Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Президент Бразилии перед лицом меняющегося мира

Лула да Силва: из-за позерства Трампа демократия оказалась под угрозой

© AP Photo / Nelson AntoineЭкс-президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва покинул свое укрытие в здании профсоюза металлургов в городе Сан-Бернарду-ду-Кампу. 7 апреля 2018
Экс-президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва покинул свое укрытие в здании профсоюза металлургов в городе Сан-Бернарду-ду-Кампу. 7 апреля 2018 - ИноСМИ, 1920, 13.05.2025
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вся западная система находится сейчас на краю гибели, цитирует New Yorker президента Бразилии Лулу да Силва. Он критикует США и Европу за финансирование войны с Путиным, а самой серьезной угрозой миру считает глобальное позерство Трампа, Вэнса и Маска.
Луис Инасиу Лула да Силва о Трампе, Путине и рушащемся миропорядке
Джон Ли Андерсон (Jon Lee Anderson)
Недавно президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва принял меня в своем кабинете в Бразилиа и рассказал о странном и неприятном сне. Несколько месяцев назад Луле исполнилось 79 лет, он перенес экстренную операцию из-за кровоизлияния в мозг, и, хотя на момент нашей встречи выглядел бодрым и здоровым, вид у него был задумчивый. Накануне ему приснился его предшественник, ныне 94-летний Жозе Сарней (José Sarney), уважаемая в Бразилии фигура: в 1980-х он стал первым избранным президентом после 20 лет военной диктатуры. "Во сне он пришел ко мне домой и лег спать на полу, а утром я приготовил ему завтрак, — рассказал Лула. — Я проснулся с тревогой, думая, не случилось ли с ним чего-то за ночь".
Мощнейшее возмездие: больше сотни "Гераней" накрыли Украину. Русские уничтожили "глаза" ВСУ и уже на пороге Днепропетровщины
С Сарнеем все оказалось в порядке, но беспокойство Лулы о символе демократии вполне объяснимо, ведь, как он это видит, под угрозой сейчас вся западная система. "Демократия, с которой мы научились жить после Второй мировой войны, роль многосторонних институтов как важного элемента отношений между государствами, уважение к разнообразию, суверенитет каждой страны — все это теперь угасает, — сказал он. — Что будет дальше, нам знать не дано". Весь послевоенный порядок, созданный во многом благодаря усилиям США, кажется ему на грани краха. "Мы думали, что строим более цивилизованное, солидарное и гуманное общество, — продолжил Лула. — Но результат не оправдал ожиданий. Мы будто постоянно открываем бутыль, откуда вылетают злые духи".
Лула построил карьеру на непоколебимых либеральных принципах, но всегда гордился умением находить общий язык с самыми разными лидерами. Однако сейчас он признается, что озадачен популярностью правых популистов и антиглобалистов по всему миру. На Генеральной ассамблее ООН в сентябре прошлого года он попытался организовать встречу прогрессивных президентов. "Когда мы сели составлять список, я обнаружил, что прогрессистов почти нет! — посетовал он. — В Латинской Америке осталась лишь небольшая группа левых лидеров: Густаво Петро (Gustavo Petro) из Колумбии, Габриэль Борич (Gabriel Boric) из Чили и Клаудия Шейнбаум (Claudia Sheinbaum) из Мексики".
Чтобы собрать больше участников, Лула расширил критерии и "заменил "прогрессистов" на "демократов", чтобы пригласить к участию Байдена, Макрона и других. С тех пор мы провели две встречи, чтобы обсудить пути создания нарратива, который подчеркнет важность демократической системы как лучшего изобретения для мирного сосуществования человечества — системы с правилами, где у всех есть права, причем права одного заканчиваются там, где начинаются права другого. Так это работает в мире, в отличие от монархий и империй, нацизма и сталинского коммунизма".
