Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Советский фильм, где настоящие даже пули

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Американский киновед был в шоке от советского фильма "Иди и смотри" и поделился впечатлениями после просмотра в видео на своем YouTube-канале. Исследователь напомнил, что Спилберг и Тарантино называли этот фильм величайшим — из-за предельной реалистичности, которой скрупулезно добивался режиссер.
Это Алексей Кравченко. Ему 14 лет, и он не актер. Это его первый выход на съемочную площадку. И это не компьютерная графика. Это настоящие пули, которые пролетают над его головой. А это? Это настоящие взрывы, от которых они бегут. И это не павильон: они плывут через настоящее болото, и это смертельно опасно.

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

Этот фильм непохож ни на один из тех, что вы видели. Говорят, что Спилберг показывал его съемочной группе перед созданием "Списка Шиндлера". А Тарантино назвал его величайшим фильмом о Второй мировой войне из когда-либо созданных. И что еще более невероятно, так это история съемок. Очень мало кто хотел, чтобы этот фильм вышел. На это потребовалось почти десятилетие и крайне специфический поворот судьбы. Это фильм "Иди и смотри".

Белоруссия. 1943 год. Этот невинный мальчик только что нашел то, что навсегда изменит его жизнь. Его зовут Флера, и он откопал оружие убитого солдата. Он и не подозревает, что ему предстоит стать свидетелем самых ужасных вещей, которые когда-либо совершались человечеством. Мы следим, как он проходит путь от намерения пойти на фронт до сурового воздействия войны на него и, наконец, до его твердого решения положить ей конец.

Напряжение на экране нарастает, мы видим методичную расправу над целой деревней. Мирных жителей — а так оно и было на самом деле — согнали в амбар. Двери заколотили, а здание подожгли. В фильме часто используются прямые крупные планы лиц актеров, от которых невозможно оторваться. "Иди и смотри" не похож на другие военные фильмы. Мы не следим за суперсолдатом и не видим ни одного из известных сражений. Действие фильма разворачивается в деревнях, среди семей и детей. Фильм вращается не вокруг героизма, а вокруг человеческих страданий и того, что война делает с ни в чем не повинными людьми. Фильм ужасает каждый раз, когда вы его смотрите, и в то же время это кинематографический шедевр. Все в этом фильме полностью погружает вас в происходящее так, как современному кино не удастся. А история создания фильма так же интересна, если не более интересна, чем сам фильм.

Есть три человека, которые внесли наибольший вклад в этот фильм, о которых нам стоит поговорить. Во-первых, это Элем Климов, режиссер фильма.

Он родился в 1933 году в Сталинграде в тогдашнем Советском Союзе. С раннего возраста он испытал ужасы войны, о которые позже вспоминал для "Иди и смотри". Во время одного из самых разрушительных сражений за город он, его мать и младший брат были вынуждены бежать на плоту под обстрелом, по буквально горящей реке в горы. В конце концов он нашел свой путь в кино. Он начинал свою карьеру с комедий и сатирических лент и продолжал снимать такие фильмы до 1979 года, когда произошло нечто ужасное.

Его жена, Лариса Шепитько, также известный режиссер, погибла в автомобильной катастрофе. И сказать, что ее смерть опустошила Климова, — это грубое преуменьшение. Вскоре после ее смерти он впал в глубокую депрессию, пристрастился к спиртному и создал 25-минутный документальный фильм в память о ней. И что еще более примечательно, он больше никогда не снимал комедий. Все его последующие фильмы были трагедиями, но Лариса оставила ему важное напутствие, которое определило его последний шедевр: "Снимай каждый фильм так, будто он последний".

Он хотел снять "Иди и смотри" много лет. Наконец, в 1985 году произошло нечто невероятное. Книга "Хатынь" — леденящий душу рассказ о Хатынской трагедии, расправе, в ходе которой немцы загнали всех жителей деревни в сарай, а затем подожгли его, причем половина погибших были детьми. Оккупация Белоруссии была одной из самых жестоких кампаний Второй мировой войны. Более 600 деревень разделили ту же участь.
Книга была составлена из свидетельств тех, кто чудом выжил.

