Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"Я отсчитывал каждый день": история украинского солдата, который провел на передовой больше года

NYT: чрезмерно долгие ротации подрывают моральный дух ВСУ

© Andriy Andriyenkoсолдат ВСУ
солдат ВСУ
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Украинские боевики годами не могут покинуть свои позиции из-за российских обстрелов, пишет NYT. Одному из них пришлось провести в бункере почти 500 дней, рассказывают авторы. Служба без ротации подрывает моральный дух, а дезертирство и эмоциональное выгорание стали настоящей бедой ВСУ.
Александр Чубко
Этот украинский солдат подозревал, что его командировка на фронт будет не из легких. Но мог ли он себе представить, что проведет 472 дня в бункере под непрерывными обстрелами? "Я не ожидал, что всё будет так долго, — рассказывает сержант Сергей Тищенко, едва оказавшись в своем загородном доме неподалеку от Киева. За время нашего разговора жена ни разу не отошла от него. — Планировал тогда поехать всего на один месяц, ну максимум на два".
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Вместо этого Сергей провел под землей почти полтора года — в сыром бункере без свежего воздуха, где большую часть дня не было даже солнечного света. "Очень тяжело такое испытать, особенно психологически", — говорит он.
Длительные ротации стали давней проблемой ВСУ, изо всех сил пытающихся противостоять российской армии. Личного состава в рядах украинской армии катастрофически не хватает. Широкое распространение беспилотников усугубило ситуацию: пехотинцы больше не могут менять дислокацию на передовой без риска быть замеченными патрульным российским дроном.
Однако, по словам военных экспертов, чрезмерно долгие ротации подрывают моральный дух и создают риск серьезной психологической травмы. Дезертирство и эмоциональное выгорание стали настоящей бедой украинской армии. Не так давно командование вооруженными силами Украины наконец признало существующую проблему и пообещало во что бы то ни стало ее решить.
ВСУ обломали рога Зеленскому. Правда всплыла: режим не пощадил СБУ. Контрнаступ Залужного аукнулся в конце 2025 года
"Оставаться на передовой столько дней в чрезвычайно сложных условиях — это что-то за пределами человеческой выносливости, — сказал полковник в отставке Владислав Селезнев, прослуживший 25 лет в украинской армии. — Это недопустимо. Плановые ротации должны проходить по четко составленному графику".
Командир бригады сержанта Тищенко полковник Дмитрий Добуш признал, что ротация его солдата была исключительно долгой. Он добавил, что Сергей — истинный патриот Украины, который "совершил невероятный подвиг" во имя родины. "Действительно, такие ротации нетипичны для условий военного времени, — рассказывает Добуш. — Однако в условиях интенсивных боевых действий и значительной нехватки личного состава подобные случаи перестали быть единичными. Увы, таковы сегодняшние реалии противостояния".
"Честно говоря, я не знаю, как справился. Даже сегодня не понимаю, как мне удалось всё это выдержать", — признается Тищенко.

"Я сразу понял, что за мной придут"

46-летний сержант Сергей Тищенко родился в небольшой украинской деревне примерно в 50 километрах от Киева. Он рос сиротой в детском доме. Всегда считал себя эмоционально слабым и пожизненно застенчивым мальчишкой. Позже выучился на ветеринара, женился, вырастил пятерых детей. Все они жили вместе в большом сельском доме, в окружении ручных кроликов и домашних птиц.
Когда Сергей работал по ветеринарной специальности на молочной ферме, в феврале 2023 года за ним пришли из районного военкомата. В тот же день он получил повестку. "Я сразу понял, что за мной придут. Пусть это и случилось через год", — рассказывает Тищенко, вспоминая начало вооруженного конфликта с Россией.
Для человека, который всю жизнь боялся спросить дорогу у незнакомца на улице, расставание с семьей и детьми стало шоком. Адаптация к военной жизни сопровождалась подавленным и гнетущим состоянием. Его почти сразу назначили на должность полевого врача. Первая командировка на передовую длилась 45 дней. Следом за ней — еще две подряд, по одному месяцу каждая. Только после этого командование разрешило сержанту взять короткий отпуск.
Тогда семья приехала к Сергею в прифронтовой город Славянск. "Не ожидал, что они вообще куда-то поедут. Это было очень рискованно", — говорит он. — Безумно рад был тогда их увидеть". В тот день, когда полевой врач обнимал своих детей и жену, он и подумать не мог, что следующая их встреча состоится почти через полтора года.

