Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Как дела у старушки "Дружбы"?

MP: Европа отправляет "на пенсию" 60-летний нефтепровод "Дружба"

© AP Photo / BELA SZANDELSZKYПодстанция нефтепровода "Дружба" в Сажаломбате, Венгрия. Архивная фотография
Подстанция нефтепровода Дружба в Сажаломбате, Венгрия. Архивная фотография - ИноСМИ, 1920, 05.12.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Нефтепроводу "Дружба" исполнилось 60 лет, и бывшие соцстраны Европы отправляют его на пенсию, пишет MP. До этого его долго уничтожали санкциями. Только в Венгрии и Словакии судьба "Дружбы" сложилась удачно. В Чехии все по-другому — гораздо хуже.
Трубопроводу "Дружба" исполнилось 60 лет, и его отправляют на пенсию. Когда-то он был фундаментом, на котором создавалась нефтеперерабатывающая промышленность Центральной Европы. Его долго уничтожали санкциями и вот теперь закрывают. В каждой стране его судьба складывается по-разному. Для начала рассмотрим Венгрию и Чехию.
"Дружба" — крупнейшая нефтепроводная система в мире. По ней транспортирует нефть на расстояние в четыре тысячи километров, длина ее труб составляет почти девять тысяч километров. "Дружба" была официально открыта 60 лет назад, 15 октября 1964 года. В течение многих лет по ней в страны нашего региона (когда-то союзнические, а теперь, как правило, враждебные России) поступали огромные объемы нефти из Советского Союза, а затем из Российской Федерации.
В последние годы нас постоянно пугали, что "Россия перекроет нефтяной кран", чтобы шантажировать получающие российскую нефть страны. Нам бесконечно повторяли мантры об энергетической безопасности и необходимости диверсификации. Все это оказалось лишь сказками для недалеких умов. На самом деле все произошло с точностью до наоборот. Это мы (Европа и Америка) перекрыли для России нефтяной кран, а не она для нас. Именно Запад наложил на российскую нефть эмбарго, ввел санкции и установил максимальные цены. Целью этой экономической войны в первую очередь было уничтожение нефтепровода "Дружба". Давайте посмотрим, как ведут себя различные страны Центральной Европы в связи с выходом на пенсию старушки "Дружбы". Которая, добавим, жизненно необходима для нефтеперерабатывающей промышленности нашего региона.
(…) Венгры упорно борются за сохранение поставок из России, упрямо следуя против течения, несмотря на мощное давление властителей западного мира. У них есть на то серьезные причины —они делают деньги на нефти с востока. И что уж совсем немыслимо в Польше, они продлевают южную нитку "Дружбы"! Для прокачки российской нефти!
Мадьяры подходят к данному вопросу прагматично и стратегически. Они убеждены, что, как только закончится военный конфликт, Европа вернется к энергетическому сотрудничеству с Россией. И хотят быть к этому событию готовыми. В июне 2023 года правительства Венгрии и Сербии подписали соглашение о строительстве нового нефтепровода, по которому будет поставляться нефть из России. Венгрия еще в самом начале военного конфликта добилась принятия решение о том, что эмбарго на российскую нефть не будет распространяться на нефтепровод "Дружба", и не собирается отказываться от этого своего завоевания.
Венгрия — это феномен в нашем регионе, единственное место, где к инвестициям времен социализма относятся как к ценному потенциалу для экономического развития. Недавно к ней присоединилась Словакия, где венгерский MOL владеет единственным нефтеперерабатывающим заводом в Братиславе, прекрасно понимая, насколько болезненными будут последствия закрытия "Дружбы".
Для стран Центральной Европы, не имеющих выхода к морю, проблема заключается в том, что нефть с других направлений обошлась бы им гораздо дороже, если они вообще бы ее получали. Именно так обстоят дела в случае с Чехией. Она продолжает пользоваться преимуществами очень дешевой нефти с востока, которая по-прежнему поступает в Литвинов и Кралупы. Российская нефть покрывает половину потребностей Чехии. Другую половину обеспечивает трансальпийский трубопровод TAL, вернее, даже не непосредственно он (поскольку TAL снабжает только нефтеперерабатывающие заводы южной Германии), а подключенный к нему трубопровод IKL (Ингольштадт-Кралупы-Литвинов).
Чехи, однако, не так воинственны, как венгры, и не так упорны в отстаивании своих интересов. На них сильно давят, чтобы они отказались от российского сырья, их публично порицают наемные бойцы информационного фронта. Они не способны противостоять такому давлению. Дополнительный прессинг на Чехию оказывает очень принципиальная в этих вопросах Польша, владеющая к тому же реальными рычагами воздействия — как известно, владельцем чешских НПЗ является польский концерн Orlen.
Заправочный пистолет в бае автомобиля - ИноСМИ, 1920, 24.11.2023
Шансы на дешевый дизель остаются. Чехия — за продление импорта российской нефтиЕсли ЕС не позволит Словакии, Чехии и Венгрии и дальше импортировать бензин и дизельное топливо из российской нефти, то случится беда, пишет Lidovky. Из-за смены поставщика чешские заправки вынуждены будут поднять цены, а словаков вообще ждет дефицит.
В этой ситуации чехи начали расширение нефтепровода TAL. До этого в течение многих лет они пытались как-то выкрутиться, оправдаться, они говорили, мол, да, понимаем, диверсификация — это очень важная вещь, но она стоит денег, нефть дорогая, так что мы еще немножко, еще не сейчас... Но военный конфликт — это уже не шутки, трубопроводы взрываются, поэтому переговоры о расширении TAL начались всерьез. Модернизированный трубопровод удвоит сегодняшние мощности по импорту нефти и полностью удовлетворит потребности нефтеперерабатывающих заводов в Чехии (8 миллионов тонн в год). Он должен быть готов к концу этого года.
И вот тогда те, кто сейчас прессует эту страну, объявят, что "Чехия покончила с 60-летней зависимостью от российской нефти". Вот только сегодня это не зависимость, а "преимущество", а настоящая зависимость и энергетическая (не)безопасность начнется тогда, когда чешские НПЗ концерна Orlen подсоединятся к одной единственной трубе из Средиземного моря, причем к самому ее окончанию. Но об этом вы не прочтете ни в одной газете. Сегодняшняя сбалансированная схема поставок (пятьдесят на пятьдесят) будет разрушена, и Чехия станет зависима от конечного участка единственного трубопровода. Вот она, идеальная диверсификация в кристально чистом виде, как ее понимают авторы страшилок о "закручивании крана".
На этом пока все, но это еще не конец истории, продолжение следует.