Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Интервью папы римского: об Украине, синодальности, поляризации и чемпионате мира по футболу

Папа Лев XIV оценил шансы Ватикана стать посредником в украинском конфликте

© AP Photo / Gregorio BorgiaПапа римский Лев XIV
Папа римский Лев XIV - ИноСМИ, 1920, 15.09.2025
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
О том, насколько реальны шансы Ватикана стать посредником в украинском конфликте, рассказал папа римский Лев XIV в беседе с корреспондентом издания Crux. Понтифик также затронул ряд других тем, в том числе поляризацию в современном мире, и ответил на вопрос, за кого будет болеть на чемпионате мира по футболу.
Примечание редактора: это выдержки из интервью, которое папа римский Лев XIV дал старшему корреспонденту Crux Элизе Энн Аллен. Это интервью, состоящее из двух частей, она включила в написанную ею биографию понтифика под названием " Лев XIV, гражданин мира, миссионер XXI века". Книга издана на испанском языке издательством Penguin Peru и поступит в продажу в магазины и на интернет-площадки 18 сентября. Издания на английском и португальском языках выйдут в продажу в начале 2026 года
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Давая обширное и разностороннее интервью для своей новой биографии, папа римский Лев XIV рассказал историю своей жизни — жизни первого папы из США и первого папы с перуанским гражданством. Он пошутил о том, за кого стал бы болеть на гипотетическом чемпионате мира по футболу, а также поделился представлениями о папстве и мнением по актуальным темам, таким как мир на Украине, синодальность и поляризация, которая раскалывает большую часть нашего мира.
Запад охватила массовая истерия. Шведский профессор: после пандемии и Украины ждем новую паранойю
Беседуя со старшим корреспондентом Crux Элизой Энн Аллен в ходе интервью из двух частей, каждая продолжительностью два с половиной часа, папа римский Лев дал определение процессу синодальности, начатому папой Франциском: "Отношение, открытость, готовность понять. Если говорить о сегодняшней церкви, то это означает, что все и каждый член церкви имеет право голоса и свою роль, которую он играет посредством молитвы, размышлений,.. посредством некого процесса".
"Это такое отношение, которое, на мой взгляд, может многому научить сегодняшний мир", — сказал папа.
Размышляя о проблеме поляризации, он заявил: "Думаю, это своего рода противоядие. Мне кажется, что это один из способов преодоления тех величайших вызовов, с которыми мы сталкиваемся сегодня в мире. Если мы будем слушать Евангелие, если будем вместе размышлять о нем, если будем стремиться идти вперед вместе, прислушиваясь друг к другу, стараясь выяснить, что Бог говорит нам сегодня, то мы очень многое обретем".
Король Великобритании Карл III - ИноСМИ, 1920, 24.08.2025
SOS: христианская монархия в опасности. Карл III между молотом ЛГБТ* и исламистской наковальнейКарл III отчаянно пытается сохранить единство Британии, поочередно потакая притязаниям двух противостоящих друг другу групп: ЛГБТ*-движения и исламистских кругов, пишет Atlantico. Но бесконечно лавировать король не сможет — и в кризисный момент сама британская монархия окажется под угрозой.
Воздавая должное своему многолетнему служению в Перу, он выразил надежду, что процесс синодальности, который "начался задолго до последнего синода, по крайней мере, в Латинской Америке — я рассказывал о приобретенном там опыте, о том, что часть латиноамериканской церкви внесла немалый вклад во вселенскую церковь — в этом, как мне кажется, содержится большая надежда, если мы будем и дальше использовать опыт последних двух лет, ища способы совместного существования в лоне церкви".
Далее приводятся выдержки из интервью, которое папа римский Лев XIV дал Элизе Энн Аллен. Полностью его можно будет прочесть в написанной ею биографии понтифика, которая поступит в продажу 18 сентября.
Аллен: Вы едины в двух лицах. Вы первый папа из Соединенных Штатов, но вы также второй папа, имеющий представление и, если хотите, ви́дение Латинской Америки. С чем вы отождествляете себя в большей степени?
Папа Лев XIV: Думаю, и с тем, и с другим. Я совершенно очевидно американец, я ощущаю себя в полной мере американцем. Но я также очень сильно люблю Перу, перуанский народ, и это часть меня. Половину своей священнической жизни я провел в Перу, поэтому ви́дение Латинской Америки очень ценно для меня. Думаю, это объясняется еще и тем, что я высоко ценю жизнь церкви в Латинской Америке. Это, на мой взгляд, было важно для моей связи с папой Франциском, для моего понимания тех представлений о церкви, которые были у папы Франциска, и для того, как мы можем продолжать это в плане истинно пророческого видения сегодняшней и завтрашней церкви.
Представим себе такой сценарий: на чемпионате мира по футболу США играют против сборной Перу. За кого вы будете болеть?