Лула отметил, что и в Бразилии, и в США значительная часть населения потеряла связь с реальностью. "Есть люди, которые верят в то, где все должны видеть ложь, настолько она абсурдна, — сказал он. — И меня беспокоит, сможем ли мы построить нарратив для противодействия этому". Самое тревожное, по его словам, что "у нас до сих пор нет ответа".
Бразильский лидер считает, что отчасти проблема носит экономический характер: "Демократия начинает рушиться, когда перестает отвечать интересам людей. С 1980 года рабочий класс в странах, построивших государство всеобщего благосостояния, только терял, ничего не приобретая, а концентрация доходов росла. Какой ответ мы можем дать бразильскому обществу? Или немецкому, американскому?"
Другой вопрос — лидерство. "США были зеркалом демократии, ее оплотом для всей планеты. Несмотря на то, что эта страна ведет больше всего войн, она же больше всех говорит о мире и демократии. А теперь есть Трамп, который иногда ведет себя как..." Лула запнулся, а затем продолжил: "Я недавно видел его выступление в Конгрессе США — это был абсурд. Республиканцы аплодировали каждой озвученной им чепухе. Это напомнило мне речи анархистов Италии и Бразилии в начале века с призывами к созданию общества без институтов, где правила бы империя капитала".
С момента возвращения в Белый дом президент Дональд Трамп не делал секрета из своих интервенционистских намерений в отношении Латинской Америки. В инаугурационной речи он пообещал "вернуть" Панамский канал. С тех пор большинство лидеров региона общаются с Вашингтоном максимально осторожно, а правые популисты наперебой демонстрируют лояльность. Хавьер Милей (Javier Milei) — ультралиберал, сокративший половину министерств Аргентины, — подарил Илону Маску гравированную бензопилу и назвал Трампа "одним из двух влиятельнейших политиков на планете" (второй, разумеется, он сам). В награду он обеспечил себе поддержку США для получения кредита МВФ в 20 миллиардов долларов и похвалу от Трампа за "фантастическую работу".
Президент Сальвадора Найиб Букеле (Nayib Bukele) предложил США депортировать в его страну всех нелегалов, где их ждут ужасающие тюремные условия. Во время визита Букеле в Овальный кабинет они с Трампом обменялись самодовольными шутками об этой "сделке". Трамп сказал, что хотел бы отправить туда и "собственных" (то бишь внутренних) мигрантов, а Букеле лишь посмеялся над предложением вернуть в США ошибочно депортированного Килмара Абрего Гарсию (Kilmar Abrego Garcia).
Москва растоптала ультиматум Киева и ЕС: Армия России перешла в решающее наступление. Украина осталась один на один с Путиным
Среди левых лидеров региона первым сопротивление Трампу оказал колумбийский президент Густаво Петро (Gustavo Petro). Отказавшись разрешить в Колумбии посадку американских военных самолетов с депортированными, он назвал Трампа в соцсетях "белым рабовладельцем", а себя сравнил с полковником Аурелиано Буэндиа (Aureliano Buendía), обреченным героем "Ста лет одиночества". Трамп ответил карательными тарифами и запретом на выдачу американских виз колумбийским чиновникам. Уже через несколько часов Петро сдался, а его унижение стало уроком для других лидеров.
В марте гонконгская компания CK Hutchison Holdings согласилась продать свои порты на Панамском канале консорциуму во главе с американской инвестиционной компанией Black Rock. Трамп тут же назвал это фактическим возвращением контроля над каналом. Президент Панамы Хосе Рауль Мулиньо (José Raúl Mulino) пытался сохранить достоинство, делая громкие заявления, но в итоге поддался давлению Вашингтона. В прошлом месяце Панама и США подписали соглашение о расширении сотрудничества в сфере безопасности, позволяющее американским войскам размещаться на бывших военных базах вдоль зоны канала. В совместном заявлении, опубликованном во время визита министра обороны США Пита Хегсета, в английской версии намеренно опустили фразу об "уважении суверенитета Панамы". Панамцы растеряны и разочарованы. Один влиятельный знакомый написал мне: "Мулиньо только и делает, что на каждом шагу подставляет задницу Трампу под удар — но все зря".
