Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Энергетический кризис в Германии: "Правительство ведет промышленность прямиком в тупик"

BZ: политика санкций наносит вред Германии, а не России

© AP Photo / Julian Stratenschulte/Pool Photo via APРаботники Volkswagen держат плакат, который гласит "Мягко говоря, ошибки руководства - это не наша вина. Делайте, наконец, свою работу!". Они принимают участие в митинге в ходе общенациональной предупредительной забастовки работников Volkswagen на территории главного завода в Вольфсбурге, Германия. 2 декабря 2024 года.
Работники Volkswagen держат плакат, который гласит Мягко говоря, ошибки руководства - это не наша вина. Делайте, наконец, свою работу!. Они принимают участие в митинге в ходе общенациональной предупредительной забастовки работников Volkswagen на территории главного завода в Вольфсбурге, Германия. 2 декабря 2024 года. - ИноСМИ, 1920, 15.09.2025
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Отказ от российских энергоресурсов лишил экономику Германии одного из важнейших конкурентных преимуществ, пишет Berliner Zeitung. В итоге в ФРГ сейчас самые высокие цены на электроэнергию в Европе, это толкает промышленность страны — особенно ее восточной части — к катастрофе.
Симон Цайзе (Simon Zeise)
Немецкая экономика стонет под грузом санкций против России. Особенно заметны убытки предприятий востока Германии. Не получилось ли так, что мы наказали сами себя?
Германия находится в кризисе. Экономика переживает самую продолжительную рецессию за последние двадцать лет.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
На протяжении десятилетий проблемы не решались, а откладывались. Страна начала медленно сползать к упадку еще до эскалации конфликта на Украине. Реформы "Повестки дня 2010" правительства Герхарда Шредера освободили капитал, но государство и бизнес инвестировали слишком мало, и перспективные инновации оказались за бортом. Гибкость рынка труда и сокращение социальных выплат легли чрезмерной нагрузкой на простых работников. Германия создала крупнейший в Европе промышленный сектор с низкой заработной платой. Это ослабило внутреннее потребление, но благодаря резкому снижению издержек на рабочую силу экономика получила краткосрочное конкурентное преимущество: страна стала крупнейшим мировым экспортером. Благосостояние Германии попало в зависимость от зарубежных рынков. Экономист Том Кребс из Мангеймского университета уверен, что Германии необходимо разработать стратегию развития промышленности, чтобы конкурировать с Китаем и США.
Запад охватила массовая истерия. Шведский профессор: после пандемии и Украины ждем новую паранойю

Экономист Том Кребс: "Германии нужна промышленная стратегия"

