https://inosmi.ru/20251211/ledokol-276106303.html
Европа заполучила рычаг давления: ради этого ноу-хау Трамп готов на многое
Европа заполучила рычаг давления: ради этого ноу-хау Трамп готов на многое
Европа заполучила рычаг давления: ради этого ноу-хау Трамп готов на многое
США заключили с Финляндией соглашение о покупке одиннадцати ледоколов, пишет Die Welt. С их помощью Трамп рассчитывает завоевать влияние в Арктике. Хельсинки же | 11.12.2025, ИноСМИ
2025-12-11T20:05
2025-12-11T20:05
2025-12-11T22:31
die welt
политика
финляндия
дональд трамп
северный флот
foreign policy research institute
саули ниинистё
джо байден
арктика
сша
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e9/08/0c/274159709_0:0:3187:1793_1920x0_80_0_0_1cd096b1eda99371bf9ee9e309fdfc02.jpg
Лара Якель (Lara Jäkel)Дональд Трамп предупреждает о слабеющей Европе, которая вскоре может перестать быть хорошим партнером для США. Одновременно президент США с гордостью объявляет о масштабной сделке с Финляндией. У этой страны есть кое-что, что Вашингтону крайне необходимо в гонке за влияние в Арктике.ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>Рев пилы заполняет огромный цех. Под потолком висят десятки кранов, у стен — штабеля стальных деталей и труб разных форм и размеров. На строительных лесах в защитной экипировке стоит сварщик. Он опускает маску, подносит электрод к стальной плите — сыплются искры. По пустотелой конструкции рядом уже видно, что здесь скоро родится корабль.Путин дернул финнам рубильник. Полувековая халява кончилась. Выставлен счет на миллиардыВ порту города Раума на западном побережье Финляндии закладывается ключ к освоению региона, который стремительно набирает геополитическую значимость: к Арктике. Там, где еще строят новые корветы для финской армии, вскоре должны сойти на воду суда для Береговой охраны США. Америка обратилась к Финляндии, чтобы нарастить свои возможности в Арктике и ликвидировать серьезное отставание от России. Эта сделка важна не только для Финляндии, благодаря ей может выиграть и остальная Европа.Гонка за влияние в Арктике идет полным ходом. С одной стороны, речь о экономических интересах: Северный морской путь, который сокращает торговый маршрут между Азией и Европой на тысячи километров, из-за изменения климата становится все более доступным. Кроме того, в регионе, возможно, находятся залежи полезного сырья. Но все чаще Арктика превращается и в геостратегическую арену. Доминирующий игрок здесь — Россия.Еще в 2007 году Москва начала наращивать свои возможности на Севере, создав несколько новых военных баз и развернув системы ПВО. В морской доктрине Кремля от июля 2022 года Арктике отдан высший приоритет, которую будут защищать "всеми средствами". И не случайно: Северный флот России, который критически важен для ядерного потенциала при ответном ударе Москвы, базируется в арктических портах страны.В последние годы в регионе быстро продвинулся и Китай. Хотя он находится далеко, Пекин называет себя "почти арктическим государством" и вкладывает крупные средства, чтобы закрепиться в регионе. США же долгое время недооценивали Арктику. Это видно, помимо прочего, по количеству доступных ледоколов. Эти специализированные суда незаменимы, чтобы круглый год обеспечивать проход по арктическим водам и для торгового флота, и для военных задач.У России более 40 таких судов — это безусловно крупнейший флот в мире, и даже у Китая уже есть несколько. А у Береговой охраны США лишь один тяжелый ледокол, причем он устарел, изношен и регулярно требует дорогого ремонта. К нему добавляется один ледокол меньшего класса, используемый в основном для научных целей, и спешно переоборудованное судно обеспечения, введенное в строй в прошлом году."Соединенные Штаты сталкиваются в Арктике с устойчивым и даже растущим риском для национальной безопасности, — пишет в аналитической записке капитан Береговой охраны США и научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований (CSIS) в Вашингтоне Люк Сливински. — Из-за недостаточного присутствия в регионе страна не в состоянии должным образом противодействовать этой угрозе или даже полностью ее осознать".Арктика в фокусе ТрампаПрезидент США Дональд Трамп по меньшей мере заметил стратегическое отставание в Арктике. В разные моменты своего президенства он заявлял о желании закупить 40 или даже 48 ледоколов — очевидно, чтобы превзойти Россию. На деле Береговая охрана оценивает потребность чуть скромнее — в восемь—девять дополнительных судов. Но даже это количество сейчас трудно реализовать своими силами.