https://inosmi.ru/20250709/importozameschenie-273713096.html
Санкции в помощь! Запад исходит желчью из-за успехов русских компаний
Санкции в помощь! Запад исходит желчью из-за успехов русских компаний
Санкции в помощь! Запад исходит желчью из-за успехов русских компаний
Санкции принесли многим российским компаниям процветание, и они готовятся за него бороться, сообщает Bloomberg. А всяким McDonald’s и Starbucks лучше вообще... | 09.07.2025, ИноСМИ
2025-07-09T15:56
2025-07-09T15:56
2025-07-09T15:56
bloomberg
денис мантуров
starbucks
adidas
афк «система
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e6/06/16/254651439_0:0:3113:1751_1920x0_80_0_0_7b2c172b32132bec90f0822e4d0cf83f.jpg
Элеонора Торнбер (Eleanor Thornber)Две проложенные салатом и сыром говяжьих котлеты в булочке с кунжутом кажутся подозрительно знакомыми, как и золотая буква “М” на упаковке картофеля фри. Но это не McDonald’s, а сеть ресторанов “Вкусно и точка”.Российский плагиатор заполнил нишу, освободившуюся после того, как McDonald’s продала свою сеть местному франшизодержателю. Это произошло в ходе исхода сотен мировых брендов от Adidas до Zara после санкций, введенных с началом спецоперации Кремля на Украине в феврале 2022 года.Компания “Вкусно и точка” приобрела лишь сеть ресторанов, но не права на бренд, но даже не пытается скрыть своего обезьянничества.Сам ее логотип отдаленно напоминает знаменитые “золотые арки” McDonald’s, хотя и несколько изменился: с некоторых пор на нем красуется стилизованный бургер и две порции картофеля фри. Бигмак здесь называется “биг хит”, “хэппи мил” превратился в “кидз комбо”, а “роял чизбургер” — в “биг спешиал”.Помимо очевидной мимикрии, в меню появились и новинки: доморощенные яства вроде печенья “Орешки” в форме грецких орехов и тортика “Медовик”. От обоих лакомств веет советской эпохой, когда власть Москвы ощущалась по всему миру.Сочетание западной классики и местных традиций свидетельствует о том, насколько прочно на рынке обосновались российские подделки. Другие подражатели избрали аналогичную стратегию, чтобы не дать оригинальным брендам отбить позиции среди 140 миллионов российских потребителей, — и пока что им ничто не угрожает.Поскольку боевые действия продолжаются, возвращаться крупным потребительским компаниям по-прежнему чересчур рискованно. Тем самым российские конкуренты выгадывают себе больше времени на подготовку.Доверие российских потребителей восстанавливаетсяУспех российских потребительских компаний сопровождался рекордным ростом доходов. Перевод экономики на военные рельсы стимулировал производство в секторах, связанным с ВПК, и обострил дефицит рабочей силы. В результате рост зарплат опережает инфляцию, высвобождая средства для покупки одежды и еды. После краткосрочного периода неопределенности потребительские настроения вернулись к прежнему уровню, а повседневная жизнь практически не изменилась, несмотря на санкции.Обслуживая свыше двух миллионов посетителей в день и открывая более 50 новых ресторанов в год, “Вкусно и Точка” процветает, выкупив в июне 2022 года российскую сеть McDonald’s за символическую сумму. Выручка материнской компании АФК “Система” с тех пор выросла более чем вдвое, а прибыль — в восемь раз. Отказываться от своих доходов компания не собирается."Мы не верим, что после снятия санкций всё будет как прежде", — заявил в июне на экономическом форуме в Санкт-Петербурге генеральный директор “Вкусно и Точка” Олег Пароев, возглавлявший McDonald’s в России на момент начала спецоперации.Аналогичной стратегии придерживается и сеть кофеен Stars Coffee, пришедшая на смену Starbucks Corp: старается дать клиентам ощущение, что они ничего не упустили.Как и “Вкусно и точка”, компания не скрывает, что, по сути, представляет собой лишь клон. “Бакс ушел, звезды остались”, — хвастается она в социальных сетях. Логотип нарисован в тех же цветах и той же стилистике, что и у Starbucks, только вместо короны у фигурки кокошник — традиционный русский головной убор.Stars Coffee уже открыла 82 кофейни, целенаправленно выходя за пределы Москвы и Санкт-Петербурга и перебираясь в города поменьше — Грозный, Ростов-на-Дону и Пермь. Новые заведения планируются в Великом Новгороде, Ханты-Мансийске и Новосибирске.