 2024, 21:38
Роман Грабовский, Не сочные, а глупые. Напр. "какая европейская страна после второй мировой участвовала в войне?" Французские тупицы не знают ни про Югославию, ни про Афганистан, ни про Ирак, ни про Ливию.
ДЕ
Дормидонт Евлампиевич
3 декабря 2024, 19:56
Внеблоковый и без ядерный станут Украины- было условием признания её государственности. Как только Украину ( или часть территорий) примут в НАТО можно спокойно аннулировать признание её,государственности.
G
Garry_236
4 декабря 2024, 09:48
Признание государственности т.н. «украины» и было самой большой ошибкой или точнее предательством, которое сейчас приходится исправлять кровью многих и многих людей. И многие предатели до сих пор живы и вполне себе неплохо живут.
Dorbo Noyon
3 декабря 2024, 20:23
Слишком далеко все зашло, по-легкому не выскочить. Словами больше нельзя никого напугать, только - рассмешить. Не хочется думать о таком, но, все равно, придется резать, не дожидаясь перитонита.
M
Mich2
3 декабря 2024, 20:50
Так и есть. ППКС.
Андрей Михалыч
3 декабря 2024, 21:05
На мой взгляд сила ядерного оружия вообще переоценена. Не, конечно крупные города однозначно будут уничтожены, так как на них нацелено по 20 зарядов со стороны США и по 10 со стороны России (да да, если судить по рассекреченным данным, то наш ответ слабее), но только и всего. Мне в моей деревне бояться нечего, так что начинайте!
A2
Andre 22
3 декабря 2024, 22:56
Андрей Михалыч, если Россия и Америка использует 50% своего ядерного потенциала то жизни на земле придёт конец просто одни умрут сразу а остальные погибнуть в течении 10 лет радиация голод болезни вирусы стихийные бедствия добъют выживших надёжнее самих ядерных зарядов. И я даже не знаю кому повезёт больше первым или вторым
l
litоvec10
4 декабря 2024, 10:39
Andre 22, Вы есть не понымайт смысл наш новый методичка от дядюшки Сорос. Мы хотим вам внушить мысль, что Запад превосходит вас во всем, в том числе и в ядерном оружии, и в том, что ядерное оружие вам непоможет, а значит вам пора сдаться Западу и стать его послушными рабами, как литовцы, например.
Андрей Михалыч
4 декабря 2024, 13:37
Andre 22, Ухты! А вот типа результаты якобы современных исследований как нашими учеными, так и супостата, которые попадаются в сети говорят о том, что оставшегося ядерного оружия во всем мире не хватит спалить территорию размером с Францию и к катастрофе такая то война приведет, но не к глобальной, лишь гуманитарной. Жертвы там, много голодающих и все такое... но тем же кенгуру или пингвинам будет пофиг, не заметят. Ну и люди, что от них не далеко - тоже :)
м
макс
4 декабря 2024, 09:27
Андрей Михалыч, надо будет и начнем. Или думаешь кто то вас, продавшихся с потрохами Западу, слушать будет? Смешные вы, иудушки :)
r
realAVA
4 декабря 2024, 10:59
Андрей Михалыч, после II Мировой в Европе немеолько лет были холодные лета. Из-за пыли, поднятой взрывами. Подумай, что будет, когда Солнце будет закрыто пылью от тысяч ядерных взрывов? Над всей планетой. Несколько десятилетий.
мп
мимо проходил
4 декабря 2024, 11:17
Андрей Михалыч, учитывая плотность населенных пунктов у вас в Хохляндии, вряд ли твоя деревня находится далеко от города. Так что, на твоем месте я бы кже начал копать бункер )))) Хотя он тоже вряд ли тебя спасет ))
Сергей Храмов
3 декабря 2024, 22:16
В нашей стратегии не указано химическое и биологичнеское оружие массового уничтожения, после применения которого по России. Она применяет в ответ весь арсенал ядерного оружия по нападающим странам в свою защиту. РВСН.
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем