Европа не могла не отреагировать на выступление Терезы Мэй в отношении России. Одни комментаторы разразились патетическими возгласами о том, что страна Великой хартии вольностей отстояла свою честь, другие напоминают, что собственная партия Терезы Мэй принимала деньги от русских из ближайшего окружения Путина. А некоторые заметили, что никаких конкретных доказательств вины России пока нет, как и в других скандалах — допинговом и Рашагейте.
Швеция
«Швеция полностью поддерживает Великобританию. Пусть тон высказываний иногда и был слишком горяч, Совет безопасности призывает привлечь виновных к ответу», — заявил представитель Швеции в ООН Улоф Скуг (Olof Skoog).
«Случись нечто подобное в Швеции, я уверен, что мы бы сделали то же самое. Мы бы использовали все платформы, в которых участвуем. С британской точки зрения, европейская страна устроила нападение с применением химического оружия на территории другой страны», — сказал он по телефону Мии Хольмгрен (Mia Holmgren) из «Дагенс Нюхетер» (Dagens Nyheter).
Мэй принимает жесткие меры, несмотря на русские деньги в партийной кассе
«Российский вопрос сложен для обоих крупных британских партий. Консервативная партия Терезы Мэй принимала крупные суммы от русских из окружения Владимира Путина. Конечно, лидер оппозиции Джереми Корбин (Jeremy Corbyn) не преминул напомнить ей об этом. Но он и сам окружен сотрудниками, известными тем, что годами утверждали, как Владимира Путина никто не понимает».
«Жесткие меры Терезы Мэй против России в последние дни продемонстрировали, что она готова выступить против российского режима, несмотря на русские деньги в партийной кассе. Для Терезы Мэй исключительно важно показать, что она определенно круче, чем было прежнее лейбористское правительство, когда в суши-ресторане в Лондоне в 2006 году отравили радиацией Александра Литвиненко», — пишет в «Дагенс Нюхетер» Катрине Марсаль (Katrine Marçal).
«Абсолютно уместная реакция. Нарушения должны иметь последствия, если международное право вообще что-то значит. Иначе начнет действовать право сильного, а не закон и принцип о равенстве и ответственности всех людей и институтов перед лицом справедливого закона».
«Страна, которая с 1215 года ориентируется на Великую хартию вольностей, страна, которая инспирировала создание перечня прав и свобод сегодняшних конституций, чтит свое наследие. Прямой ответ Великобритании должен вдохновить нас», — заявляет Туве Ливендаль (Tove Lifvendahl) в «Свенска Дагбладет» (Svenska Dagbladet).
Норвегия
Мэй делает то, чего от нее ждет Путин
«Советский Союз и авторитарный коммунизм из Москвы отправились на свалку истории с падением Берлинской стены. Но многие методы, идеи и антидемократические силы все еще живы. Просто у них теперь новые имена», — рассуждает в «Верденс Ганг» (VG) Ингве Квистад (Yngve Kvistad).
«Несмотря ни на что, Путин выиграет президентские выборы в эти выходные… приятно собрать бонусные голоса той части населения, которая теперь получила подтверждение, что Запад только и делает что унижает русских. А России, на которую нападают, нужен сильный лидер. По чистой случайности такой сильный человек как раз выставил свою кандидатуру на выборах в воскресенье. Идеальный заговор».
Британские обвинения помогут Путину на выборах
Осне Гулликстад (Åsne Gullikstad) побеседовала с Якубом Годзимирским из Норвежского института внешней политики, который сказал «Дагсависен» (Dagsavisen), что «высказывание Мэй — это практически объявление войны».
«Один из вопросов: хотят ли те, кто стоит за отравлением, это скрыть? Если целью было „всего лишь" лишить жизни Скрипаля, чтобы продемонстрировать, что бывает с предателями, то они хотели бы замести следы. А если цель, напротив, была политической, например, побудить избирателей голосовать за Путина, важно показать, что это сделали русские. Для российских властей важно, чтобы их боялись».
