Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Извините, господин президент, но теперь миром правит Си

The Independent: визит Трампа в Азию направлен на сдерживание влияния Китая

© Getty Images / Photo by Andrew Harnik/Getty ImagesПрезидент США Дональд Трамп и председатель КНР Си Цзиньпин в Пусане, Южная Корея
Президент США Дональд Трамп и председатель КНР Си Цзиньпин в Пусане, Южная Корея - ИноСМИ, 1920, 31.10.2025
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
По итогам встречи Трампа и Си стало ясно, что роль США в АТР существенно снизилась, пишет The Independent. Однако американский лидер, отмечает автор статьи, не сдается: его бурная деятельность по заключению торговых соглашений с некоторыми странами Азии направлена именно на сдерживание растущего экономического влияния Китая.
Мэри Дежевски (Mary Dejevsky)
Дональд Трамп поставил себе "12 из 10" за самую важную встречу в рамках своего азиатского турне и, возможно, считает, что одержал победу. Однако все козыри в руках у главы Китая Си Цзиньпина.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Мир может вздохнуть с облегчением. Между двумя крупнейшими экономиками не будет войны, по крайней мере, пока. Лидеры США и Китая выглядели вполне довольными, пожимая друг другу руки перед камерами перед встречей в южнокорейском порту Пусан. Дональд Трамп, как обычно, выразился гиперболически, оценив встречу на "12 из 10" и назвав ее "большим успехом". Си Цзиньпин заявил, что стороны достигли "консенсуса" и выразил надежду на партнерство, признав при этом наличие разногласий.
Историческая веха: в декабре Индию и Россию ждут большие изменения
Конкретные детали указывают на то, что Китай откладывает введение объявленных мер контроля над экспортом редкоземельных металлов, а Трамп согласился отложить введение штрафных 100-процентных пошлин и снизить пошлины на товары, которые США считают связанными с наркотическим веществом фентанилом. Китай обязался увеличить импорт сельскохозяйственной продукции из США.
Похоже, что переговоры были сосредоточены на неотложных двусторонних экономических вопросах, в то время как обсуждение позиции Китая по России и по конфликту на Украине, а также его намерения в отношении Тайваня — центральный вопрос безопасности в отношениях между США и Китаем — были отложены на потом как слишком сложные для текущей встречи.
Впрочем, и тот ограниченный прогресс, которого, по-видимому, удалось достичь, нельзя назвать ничтожным. Сам факт проведения встречи не был само собой разумеющимся, и хотя ее результаты скорее напоминают удержание позиций, чем прорыв, соглашение о продолжении переговоров имеет положительный характер.
Некоторые критические замечания могут отражать не только завышенные ожидания, но и неспособность дипломатов, политиков и, да, средств массовой информации, смириться с тем, как Трамп ведет себя "за рубежом". Возможно, пришло время привыкнуть к миру, в котором влиятельные лидеры встречаются и разговаривают друг с другом без лишних точек и запятых в совместной декларации или даже без заранее согласованной повестки дня, утвержденной в ходе многочисленных встреч помощников.
Безусловно, такой подход сопряжен с рисками, что наглядно продемонстрировала неприятная засада, устроенная Белым домом Владимиру Зеленскому. Тем не менее, это была первая личная встреча Трампа с Си с 2019 года, и за это время многое изменилось до такой степени, что ее можно было бы скорее назвать подготовительной, чем полноценной встречей на высшем уровне. Как таковая, она принесла определенную стабильность как в отношениях между США и Китаем, так и — насколько это позволяет фиксация Трампа на пошлинах и продолжающиеся судебные баталии в США — в международной торговой системе.
Однако не менее примечательным, чем результаты, является региональный контекст. Когда Трамп прибыл в Южную Корею, он находился на последнем этапе поездки, которая, вероятно, включала большее количество важных пунктов назначения, чем любая другая поездка любого из последних президентов США.
Он сделал остановку в Катаре, чтобы обсудить достигнутый в прекращении огня в Газе прогресс. Затем он провел день в Малайзии, где подписал торговые соглашения, в том числе с Вьетнамом, объявил совместно с премьер-министром Малайзии о заключении так называемого мирного соглашения, положившего конец враждебным действиям между Камбоджей и Таиландом, и принял участие в ежегодном саммите стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), который впервые за 10 лет принимала Малайзия. Затем он полетел в Японию, где встретился с новым премьер-министром и обсудил, как и везде, тарифы и торговлю, а также вопросы безопасности в Тихоокеанском регионе.
Наиболее ожидаемым этапом поездки, безусловно, была последняя остановка и встреча с Си Цзиньпином перед саммитом Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Многие считали, что на кону стоит судьба, если не мира во всем мире, то, по крайней мере, мировой торговой системы, и опасались, что переменчивый характер Трампа и потенциальная неспособность Си пойти на уступки могут ухудшить двусторонние отношения. К счастью, этого не произошло.
Новый премьер-министр Японии Санаэ Такаити во время внеочередной сессии нижней палаты парламента в Токио, Япония
Премьер-министр Санаэ Такаити в ходе саммита сообщила Дональду Трампу, что Япония не откажется от проекта "Сахалин-2"Премьер-министр Японии отказалась выводить свою страну из совместного с Россией проекта "Сахалин-2", пишет Yahoo News Japan. Санаэ Такаити считает, что для Токио разрыв энергетических связей с Москвой будет непростым и болезненным. Читатели поддержали премьера и призвали власти не идти на поводу у Запада себе во вред.
Однако это не означает, что теперь в отношениях между США и Китаем все будет гладко, даже если внимание сосредоточено исключительно на экономике и торговле. Так случилось, что я был в Куала-Лумпуре, когда Трамп появился на саммите АСЕАН, и я отметил два момента, которые имеют значение, если не для ближайшего будущего, то для более долгосрочной перспективы.
С начала второго срока Трамп доминирует на международной арене, как немногие лидеры. Однако его визит не был столь всепоглощающим событием, которое занимало бы первые полосы газет, как это могло бы быть в западном мире. То же самое можно сказать и о предвкушении встречи Трампа и Си.
С региональной точки зрения Трамп выглядит менее значимым, чем у себя дома. Это оживленный, стремительный, суетливый уголок земного шара, в котором преобладают не западные, а скорее трамповские меркантилистские ценности, и есть ощущение, что он постепенно ориентируется на Китай как на нового/старого гегемона. Приоритетом является не принятие той или иной стороны, а избежание конфликта.
Существует опасение, что бурная деятельность Трампа по заключению торговых соглашений с Вьетнамом, Камбоджей, Малайзией и Таиландом направлена на замедление, если не на сдерживание, растущего экономического влияния Китая в регионе, даже несмотря на то, что его визиты в страны, являющиеся давними союзниками США — Японию и Южную Корею — рассматривались скорее через призму безопасности, чем торговли. Кое-кто также расценил непродолжительное присутствие Трампа на саммите АСЕАН как намек на заинтересованность США в сближении этой организации с США и Западом и в отходе от ее текущей деликатной политики балансирования.
Мне кажется, что приоритеты Трампа лежат в сфере торговли, как самой по себе, так и в качестве средства предотвращения конфликтов; что он видит потенциал Юго-Восточной Азии в обоих аспектах и что он предпочитает заключать с Китаем соглашения, которые позволяют вести мирную конкуренцию в Тихоокеанском регионе — хотя, и здесь возникает загвоздка, на условиях США. Насколько серьезной станет эта загвоздка, станет ясно по мере продвижения обещанных торговых переговоров с Китаем.