Да, в представленном Трампом в июле "Большом прекрасном законопроекте" предусмотрена рекордная сумма — 25 миллиардов долларов для Береговой охраны. Однако на американских верфях, расположенных, как назло, в полностью свободных ото льда штатах Миссисипи и Техас, попросту нет нужного специализированного опыта, чтобы быстро и относительно дешево строить суда для экстремальных климатических условий.Запущенный в 2019 году американский проект по строительству ледоколов сильно отстает от графика. Сроки поставки по-прежнему не названы, а стоимость уже перевалила за пять миллиардов долларов. Спасение, как ожидается, придет из Финляндии. Еще в свой первый срок Трамп проявлял интерес к сотрудничеству с финской промышленностью и в октябре 2019 года встречался с бывшим президентом Финляндии Саули Ниинистё, чтобы обсудить этот вопрос.Администрация Джо Байдена продвинула проект дальше и в ноябре прошлого года заключила с Финляндией и Канадой соглашение "Усилие по сотрудничеству в сфере строительства ледоколов" (ICE-пакт) — о сотрудничестве в исследованиях, разработках и строительстве ледоколов. В марте президент Финляндии Александр Стубб посетил Трампа во Флориде и, возможно, за партией в гольф заложил фундамент сделки, которая была оформлена в октябре.Соглашение предусматривает строительство одиннадцати ледоколов среднего класса общей стоимостью 6,1 миллиарда долларов (примерно 5,2 миллиарда евро). Четыре из них построят в Финляндии — два на верфи в Рауме и еще два в Хельсинки, а остальные семь возведут в США при содействии финских специалистов. Первый корабль должен быть передан уже в 2028 году.Тот факт, что именно Трамп, сделавший протекционизм краеугольным принципом своей экономической политики, теперь опирается в столь чувствительном с точки зрения безопасности проекте на зарубежных партнеров, "не лишен иронии", пишет эксперт по вопросам безопасности Эмма Сэлисбери в отчете для Foreign Policy Research Institute: "Однако Трамп и его советники, очевидно, считают, что в данном случае приоритет — скорость, а не символизм".Трамп при объявлении сделки в Овальном кабинете подчеркнул, что "для США эти суда крайне нужны". "Мы покупаем лучшие ледоколы в мире, а Финляндия известна тем, что умеет их строить", — откровенно восторгался президент США Действительно, небольшая страна с населением 5,5 миллиона человек является мировым лидером в проектировании и строительстве ледоколов: 80% всех действующих в мире судов спроектированы в Финляндии, более половины — также построены там.И это не случайно: зимой замерзают все морские порты Финляндии, через которые сегодня проходит более 90% товарооборота. Без мощного ледокольного флота страна оказалась бы практически отрезанной от мировой торговли. Поэтому еще почти сто лет назад здесь начали разрабатывать и строить первые специализированные суда. В отличие от многих других западных стран, ноу-хау не "перекочевало" в Азию. На месте сохранились и цепочки поставщиков, и научная база.Благодаря этому в Финляндии могут серийно выпускать ледоколы особенно быстро и относительно дешево. "Одна лишь верфь Rauma Marine Constructions имеет такие мощности, чтобы до 2030 года построить четыре ледокола самого крупного класса, — отметил в беседе с изданием Die Welt заместитель генерального директора верфи Мика Лаурилехто. — У нас есть необходимый опыт и знания — не только на самой верфи, но и во всей цепочке поставок. От подписания контракта до выпуска готового корабля проходит всего три года".Для Финляндии эта сделка является двойной удачей. Во-первых, она потенциально оживит судостроение, которое после начала СВО на Украине лишилось важного заказчика, и поддержит в целом ослабевающую финскую экономику. Если проект пойдет по плану, в будущем могут последовать новые заказы на более крупные ледоколы.Во-вторых, обладая экспертными знаниями в геополитически незаменимой области, Хельсинки получает небольшой, но стратегически важный рычаг, который, вероятно, усилит интерес Дональда Трампа к безопасности Европы. В эпоху, когда США все больше дистанцируются от европейских партнеров, для остальной Европы это может стать желанным тузом в рукаве.
/20251210/stubb-276074701.html
финляндия
арктика
сша
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2025
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e9/08/0c/274159709_356:0:3085:2047_1920x0_80_0_0_998af54798d2df25b583d51d5090fc75.jpgИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
die welt, политика, финляндия, дональд трамп, северный флот, foreign policy research institute, саули ниинистё, джо байден, арктика, сша