Президент Мексики Клаудия Шейнбаум демонстрировала бо́льшую выдержку, но все равно уступила Трампу во избежание конфронтации. Как недавно писала моя коллега Стефания Таладрид (Stephania Taladrid), сюда входит усиление присутствия мексиканских сил безопасности на границе, выдача США известных наркоторговцев и резкое увеличение случаев изъятий фентанила. Даже Николас Мадуро, претендующий на роль революционного лидера Венесуэлы, поздравил Трампа с возвращением в Белый дом и согласился выдать из тюрем своей страны американских заключенных. После того как администрация Трампа депортировала сотни предполагаемых членов венесуэльских банд в тюрьму Букеле, Мадуро осудил это как "фашизм", но заявление адресовал при этом не Трампу, а Букеле.
Лула и чилийский президент Габриэль Борич оказались самыми резкими в регионе критиками. Во время государственного визита в Индию Борич назвал инаугурацию Трампа, где "миллиардеры из технокорпораций присягали на верность новому самозваному императору", чем-то "из другой эпохи". Он осудил тарифы как "иррациональные" и "неустойчивые". Хотя основной экспортный товар Чили — медь — пока избежал санкций, Борич пообещал искать новые торговые сделки с Индией, Японией и другими странами. Он предупредил, что, если Трамп все же введет тарифы на чилийскую медь (11% которой в прошлом году пошли в США), дополнительные расходы в конечном итоге лягут на американского потребителя. "У закона сильнейшего короткие ноги", — сказал он.
Лула понимает, что его коалиция слаба. В недавней речи он заявил: "Президенты стран Южной Америки должны понимать, что поодиночке мы очень уязвимы". Во время нашей встречи в Бразилиа он призвал к усилению международного сотрудничества: "Мы должны убедить мир, что нельзя отказываться от многосторонности. Многосторонность — это форма цивилизованного сосуществования государств, где есть правила, соблюдать которые следует всем. Уже доказано: если не контролировать качества воздуха, все станут жертвами загрязнения. Если поднимется уровень моря, пострадают тоже все. Но самые важные лидеры мира до сих пор не понимают, что для принятия решений нам нужно глобальное управление".
Лула отметил, что экология — одна из самых острых глобальных проблем, признав при этом ограниченность многосторонних механизмов ее решения. В этом году Бразилия примет Конференцию ООН по изменению климата 2025 года (COP30) в Белене — городе на краю Амазонии, выбранном для привлечения внимания к проблеме вырубки лесов. Однако это вряд ли повлечет радикальные перемены. Европейские страны, в частности, наверняка сократят финансирование и перераспределят бюджеты на военные нужды. Лула относится к этому скептически: "Я не верю в деньги развитых стран. В 2009 году они пообещали 100 миллиардов долларов и до сих пор обещание не выполнили. За 16 лет! Сейчас нужно 1,3 триллиона долларов — они не дадут и их".
Бразилец выступает за такой мир, в котором великие державы смогут конкурировать без войн и совместными усилиями бороться с голодом и глобальным потеплением. Лула осознает, что Бразилия как развивающаяся экономика зависит от дружественных отношений, даже если это означает партнерство со странами, чьи ценности радикально разнятся с ее собственными. "Хорошо, что есть Китай, который сильно продвинулся в плане технологий и может конкурировать в сфере ИИ, предлагая в этом споре альтернативу", — отметил он.
"Русским повезло: у них есть Путин". Во Франции восхитились Парадом Победы
По его мнению, враждебность Запада к Китаю вызвана вопросами торговли, а не нарушениями прав человека или угрозами в адрес Тайваня. "Я из поколения, которое в 1980-х узнало от Рейгана и Тэтчер, что глобализация и свободная торговля — лучшее, что может быть для мира. Товары должны свободно перемещаться, а деньги — свободно течь. Китай и другие просто приняли эти правила и стали производить все, что делали США и Европа. Без надписи "Сделано в Китае" не обходились ни одни брюки, ботинки или рубашка. Они умело все переняли и научились делать так же, а то и лучше. А теперь, став конкурентами, китайцы превратились во врагов остального мира. Мы это не принимаем, не принимаем идею новой холодной войны. По нашему мнению, чем более страны схожи в технологическом и военном плане, тем больше им следует говорить друг с другом. Лично у меня нет уверенности в том, что планета переживет Третью мировую войну".