"Начинай обратный отсчет"

В июле 2024 года его перевели в 30-ю бригаду и отправили на новую должность, на этот раз на донецком направлении. Представитель командного штаба тогда прямо сказал: неизвестно, когда будет следующая ротация. Тищенко в разговоре с командиром тогда предположил, что обычно их отправляют на 30 дней, хотя иногда могут и на 45. "Начинай обратный отсчет", — ответил ему тогда штабной офицер.
Сергей вспомнил свой первый день и первую ночь, проведенные на пути к боевым позициям. Он и трое других солдат с наступлением темноты пробирались через густые заросли. Над головой то и дело жужжали вражеские дроны. Сержант тогда думал, что это простые патрульные беспилотники. Их отряд приближался к бункеру, вход в который замаскировали посреди фермерского поля. В глубину он едва превышал полтора метра, а к спальным местам приходилось пробираться на корточках.
Матрасов или чего-то похожего на них в убежище не было. В качестве кровати использовались водонепроницаемые спальные мешки. "Они не помогали, — вспоминает Тищенко. — Ты каждый раз просыпался от ощущения, что насквозь промок". Тем временем в бункер прибывали другие солдаты, их отряд уже состоял из восьми человек. Поначалу всё было хорошо, припасы доставлялись с соседней позиции, там же стоял терминал спутниковой связи, чтобы позвонить семье. Однако очень скоро ситуация на их участке фронта стала очень опасной.
16 сентября 2024 года на их укрепление напали российские штурмовики. За один день в бою погибла половина его группы, и командование никого не собиралось присылать им на замену. "В штабе нам прямо сказали, что людей на замену нет, — рассказывает Тищенко. — Уже тогда мне стало ясно, что вся эта история затянется надолго".
солдат ВСУ
Война без демобилизации: почему новый механизм ротации не решит главную проблему ВСУУкраина отказалась от демобилизации, пишет "Фокус". Однако Киев предложил альтернативу: военные получат отдых после 90 дней непрерывных боев. А причина этому — катастрофическая нехватка людей. При этом в тылу загадочно "испарились" полмиллиона украинских боевиков.

"Мне не могли найти замену"

К февралю 2025 года атаки российских беспилотников стали ежедневными, Тищенко с товарищами уже не могли безбоязненно выходить из бункера даже по ночам. Опасаясь быть замеченными патрульным дроном, они заколотили в убежище небольшое вентиляционное окно, лишив себя единственного источника солнечного света. Отряд ориентировался во времени по календарю в смартфонах.
Товарищи по передовой тогда придумали схему сброса боеприпасов с низколетящих БПЛА. В грузе было лишь жизненно необходимое: портативные зарядные устройства с аккумуляторами, консервы, каша быстрого приготовления. Тищенко с улыбкой вспоминает, что один из солдат его отряда когда-то учился на повара, он запрашивал по рации ингредиенты для разных блюд, например оладьев.
Однако бывали дни, когда вся еда и питьевая вода в убежище заканчивались. По словам сержанта, всё это время они находились под непрерывным обстрелом. Российские войска сбрасывали гранаты и взрывпакеты, ударная волна даже пару раз достала до края глубокой траншеи, которая скрывала их бункер.
"Мы всё надеялись и надеялись, но обстрелы казались бесконечными, — признается Тищенко. — В итоге смирились, что вывести нас отсюда смогут, только когда бои на данном участке окончательно прекратятся".