“Starbucks так в моем родном городе и не открылся, зато открылся Stars Coffee, — рассказала блогер и путешественница Анна Вахова, которая много ездит по России и освещает жизнь под санкциями. — Большую роль играет время. Чем дольше эти бренды остаются на рынке, тем больше они приобретут узнаваемости и тем больше им будут доверять”.Starbucks и McDonald’s от комментариев отказались.В секторе одежды ситуация более противоречивая. Daher Group со штаб-квартирой в Объединенных Арабских Эмиратах, приобрела бывший российский бизнес Inditex SA, включая сеть магазинов одежды Zara, переименованную в MAAG. Однако с тех пор компания два года подряд терпит убытки, причем в прошлом году дефицит лишь увеличился. Ещё хуже обстоят дела у пришедшей на смену Uniqlo компании Just Clothes: в начале этого года она закрыла или переименовала все 13 магазинов.Проблемы в том, что оригинальные товары по-прежнему доступны в интернет-магазинах после того, как Кремль в 2022 году разрешил так называемый “параллельный импорт” западных брендов. Это говорит о том, что их привлекательность остается высокой, несмотря на наличие местных альтернатив.Однако некоторые отечественные бренды вроде LIMÉ все же преуспевают. Основанная в 2008 году компания по производству одежды стала процветать с начала спецоперации, предлагая вещи ценой и стилем схожие с Mango и Banana Republic. С 2021 года выручка выросла более чем в пять раз до 39 миллиардов рублей (495 миллионов долларов) в прошлом году, а штат сотрудников — почти вчетверо. Более того, в конце 2023 года компания открыла первый магазин в Дубае.Это же можно сказать и о “Снежной королеве”: крупнейшая в России сеть мультибрендовых магазинов одежды открыла более сотни магазинов и получила в прошлом году рекордную прибыль. Небольшие независимые российские дизайнеры вроде Mulier, 2mood и studio29 также окрепли.“Многие российские бренды добились успеха благодаря уходу западных, и их нам до сих пор не хватает”, — отметила модный блогер и персональный стилист Мария Матеева из Москвы.Российские удары по Украине продолжаются уже четвертый год, и настоящие испытания российским подражателям еще только предстоят — впрочем, западным брендам, если они пожелают вернуться, также предстоят еще пока неведомые бюрократические препоны.Международные компании получат “зеленый свет” на возвращение лишь в том случае, если они не будут препятствовать “дальнейшему закреплению российского производителя”, заявил в июне первый вице-премьер Денис Мантуров.Президент Владимир Путин высказался с еще большей прохладцей: “Они поставили всех в трудное положение, смылись, а теперь, если захотят вернуться, мы что им, дорожку, что ли, должны постелить? Нет, конечно”, — заявил он на встрече с деловыми кругами в Кремле в конце мая.Потепление отношений может изменить сложившуюся ситуацию и вернуть отголоски окончания холодной войны, когда западные товары хлынули в Советский Союз. Зимой 1990 года десятки тысяч людей выстаивали в очереди по многу часов, чтобы побывать в первом в России ресторане McDonald’s на Пушкинской площади в Москве.Но возрождать эту ностальгию Кремль, похоже, не планирует.“Для Владимира Путина импортозамещение — важная часть обширной и далеко идущей стратегии — бросить вызов Западу и дать понять, что Россия способна выживать самостоятельно”, — заключил доцент кафедры российской политики Университетского колледжа Лондона Бен Ноубл.Статья написана при участии Юлии Федориновой
/20250529/kompanii-273201202.html
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2025
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e6/06/16/254651439_0:0:2731:2048_1920x0_80_0_0_0d2fcaea1dbcd42adbef6ff64e22cc48.jpgИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
bloomberg, денис мантуров, starbucks, adidas, афк «система