Лула настаивает на принятии мировыми лидерами непривычной для них смеси пацифизма с идеализмом. "В прошлом году мир потратил 2,4 триллиона долларов на оружие, а 730 миллионов людей каждый день ложатся спать, не зная, удастся ли позавтракать. Вот что должно быть главной заботой человечества". Даже после начала украинского конфликта он отказался выбирать сторону."Мой друг Олаф Шольц приехал сюда, сел вон на тот диван и попросил Бразилию продать ему ракеты для Украины. Я ответил, что при всем уважении отказываюсь, поскольку не хочу, чтобы от бразильского оружия погиб хоть один украинец или русский".
Как и некоторые другие либералы (и многие консерваторы), он критикует США и Европу за финансирование войны с Путиным. "Если вы загнали врага в угол, у вас должны быть силы его уничтожить, а Россию победить непросто. Я обсуждал это с Байденом. Он говорил: "Мы уничтожим Путина, и ему придется восстанавливать Украину". А теперь что? Если благодаря Трампу наступит мир, он получит Нобелевскую премию, Европа будет платить за безопасность НАТО, финансировать конфликт и восстанавливать Украину".
Несколько недель назад Лула призвал Путина прекратить боевые действия: "Я позвонил ему и сказал: "Господин президент, полагаю, вам пора вернуться к политике. Остановите боевые действия. Миру нужна политика, а не война. Нам вас очень не хватает. За столом переговоров, где решается судьба планеты, недостает людей, но надо отвечать на вопрос, чего мы хотим для человечества?""
Лула высмеял желание Трампа "забрать" Гренландию и Канаду: "Чего ж сразу не Антарктиду? Зачем России и США увеличивать территории, если они не могут управлять тем, что уже есть?" Он считает серьезной угрозой глобальное позерство Трампа, вице-президента Вэнса и Маска: "Они отрицают институты, гарантирующие демократию во всем мире. То, что вице-президент США вмешивается в политику Германии, — уже преступление. Я никогда не ездил в другие страны, чтобы повлиять на выборы!" По его мнению, агрессивная риторика в итоге обернется против них самих. "Сначала это, может, и выглядит эффектно. Но результат может оказаться хуже, чем все то, что они критикуют. Однажды выпустив дикого зверя, контролировать его уже невозможно".
Незадолго до нашей беседы США ввели 25%-й тариф на бразильскую сталь. "Мы ответим взаимностью. Но сначала хотим напомнить США, что значит 200 лет дипломатических и торговых отношений". Лула отметил, что в прошлом году у США был профицит торговли с Бразилией в семь миллиардов долларов, включая импорт стали. "То, что США ввозят из Бразилии, они перерабатывают и экспортируют обратно. Это двусторонний процесс, так что пошлины ударят и по ним самим. Мы хотим решить вопрос дипломатическим путем, ну а если не получится — примем меры".
На вопрос, звонил ли ему Трамп, Лула ответил: "Нет. Если он как представитель США захочет переговорить со мной как с представителем Бразилии, я спокойно с ним побеседую. Но пока интереса к такому разговору нет и у меня самого. А если возникнут проблемы, то позвоню ему сам".
 
Популярные комментарии
ИИ
Иванов Иван
14
В народе говорят: "Простота хуже воровства.". Наивность и идеализм симпатичны, но никогда не служили достижению цели. Лула, похоже, плохо представляет себе, что такое "либеральная демократия" в еë нынешнем виде, и живет розовыми грезами прошлого. Боюсь, что его разочарование будет ужасным. По всей видимости, человек он хороший, но при этом непростительно заблуждается.