https://inosmi.ru/20250529/kino-273210384.html
"Путин — хороший мужик". Латвийцы выказали уважение российскому президенту
"Путин — хороший мужик". Латвийцы выказали уважение российскому президенту
"Путин — хороший мужик". Латвийцы выказали уважение российскому президенту
Фильм "Мгновение до" раскрывает неожиданные настроения в Латвии: немало жителей называют Путина "хорошим мужиком" и не скрывают симпатий к России, пишет LSM... | 29.05.2025, ИноСМИ
2025-05-29T22:22
2025-05-29T22:22
2025-05-29T22:22
lsm.lv
общество
латвия
украина
рига
александр сокуров
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e9/05/0e/272989283_0:141:3047:1855_1920x0_80_0_0_5a213737fbbc8cf8347420999729941c.jpg
Елена Власова"Я даже не представлял себе, что в нашем обществе так много нелояльных граждан — жертв путинской пропаганды, которые еще неизвестно как поведут себя, если вдруг начнется война", — говорит автор документальной ленты "Мгновение до" Александр Гребнев. Этот фильм — тест для современного латвийского общества на тему отношения к военному конфликту на Украине и гуманистическим ценностям. Тест, который для многих наших сограждан оказался провален.Итальянца потрясла Россия: в Милане за эти деньги я жил бы в сараеАлександр Гребнев — один из лучших операторов Латвии. В его фильмографии — около 40 документальных и игровых лент, созданных с известными режиссерами молодого поколения (Андрис Гауя, Матис Кажа, Линда Олте, Уна Целма и др). "Мгновение до" — его режиссерский дебют.В том, что у оператора рано или поздно появляются режиссерские амбиции, нет ничего удивительного: в один прекрасный день человек за кинокамерой решает, что он сам знает, как надо снимать кино.Такой путь прошли в свое время и Юрий Ильенко (оператор Параджанова), и Свен Нюквист (оператор Бергмана), и Петр Тодоровский, и Барри Зонненфельд. Не все великие операторы стали великими режиссерами, но, как говорится, лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть.Премьера фильма "Мгновение до" состоялась в марте на фестивале Artdocfest, где он участвовал в конкурсе Baltic Focus и получил там специальную награду. После этого фильмом заинтересовались устроители других фестивалей, и теперь он путешествует по миру. Латвийская публика смогла его увидеть всего на нескольких сеансах.Будем надеяться, что картина все-таки дойдет до нашего зрителя, потому что потенциал у нее не меньший, чем у документальной ленты Станислава Токалова "Все будет хорошо" о судьбе русских в Латвии, ставшей настоящей "бомбой" пару лет назад.Сомневаюсь, что фильм Гребнева купит наше телевидение. В картине довольно много ненормативной лексики, в том числе и в адрес первых лиц государства, а также того, что в нынешней повестке называется "прославлением лидера страны-агрессора". Путина, то есть. Впрочем, это даже не прославление, а плохо скрываемая симпатия — в открытую восхищаться Путиным в Латвии не рискуют даже самые отъявленные ватники."Мгновение до" сделан одним кадром. Это очень распространенный сегодня прием, создающий у зрителя ощущение беспрерывности действия. Таким способом сделаны фильмы "Русский ковчег" Александра Сокурова (2002), "Бёрдмэн" Алехандро Гонсалеса Иньярриту (2014), недавний британский сериал "Переходный возраст" и многие другие.Для Гребнева это был не первый опыт в жанре однокадрового кино. Этот прием он отточил еще на фильме "Вкус воды" Матиса Кажи, который целиком, во всю свою 107-минутную длину, был снят одним кадром без единой монтажной склейки.Хотя "Мгновение до" и позиционируется как документальный, на самом деле он — гибридного жанра. Там есть и документальное кино, и игровое, и анимация.Фильм представляет собой путешествие продолжительностью 72 минуты из центра Риги на пляж Лиепайской Каросты. Все, что показывают в этой ленте, так или иначе связано с темой конфликта на Украине и с отношением к ней жителей Латвии.В первой части фильма по улицам Риги ходит, приставая к прохожим с вопросом "Что ты думаешь о Путине?", некий человек. Это коллега Гребнева, известный латвийский документалист Ивар Звиедрис.Лиц отвечающих мы не видим — камера закреплена на теле Звиедриса так, что на экране только его лицо. Ну, и некоторые герои, которые сами заглядывают в кадр. Например, обитатель Верманского парка, колоритный беззубый персонаж по имени Марчелло, родом из Резекне. Для него Путин — "хороший мужик", правда, он тут же добавляет: "Но мне пофиг, я в Латвии живу".