— Хороший вопрос. Наверное, за Перу, это просто из-за моей привязанности к этой стране. А еще я большой фанат Италии… Люди знают также, что я болельщик "Чикаго Уайт Сокс". Но будучи папой, я являюсь фанатом всех команд. В детстве я рос как болельщик "Чикаго Уайт Сокс", а мама моя болела за " Чикаго Кабс". Поэтому мы не могли быть фанатами, отгораживающимися друг от друга стеной. Мы научились даже в спорте занимать открытые, основанные на диалоге, дружелюбные, добрые, но конкурентные позиции по самым разным вопросам, так как иначе мы даже за ужин вместе сесть не смогли бы.
Вы всего несколько месяцев являетесь папой римским. Какой вам видится роль папства?
— Мне предстоит еще очень многое узнать. Во многое, как мне кажется, я смог вникнуть без особых трудностей — это пасторская составляющая. Я удивлен откликом, насколько он по-прежнему велик, охват людей всех возрастов... Я ценю каждого, кем бы он ни был, с чем бы ни приходил, и я слушаю их.
Абсолютно новый аспект этой работы — оказаться на уровне мирового лидера. Это происходит очень публично, люди знают о телефонных разговорах и о встречах, которые я провожу с главами различных государств, стран по всему миру, в то время, когда голос церкви играет важную роль. Я многое узнаю о том, какую роль Святой Престол играет в дипломатическом мире на протяжении многих лет... Все это в новинку для меня в любом смысле. Я следил за текущими событиями на протяжении многих, многих лет. Я всегда старался быть в курсе новостей, но роль папы, несомненно, нова для меня. Я многому учусь и чувствую, что мне брошен серьезный вызов, но меня это не подавляет. Однако мне пришлось очень быстро прыгнуть в глубокий конец бассейна.
Быть папой, преемником Святого Петра, призванным утверждать других в вере, что является самой важной частью — это то, что может произойти только по милости Божьей, другого объяснения этому нет. Святой Дух — это единственное объяснение, как я был избран на этот пост, на это служение. Из-за моей веры, из-за того, что я пережил, из-за моего понимания Иисуса Христа и Евангелия я нахожусь здесь. Я надеюсь, что смогу утвердить других в их вере, потому что это самая главная роль преемника Петра.
Вы часто выступаете за мир, за мир в различных конфликтах. Но Украина занимает особое место. Каковы шансы у Ватикана стать посредником в урегулировании конкретно этого конфликта в данный момент?
— Я бы провел различие между голосом Святого Престола, выступающего за мир, и ролью посредника, которая, как я считаю, очень сильно отличается и на сегодня менее реальна, чем первое. Я думаю, люди слышали разные призывы, с которыми я выступал, возвышая свой голос, голос христиан и людей доброй воли, говоря о том, что мир — это единственный ответ. Бессмысленные убийства людей с обеих сторон все эти годы в этом конкретном конфликте, а также в других конфликтах — я думаю, что люди должны каким-то образом очнуться и сказать: есть другой способ добиться своего.
Когда я думаю о Ватикане как о посреднике, даже о тех двух случаях, когда мы предлагали провести переговоры между Украиной и Россией, либо в Ватикане, либо на какой-либо другой церковной территории, я прекрасно понимаю последствия этого.
Святой Престол с самого начала военных действий прилагает большие усилия, отстаивая свою позицию, которая, как бы трудно это ни было, является поистине нейтральной, не сближающейся ни с одной из сторон. Кое-что из сказанного мною было истолковано так или иначе, и это нормально. Но я думаю, что в действительности посредничество Святого Престола сейчас — это не основное. Я думаю, что различные участники должны сейчас надавить достаточно сильно, чтобы заставить воюющие стороны сказать: хватит, достаточно, давайте поищем другие способы разрешения наших разногласий.
Мы продолжаем надеяться. Я твердо верю, что никогда нельзя терять надежду, никогда. У меня большие надежды на человеческую природу. Есть негативная сторона, есть злой умысел, есть искушения. На любой стороне любой позиции можно найти хорошую мотивацию и мотивацию, которая не так хороша. Тем не менее надо и дальше призывать людей смотреть на высшие ценности, на настоящие ценности, которые имеют большое значение. Надеяться можно, надо лишь постоянно стараться и говорить людям: давайте сделаем это иначе.
В своей первой речи с балкона собора Святого Петра вы говорили о мире и о наведении мостов. Какие мосты вы хотите построить? Политические, социальные, культурные, церковные, что это за мосты?
— Прежде всего, мосты наводят главным образом через диалог. За эти первые два месяца я сумел как минимум наладить некий диалог, встретиться с руководителями международных организаций. В теории ООН должна быть тем местом, где решаются многие из этих вопросов. К сожалению, общепризнанным является тот факт, что Организация Объединенных Наций, по крайней мере, в данный момент, утратила способность объединять людей ради решения многосторонних проблем. Многие люди говорят, что нужно вести двусторонний диалог, чтобы чего-то добиться, потому что на разных уровнях многостороннего процесса существуют препятствия.
Мы должны и дальше напоминать себе о потенциале, которым обладает человечество для преодоления насилия и ненависти, которые все больше нас разделяют. Мы живем в такие времена, когда поляризация кажется одним из самых актуальных слов дня, но это никому не идет на пользу. А если и идет, то очень немногим, а все остальные в это время страдают. Так что надо и дальше поднимать эти вопросы, я считаю это важным.