"Шли вперед, не останавливаясь"

Пока отряд сержанта прятался в бункере, вокруг них произошло много всего…
За эти 472 дня Украина предприняла безуспешную попытку наступления в Курской области, российская армия продвинулась к Красноармейску, а солдаты из КНДР официально начали воевать на стороне Москвы. Киев получил на вооружение несколько истребителей F-16, а ВСУ разрешили применять дальнобойные системы вооружения, чтобы наносить удары по территории России.
В Вашингтоне в кресло Белого дома сел новый президент, а в Ватикане избрали нового Папу римского…
Сергей Тищенко не мог знать об этих новостях, потому что спасительный бункер почти отрезал их от внешнего мира. У них была рация, но по защищенной частоте она передавала только о том, что происходит в их роте. Они даже не знали, что творится в соседних подразделениях ВСУ, не говоря уже о событиях в мире.
Время, проведенное под землей, подкосило здоровье сержанта. Мышцы начали атрофироваться, а постоянные передвижения в стесненных условиях спровоцировали сильные боли в спине. Так продолжалось до осени, пока по рации не пришло короткое штабное сообщение — ему и второму оставшемуся в живых солдату. Им сказали, что скоро начнется эвакуация, но погода не позволяла выслать спасательный отряд.
Наконец, еще через 20 дней, появился шанс. Двое мужчин выползли из бункера в траншею, заваленную мусором и телами погибших солдат. Первоначальная цель была одна — перебежать участок в 450 метров до соседней позиции, где был единственный на всю округу выход в интернет. "Ноги были ватными, — вспоминает Тищенко. — Сил бежать не было, мы просто шли вперед, не останавливаясь".
Первое, что хотелось сделать сержанту, оказавшись в штабе, — помыться и позвонить семье. Встретиться не по телефону у них получилось немного позже. "К хорошему быстро привыкаешь, даже не верится, насколько быстро", — говорит он. Рядом по-прежнему сидит счастливая жена, не отпуская его ни на минуту. Единственное, к чему не привык Сергей, — яркий солнечный свет. Он сидел и щурился, потирая глаза, пока не выключили освещение и комната не погрузилась во мрак.
Несколько дней спустя после нашего разговора Сергею Тищенко присвоили высшую государственную награду — Героя Украины. В письме от лидера Киевского режима особым образом отмечена длительность его командировки и опасность, с которой пришлось столкнуться на передовой. "Раньше мы могли приехать на позицию и сразу вступить в бой, — делится сержант. — А теперь все небо на много километров контролируют дроны. Так какой смысл заставлять людей сидеть в засаде месяцами?"
Через две недели Тищенко заступил на новую должность, теперь уже в прифронтовом Славянске. Он помогает лечить раненых солдат, эвакуированных с передовой. Недавно его прошлое и настоящее встретились, когда к нему в операционную доставили особенного пациента. Им оказался тот самый повар, готовивший в бункере оладьи. В отличие от сержанта, он провел там всего десять месяцев.
Сергей Тищенко признается, что ему снова никто не сказал, сколько времени пройдет до следующей ротации. Но в этот раз он и не спрашивал.
 
Популярные комментарии
п
патриотов
51
Ой-ёй-ёй, бедняжка. Думал на кураже за 2 месяца Донбасс раздавят. Всех несогласных поубивают А оно вона как. Всё по честному. Вы попросили помощь у Запада и вам её предоставили. Донбасс попросил помощь на Востоке. И её получил. Теперь зачем жаловаться, что у них гранаты не той системы? И когда детей с той стороны убивали, вы радовались и скакали. Говорили, что так им и надо. Когда питьевой воды и электричества лишали, тоже радовались. Память у вас, как у амёбы. Тьфу!
e
eugene.ardaev
35
Позже выучился на ветеринара, женился, вырастил пятерых детей. Все они жили вместе в большом сельском доме, в окружении ручных кроликов и домашних птиц.+++++++И вот в эту тихую, спокойную жизнь вдруг влезли американцы своими грязными копытами, устраивая один за другим майданы, сначала в 2004-м, потом в 2014-м. Тогда им почему-то было не жаль этого холопа. А сегодня просто "изнывают от сочувствия". Подонки.
Обсудить