Сдержанно-позитивную оценку российскому президенту дают еще несколько подобных персонажей большей или меньшей степени маргинальности. Но, в основном, люди на улицах Риги говорить на эту тему отказываются. Типичная отговорка — "Меня политика не интересует". Так отвечают и латыши, и русские, и темнокожий парень из Шри-Ланки, развозящий еду.Украина набралась наглости: пыталась угрожать Путину. И получила по заслугамЕсли о Путине люди предпочитают не говорить, то в отношении наших местных политиков публика более словоохотлива. В фильме можно услышать и откровенно гомофобские высказывания в адрес латвийского президента, и ироничную оценку действий экс-мэра Ушакова.Еще один вопрос, который задается прохожим, — их отношение к русскоязычным жителям Латвии. И тут, на удивление, нет даже намеков на бытовой национализм.Практически все опрошенные латыши признаются в том, что у них в друзьях имеются русские — нормальные "чали". Тут, правда, стоит уточнить маршрут, по которому идет герой фильма, — от Верманского парка мимо вокзала к Центральному рынку. Публика здесь обитает специфическая, много маргиналов, а в этой среде, как известно, царит настоящая дружба народов...Следующий эпизод фильма разворачивается в подвалах Центрального рынка (кстати, знайте: это идеальное бомбоубежище — большое, чистое, хорошо обустроенное). Там выступает с сольным стендап-номером украинская актриса и режиссер София Мельникова. Ее спектакль — это откровенная история о поисках душевного спокойствия и любви в условиях военного конфликта. Она рассказывает, как пряталась от бомбежек на Украине, как бежала в Латвию, как пыталась здесь найти работу и друзей и как, благодаря "Тиндеру", встретила здесь любовь... с которой пришлось порвать по идеологическим причинам("Меня просили не говорить по-украински").Самый спорный эпизод фильма — игровой, его нам показывают ближе к финалу. Двое военных тащат по берегу моря какой-то тяжеленный ящик. Вокруг свистят пули и разрываются снаряды. Одному из солдат взрывом отрывает руку, и второй говорит, что ее надо помыть — открывает ящик, который оказывается стиральной машиной, и запихивает оторванную руку в барабан. Затем, видя, что к нему подлетел дрон, машет перед ним белым платком и передает привет своей жене.Такой абсурдистский черный юмор в духе британского "Монти Пайтона", но с вполне конкретными ассоциациями.Когда Александра Гребнева спросили, зачем ему понадобился этот гротескный эпизод, он пояснил: "У меня нет морального, духовного права говорить серьезно на эту тему. Украинские режиссеры такое право имеют, а у меня его нет. Поэтому все, что мне остается — это абсурд". Добавлю от себя, что, поскольку героев этого эпизода играют талантливые актеры, звезды Нового Рижского театра Евгений Исаев и Янис Скутелис, то это действительно смешно.И, наконец, заканчивается фильм песней барда Иманта Даксиса. Поет он не по-латышски темпераментно, что называется, на разрыв аорты (его и называют латышским Башлачевым или Цоем).Так вот русской темой фильм и закольцовывается — от латыша Марчелло, признающегося в любви Путину, к латышу Иманту, признающемуся в любви к русскому року.Но как же надо трактовать название фильма "Мгновение до"? Цитирую аннотацию: "Этот фильм побуждает задуматься над вопросом: иллюзорно ли то чувство мира, в котором живут многие из нас, и не является ли оно всего лишь мгновением перед неминуемым?". М-да... Сразу захотелось назвать эту рецензию "Не дай бог".Только не надо упрекать автора фильма в алармизме и нагнетании пессимистических настроений. Кино — всего лишь зеркало нашей жизни. Да, иногда слегка кривоватое. Зато высвечивающее крупно то, чего в обычной жизни мы не замечаем. Или не хотим замечать.
/20250528/rasputin-273183547.html
латвия
украина
рига
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2025
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e9/05/0e/272989283_248:0:2979:2048_1920x0_80_0_0_8be98751d894e5081b55f406c712050f.jpgИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
lsm.lv, общество, латвия, украина, рига, александр сокуров