На самом деле, это был мой следующий вопрос: о поляризации, потому что сегодня это модное слово внутри церкви и за ее пределами. Как вы думаете, эту проблему можно решить?
— Одно дело — поднимать этот вопрос и говорить об этом. Я думаю, что очень важно начать процесс углубленного осмысления, чтобы попытаться понять, почему мир настолько поляризован. Что происходит? Мне кажется, есть много элементов, которые привели к этому. Я не претендую на то, что у меня есть ответы на все вопросы, но я определенно вижу реальность в некоторых результатах. Кризис 2020 года и пандемия, конечно, повлияли на все это, но я думаю, что поляризация началась еще раньше... Возможно, кое-где утрата более высокого понимания того, что такое человеческая жизнь, имеет какое-то отношение к этому, и это отразилось на людях на многих уровнях. Ценность человеческой жизни, семьи и общества — если мы утратим понимание этих ценностей, все остальное потеряет смысл.
Добавьте к этому пару других факторов, один из которых, на мой взгляд, очень важен. Это постоянно увеличивающийся разрыв между уровнем доходов рабочего класса и деньгами, которые получают самые богатые. Например, генеральные директора, которые 60 лет назад зарабатывали в 4-6 раз больше того, что получали рабочие, сегодня получают в 600 раз больше, чем рядовые сотрудники. Это самые свежие данные, которые я видел. Вчера появилась новость, что Илон Маск станет первым триллионером в мире. Что это значит, и о чем все это? Если это единственное, что имеет сегодня ценность, тогда мы в большой беде...
О синодальности. Думаю, многие люди до сих пор не могут понять концепцию синодальности. Какое определение дали бы вы?
— Синодальность — это отношение, открытость, готовность понять. Если говорить о сегодняшней церкви, то это означает, что все и каждый член церкви имеет право голоса и свою роль, которую он играет посредством молитвы, размышлений… посредством некого процесса. Это может происходить самыми разными способами, но только на основе диалога и уважения друг к другу. Объединить людей, понять эти отношения, это взаимодействие, которое создает возможности для контактов — это важное измерение нашей церковной жизни.
Некоторые люди ощущают исходящую от этого угрозу. Иногда епископы или священники могут чувствовать, что синодальность отнимает у них власть и авторитет. Но синодальность — это другое, а может быть, их представление о власти и авторитете является ошибочным. Я думаю, что синодальность — это описание того, как мы можем сплотиться, стать сообществом и стремиться к единению в качестве церкви. Так что основная задача церкви не в установлении институциональной иерархии, а скорее в формировании убеждения в том, что "мы вместе", что это "наша церковь". Каждый человек со своим собственным предназначением, священники или миряне, епископы, миссионеры, семьи — каждый должен иметь такое убеждение. Каждый, у кого есть конкретное предназначение, данное ему, должен сыграть свою роль, должен внести свой вклад, а вместе мы ищем пути для того, чтобы расти и жить вместе как церковь.
Это отношение, как мне кажется, может многому научить наш сегодняшний мир. Мы только что говорили о поляризации. Я думаю, что это своего рода противоядие. Мне кажется, что это один из способов преодоления тех величайших вызовов, с которыми мы сталкиваемся сегодня в мире. Если мы будем слушать Евангелие, если будем вместе размышлять о нем, если будем стремиться идти вперед вместе, прислушиваясь друг к другу, стараясь выяснить, что Бог говорит нам сегодня, то мы очень многое обретем.
Я очень надеюсь, что процесс, который начался задолго до последнего синода, по крайней мере, в Латинской Америке — я рассказывал о приобретенном там опыте, о том, что часть латиноамериканской церкви внесла немалый вклад во вселенскую церковь — в этом, как мне кажется, содержится большая надежда, если мы будем и дальше использовать опыт последних двух лет, ища способы совместного существования в лоне церкви. Не пытаться преобразовать церковь, превратив ее в некое демократическое государство. Ведь глядя сегодня на многие страны мира, мы осознаем, что демократия не всегда является идеальным решением для всего. Но уважать, понимать жизнь церкви такой, какая она есть, и говорить: "Мы должны делать это вместе". Я думаю, что это дает большую возможность для церкви и предоставляет церкви шанс взаимодействовать с остальным миром. Я думаю, это важно со времен Второго Ватиканского собора. И нам еще очень многое предстоит сделать.
 
Популярные комментарии
И вечный бан, свободы слова нет.
19
Святой Престол с самого начала военных действий прилагает большие усилия, отстаивая свою позицию, которая, как бы трудно это ни было, является поистине нейтральной....Ватикан действительно никогда не осуждал ни фашизм, ни нацизм и даже спасал нацистских преступников. Воистину нейтральная сторона.
И вечный бан, свободы слова нет.
15
Папа Лев XIV оценил шансы Ватикана стать посредником в украинском конфликте....Папашка видать забыл, что бандеровцы порождение католичества и униатства, его детишек. И какой из него после этого посредник: Как из Доньки24часа.