Сегодня мы расплачиваемся за былые ошибки. Доступ к крупнейшему в мире рынку сбыта затруднен: президент США Дональд Трамп обложил товары из ЕС пошлинами. Для немецкой промышленности это имело серьезные последствия: в первой половине 2025 года прибыли всех крупных автопроизводителей резко упали. Экспорт в США оказался под угрозой: он снижается уже третий месяц подряд. Поставки сократились на 2,1% до 11,8 миллиарда евро — это минимум с февраля 2022 года.
Логотип Евросоюза - ИноСМИ, 1920, 14.09.2025
Кризисы, которые разорвут ЕС на частиЕвросоюз напрасно мнит себя сверхдержавой — так больше не может продолжаться, пишет норвежский публицист в блоге Steigan.no. Европа катится под откос под влиянием внутренних и внешних кризисов. Развязанный ею конфликт на Украине и махровая русофобия стали последней каплей.
Китай, конкурирующий с США за статус мировой державы № 1, обогнал Германию в ключевых секторах экономики. Немецкие автомобили с ДВС теряют спрос на мировых рынках. Более того, Китай завоевывает европейский рынок своими современными электромобилями.
Главный экономист по Европе банка Goldman Sachs Яри Стен поясняет: "С конца 2019 года статистика очень наглядна. ВВП Германии в этот период стагнировал, тогда как экономика еврозоны выросла на 5%, а США — на 11%. Причины очевидны. Одна из них — энергетический кризис, который особенно сильно ударил по Германии из-за ее сильной зависимости от российского газа. У Германии много энергоемких производств, и ее экономика ориентирована на обрабатывающую промышленность. Поэтому естественно, что рост цен на энергоносители повлиял на ФРГ гораздо сильнее, чем на другие страны".
Российские нефть и газ десятилетиями были решающим конкурентным преимуществом немецкой промышленности. Германия попыталась заменить их поставками СПГ, главным образом из США. Но результатом стали рост цен на энергоносители, увеличение нагрузки на экономику и повышение стоимости жизни. Не слишком ли легко крупнейшая экономика Европы отказалась от своего козыря?
Том Кребс заявил изданию Berliner Zeitung: "Высокие цены на энергоносители сыграли значительную роль в создании условий для сегодняшнего кризиса. Энергетический шок 2022 года разогнал инфляцию и нанес огромный экономический ущерб. По текущим оценкам, он привел к необратимым потерям для промышленности в размере около 160 миллиардов евро в год". Хотя цены на энергию затем снизились, неопределенность в промышленном секторе остается высокой и тормозит инвестиции.
Федеральное правительство признает проблему. Минэкономики сообщило изданию Berliner Zeitung: "Энергозатраты в Германии после кризисных лет заметно снизились, но все еще значительно выше докризисного уровня. Это бьет и по потребителям, и по конкурентоспособности экономики. Тем важнее становится корректировка перекосов в энергосистеме. Энергоснабжение должно быть надежным и в то же время доступным по цене".
Правительство уже предприняло шаги для снижения цен: предусмотрены компенсация сетевых тарифов в размере 6,5 миллиарда евро в год, отмена налога на хранение газа (экономия около 3,4 миллиарда евро), а также снижение налога на электроэнергию до минимального уровня ЕС. Пока что в Германии самые высокие цены на электроэнергию в Европе.
Но для бизнеса это капля в море. "Федеральное правительство пока не приняло действенных мер для снижения цен на энергию", — заявил в интервью Berliner ZeitungТомас Брокмейер, генеральный директор торгово-промышленной палаты Халле-Дессау. "Все, что мы видим, касается налогов, сборов и прочих надбавок, накладываемых сверху на изначальную цену. Да, это помогает краткосрочно снизить тарифы и уменьшить давление, но проблему в корне не решает. Нам снова нужны конкурентоспособные цены на энергию в Германии".
Особенно сильно страдает восточная Германия. "В первую очередь пострадала промышленность, особенно производство сырья и промежуточных продуктов. В южной части Саксонии-Анхальт, в химпарках Лойна, Цайц, Биттерфельд-Вольфен и Шкопау мы сталкиваемся с наибольшими трудностями, — поясняет Брокмейер. — Мы фиксируем серьезное падение производства. Либо предприятия полностью останавливают мощности, либо переводят их на минимальный технический режим, необходимый лишь для поддержания работоспособности оборудования. То есть часть оборудования работает только для сохранения работоспособности техники, но финансовой выгоды это не приносит".
По мнению Тома Кребса, принятые меры недостаточны: "У правительства Фридриха Мерца нет убедительного плана действий, как вывести немецкую экономику на устойчивую траекторию роста". По его словам, Германии нужна стратегия промышленного развития, включая ограничение цен на электроэнергию, чтобы выдержать конкуренцию с Китаем и США. "Но из ведомства канцлера и министерства экономии звучат лишь лозунги, основанные на наивной вере в рынок, — правительство ведет промышленность прямиком в тупик", — считает опытный экономист.
С начала конфликта на Украине в феврале 2022 года Германия понесла серьезные убытки. Санкции против России не достигли поставленной цели, считает глава торгово-промышленной палаты Халле-Дессау Томас Брокмейер: "Посмотрим на итоги спустя три с половиной года конфликта. Экономические санкции должны были настолько ослабить Россию, чтобы она не смогла продолжать военные действия. Но говорить об этом не приходится. Конфликт продолжается. То есть стратегия не работает".
По его словам, Германии и ЕС стоило бы задуматься об альтернативном курсе: "Нам, видимо, нужна своего рода дополнительная опция. А вместо этого санкции бьют по немецкой экономике — особенно в восточной Германии. Скажу прямо: ситуация абсурдна. Стратегия не срабатывает".