Писатель Алесь Адамович. В июне 1941 года, когда война пришла в Белоруссию, ему было всего 13 лет. После войны Адамович стал писателем. Он и его коллеги объездили всю Белоруссию, собирая реальные свидетельства выживших. В итоге он стал соавтором книги "Хатынь", одного из основных источников для "Иди и смотри". Нескольким режиссерам предлагали экранизировать его рассказы, но Адамович отверг их всех. Он настаивал, что есть только один режиссер, который может достойно воплотить это произведение. Вместе они создадут нечто, что не прославляет войну и не превращает ее в приключенческую историю, а показывает ее такой, какой она была на самом деле.

В 1985 году, к 40-летию Дня Победы, им наконец выпала возможность, они получили зеленый свет, но им все еще не хватало кое-кого — мальчика на роль главного героя. Алексей Кравченко не был актером. Более того, он вообще не интересовался миром кино. Он пришел на пробы только чтобы поддержать друга, который хотел получить главную роль. Кравченко пришел для моральной поддержки, не более того. Но выбрали именно его.

Чтобы подготовить Кравченко к роли, Климов посадил его на голодную диету. По несколько дней подряд 14-летний подросток пил только воду и бегал на длинные дистанции, чтобы похудеть. Климов глубоко беспокоился о возможном психологическом воздействии фильма на исполнителя главной роли. Чтобы защитить его психику, Климов пригласил психотерапевта. После завершения съемок Кравченко не снимался нигде еще 13 лет.

У Климова был один главный принцип — говорить правду. Целью Климова было достичь как можно большего реализма. Каждый член съемочной группы ощущал огромную ответственность перед погибшими. Климов говорил: "У меня есть желание рассказать эту историю ради правды, даже если на создание фильма уйдет девять месяцев, и даже если его никто не посмотрит". Художник-постановщик Виктор Петров изначально использовал пиротехнику для взрывов, но когда Климов увидел результаты, он остался недоволен. Взрывы не звучали по-настоящему, они не ощущались реальными. Поэтому Климов принял окончательное решение, которое шокировало всех — использовать настоящую взрывчатку и боевые патроны.

Это создало атмосферу подлинного ужаса среди актеров. В одной из сцен Кравченко и корову поместили посреди поля, в то время как вокруг них стреляли боевыми патронами. Кравченко был так напуган, что после этого ухватился за Климова и спросил: "Это все?" Тогда Климов сказал ему вернуться в кадр и велел доснять сцену. Весь фильм был снят на натуре в Белоруссии. Все было настоящим. Даже статисты, деревенские жители, были реальными выжившими или потомками выживших из сожженных белорусских деревень.

После показа в Восточной Германии к Климову подошел бывший немецкий солдат, служивший в годы войны в Белоруссии, и сказал: "Все, что вы показали, — правда. Я пытался забыть об этом и никому не рассказывал. Теперь, когда мои дети увидят этот фильм, я не знаю, что им сказать".
 
Популярные комментарии
0
0ncnjqybr
40
Великий и ужасный фильм, которым мы можем гордиться, хотя мы, честно говоря, не при чём.
IP
Ivan Petrov
38
Фильм получился отличный. К сожалению, сейчас такой фильм невозможно снять по определению. Мы сами (под словом "МЫ" я имею ввиду законотворцев и всяческих правозащитничков) наплодили бесчисленное количество запретов, по своей глупости затмевающих всё. Примеры? Их несть числа. Курит человек в кадре - пропаганда, фашистский флаг в кадре - пропаганда, автомобиль в кадре - реклама, ребёнок в кадре - нарушение прав несовершеннолетних. Вот и снимают фильмы про чебурашек.