Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Почему Рубио не сумел преодолеть трансатлантический раскол

FT: раскол между Европой и США будет усиливаться

© AP Photo / Geert Vanden WijngaertФлаги США и ЕС
Флаги США и ЕС - ИноСМИ, 1920, 17.02.2026
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Разлад в отношениях между ЕС и США будет увеличиваться, пишет FT, анализируя речь Рубио на Мюнхенской конференции. Европейские лидеры уже задумались, в каких областях могут нанести удар Штатам. Но им будет очень непросто достичь своей цели, отмечает автор статьи.
Кое-кто из присутствовавших в зале на Мюнхенской конференции по безопасности отреагировал на речь Марко Рубио бурными аплодисментами и вставанием. Что же получается, европейские лидеры решили, что все в прошлом, и они теперь любят администрацию Трампа? Ни в коем случае. В данный момент в интересах Европы и США избегать новых кризисов. Этим в значительной степени и объясняется умиротворяющая тональность выступления американского госсекретаря и та теплота, с которой оно было встречено.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Но выступления европейских руководителей в Мюнхене, а также беседы с их помощниками ясно показывают, что Рубио отнюдь не преодолел трансатлантический раскол. Он наверняка будет расширяться и углубляться, так как европейские страны предпринимают шаги по укреплению своих оборонительных позиций против администрации Трампаи готовятся к новым кризисам.
Одна речь не может устранить ущерб, нанесенный за последний год. Оскорбительное и агрессивное выступление Вэнса на прошлогодней конференции в Мюнхене задало тон устойчивому ухудшению трансатлантических отношений. Недавние угрозы Трампа аннексировать Гренландию усилили в Европе ощущение того, что нынешнее правительство США — это не только союзник, но и в равной степени противник. Хотя Рубио в своей речи отдавал приторную дань уважения Микеланджело и "Битлз" — а также весьма любопытно ностальгировал по европейскому империализму, — ее основной посыл не так уж сильно отличался от выступления Вэнса. Призыв Рубио к возобновлению партнерства с Европой изобиловал условиями, причем заключались эти условия в том, что европейские лидеры должны поддержать махровый национализм, который отстаивает движение MAGA. Понятно, что администрация Трампа считает своими естественными партнерами в Европе крайне правые и националистические партии, такие как "Альтернатива для Германии", "Национальное объединение" во Франции, "Реформировать Соединенное Королевство" в Британии и ФИДЕС Виктора Орбана в Венгрии. Эти партии представляют собой прямую угрозу нынешним правительствам Европы, а возможно, и самой европейской демократии.
Опыт прошлого года также позволил Европе осознать две ключевые истины. Во-первых, в эпоху Трампа трансатлантические отношения неизбежно будут перескакивать из кризиса в кризис. Следующим камнем преткновения может стать Гренландия, торговля, Украина или что-нибудь еще. Но кризис обязательно придет.
Второй урок заключается в том, что умиротворение Трампа — это ошибка. Европейцы пытались это сделать в сфере торговле, безропотно согласившись на американские пошлины. Но это решение стало сигналом о слабости и спровоцировало дальнейшие нападки. По Гренландии они избрали другой подход – выступили заодно и дали понять, что готовы нанести ответный удар. Трамп отступил. Это не означает, что европейцы смирились с тем, что отношения с США будут только враждебными. Блок НАТО остается опорой европейской безопасности. Если появятся возможности для конструктивной работы с администрацией Трампа по Украине или по другим вопросам, они будут использованы.
Никаких компромиссов. Путин "обнажил клинок": теперь Россия готова биться с США насмерть
Но европейские государства сейчас также активно пытаются уменьшить свою незащищенность от американского давления. Председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что "Европа должна стать более независимой... в каждом аспекте, который влияет на нашу безопасность и благополучие". Канцлер Германии Фридрих Мерц ясно дал понять, что его страна задумалась о создании европейских сил ядерного сдерживания в сотрудничестве с Францией и Британией — на тот случай, если Америка сложит свой ядерный зонтик, который она держит над Европой на протяжении десятилетий. Президент Франции Эммануэль Макрон призвал к проведению промышленной политики "европейских преференций" во всех сферах — от ИИ до облачных технологий. Британец Кир Стармер подчеркнул желание своего правительства сблизиться с единым рынком ЕС и тихо заметил, что Британия отвергает идею о том, будто люди, "которые выглядят по-разному", не могут мирно жить вместе.
Готовясь к обороне от администрации Трампа, европейцы вместе с тем начинают думать о том, чтобы перейти в наступление. Здесь стоит обратить внимание на цифровые услуги, где соцсеть Х Илона Маска может стать потенциальной мишенью. Первым шагом может стать введение по примеру Австралии возрастных ограничений на пользование социальными сетями. Следующий этап будет более сложным и неоднозначным. Это требование обеспечить доступ к алгоритмам, лежащим в основе социальных сетей.
Есть вполне очевидные основания сомневаться в том, что европейцы смогут действовать быстро и эффективно, особенно если учесть вполне естественную яростную реакцию американцев на противодействие ЕС технологическим гигантам из США. Многие из нынешних национальных правительств Европы сталкиваются с серьезными политическими и экономическими трудностями. Макрон пока еще может произнести хорошую речь, но у себя дома он в положении хромой утки. Позиция Стармера в качестве лидера лейбористской партии и премьер-министра находится под угрозой. Ни у Британии, ни у Франции нет значительных средств на поддержку своих военных и промышленных целей. Мерц возглавляет неповоротливую и все более непопулярную коалицию. Процесс принятия решений на уровне Европы известен своей сложностью и запутанностью. Структурные препятствия, созданные Брекситом, значительно затрудняют совместную работу Британии и ЕС. Отношения между правительствами Франции и Германии плохие. Венгрия под руководством Орбана часто ставит палки в колеса коллективных действий Европы.
Все эти проблемы вполне реальны. Но в распоряжении у Европы есть огромные экономические, интеллектуальные и технические ресурсы, и ей надо только найти способ мобилизовать их. Часто нужен кризис, чтобы заставить европейцев принимать трудные решения. Трамп создал такое ощущение кризиса — а Рубио ничего не сделал, чтобы его развеять.