Правительство: "Германия независима от российского трубопроводного газа"

Федеральное правительство, напротив, делает позитивные выводы. В министерстве экономики заявили: компании перезаключили контракты, произошла четкая и успешная диверсификация энергопоставок в сторону отказа от российского импорта. Газоснабжение Германии, уверяют чиновники, находится на высоком уровне. "Германия независима от российского трубопроводного газа", — заявили в министерстве.
Об альтернативах санкциям публичная дискуссия практически не ведется. Давление велико. Атмосфера сейчас "крайне накаленная, а дискуссии очень поляризованные", отмечает Брокмейер. "Кто сейчас лишь намекнет на возможность экономических отношений с Россией или на то, что их когда-то можно будет возобновить, того тут же записывают в число людей, готовых за чечевичную похлебку смириться с нарушением международного права, — говорит эксперт. — В таких условиях вести конструктивный разговор невозможно. Стоит только начать рассуждать в этом направлении, и вас тут же обвинят в симпатиях к Путину. Но ведь к вопросу нужно подходить трезво и рационально".
Разумеется, политическая ситуация сложная. На Украине продолжаются ожесточенные бои, до мира еще очень далеко, хотя президент США Дональд Трамп и его российский коллега Владимир Путин инициировали первые переговоры.
По словам Томаса Брокмейера, существуют различные варианты решения кризиса: "Есть военный путь, есть возможность введения экономических санкций, а есть вариант запуска дипломатических переговоров". <…>

"Санкции способствовали экономическому росту России"

Несмотря на масштабные санкции, Россия продолжает поставлять нефть и СПГ в значительных объемах в Европу. Через Индию европейцы закупают российскую нефть — по более высоким ценам, чем если бы она поступала напрямую по трубопроводу. "Некоторые экономические санкции не только не ослабили Россию, но, напротив, даже способствовали ее экономическому росту, — говорит глава торгово-промышленной палаты Халле-Дессау. — Особенно это касается поставок газа и нефти: возникший из-за санкций дефицит позволил России найти других покупателей на традиционных рынках, которые платят за ресурсы гораздо больше".
По словам Брокмейера, часть мер не просто непоследовательна, но и противоречива, а с международной точки зрения — даже лицемерна: "Мы отказываемся от российского трубопроводного газа, но закупаем сланцевый газ из США, который доставляется через Атлантику дизельными танкерами".
Он приводит пример, который наглядно показывает, как Германия сама себе вредит санкциями против России. "Компания SKW Stickstoffwerke Piesteritz в Виттенберге производит удобрения, — рассказывает он. — Это очень энергоемкий процесс, но главное — газ используется здесь прежде всего как сырье". Удобрения, по сути, на 80 % состоят из переработанного природного газа. "Так как мы отказались от сравнительно дешевого российского трубопроводного газа, приходится закупать более дорогое сырье из других источников. В результате растет цена удобрений", — поясняет эксперт. Самое парадоксальное, добавляет он, это то, что "у нас есть конкурент в России, и ЕС не запретил импорт его продукции. Это приводит к тому, что мы импортируем удобрения, усиливаем российскую экономику и ослабляем собственную. Но это никак не может быть целью разумной политики".

Производство из восточной Германии уходит за границу

В Берлине, несмотря ни на что, намерены и дальше придерживаться санкционного курса: "Мы приветствуем усилия ЕС по дальнейшей диверсификации импорта энергоресурсов и, в частности, поэтапному прекращению ввоза российских ископаемых видов топлива, — заявили в министерстве экономики ФРГ. — Это важно для того, чтобы и дальше снижать одностороннюю зависимость и не вносить вклад в финансирование конфликта". В рамках 18-го санкционного пакета были предложены новые меры против российского экспорта энергоресурсов.
Однако для восточной Германии такая жесткая линия Брюсселя и Берлина таит серьезные экономические риски. "Международный спрос никуда не делся. Все, что не будет произведено в наших восточногерманских химпарках для удовлетворения этого спроса, будет произведено в других странах — причем зачастую менее энергоэффективно и отнюдь не более экологично или климатически нейтрально, а скорее наоборот, — отмечает Брокмейер. — Короче говоря: восточная Германии теряет прибыль, вместе с ней исчезают рабочие места и благосостояние. А мировой климат страдает!"
 
Популярные комментарии
ЯС
Яков Сигизмундович Самаркандский
40
Копать могилу Германии начала Ангела Меркель, как только вошла в сговор со всякими Яценюками - и пустила в страну хаттабычей всех мастей, сидеть на пособии...с двух сторон сразу зашла...а уж остальные продолжили...
т
т-34
33
"Экономика (Германии) переживает самую продолжительную рецессию за последние двадцать лет" - "Верной дорогой идете товарищи" (В.И. Ульянов-Ленин)