Дания
Русские ответили сарказмом, презрением и злобой
«То, что Мэй высылает 23 дипломатов, отменяет приглашение Лаврова, а министры и представители королевской семьи не поедут на ЧМ по футболу, Путина сна не лишит… И правительство это отлично понимает, — пишет в «Берлингске» (Berlingske) Поуль Хёй (Poul Høi).
«Вот почему имеет смысл считать заявление Мэй айсбергом, большая часть которого скрыта под водой. Если русские в ближайшие дни, помимо этой химической атаки, выступят еще с какими-то провокациями или убьют еще одного диссидента в Лондоне, все невысказанные и неконкретные, но бескомпромиссные моменты в речи Мэй могут стать очень даже конкретными».
Дания обдумывает дипломатические меры против России после отравления шпиона
После выступления премьер-министра Британии Терезы Мэй датский министр иностранных дел Андерс Самуэльсен (Anders Samuelsen) сообщил, что датское правительство взвешивает возможные последствия инцидента с отравлением бывшего русского шпиона и его дочери в Великобритании в контексте отношений Дании и России.
«Мы связались с британцами, чтобы выяснить, как мы может проявить солидарность в этой ситуции», — подчеркнул Самуэльсен, как пишет «Политикен» (Politiken).
«Ситуация пугающая. То, что произошло, совершенно неприемлемо. Разумеется, мы покажем, что мы — на стороне британцев».
Финляндия
Терезе Мэй нужно нанести удар по самой больной точке России
«Отношения Великобритании и России уже очень плохие. Отравление двойного агента на территории Великобритании портит отношения стран еще сильнее».
«Чтобы ответные действия Великобритании были эффективными, они должны быть болезненными… Мэй должна решить трудную задачу, которую она себе не выбирала», — пишет в «Хельсингин Саномат» (Helsingin Sanomat) корреспондент в Лондоне Аннамари Сипиля (Annamari Sipilä).
«Великобритания считает ответы России сарказмом. Премьер страны не стеснялась в выражениях, когда критиковала Россию», — отмечает Паси Мюёхянен (Pasi Myöhänen) в «Юле» (Yle).
Германия
Много теорий, никаких доказательств
Как правило, принято исходить из того, что «при сомнении — в пользу обвиняемого». Однако если речь идет об обвинениях в адрес России, этот принцип, кажется, не действует. В деле Скрипаля есть множество спекуляций, но нет никаких доказательств. Таким образом дело бывшего агента Скрипаля оказывается в одном ряду с делом о государственной программе допинга и делом о вмешательстве в выборы в США: и в этих случаях Запад подозревает Россию, но не предоставляет убедительных доказательств, — подмечает Сабине Штёр (Sabine Stöhr) в программе «Тагесшау» (Tagesschau).
США поддержали британцев, Россию возмущает «истерическая атмосфера»
Министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен (Ursula von der Leyen) оценила отравление бывшего российского двойного агента как «тяжелый удар по международной безопасности». «Впервые после Второй мировой войны было применено страшное химическое оружие». По ее словам, теперь нельзя просто «перейти к повестке дня», пишет «Вельт» (Die Welt).
Австрия
После того как истек срок ультиматума, премьер-министр Великобритании Тереза Мэй нанесла ответный удар. И он был мощным. В список предусмотренных санкций включено требование о том, что 23 российских дипломата должны покинуть страну в течение одной недели. Это самая масштабная высылка за последние 33 года, напоминает Вальтер Фридль (Walter Friedl) в «Курир» (Kurier).
В Москве категорически отвергают все обвинения и демонстрируют жесткость.
США возлагают ответственность за покушение в Солсбери на Россию
«Штандард» (Der Standard) сообщает, что Соединенные Штаты демонстративно поддержали британского премьер-министра Терезу Мэй и ее действия в отношении России по делу об отравлении экс-агента Скрипаля в Англии. Постоянный представитель США при ООН Никки Хейли (Nikki Haley) также возложила ответственность на Россию и призвала СБ ООН «незамедлительно принять конкретные меры». Франция высказалась более сдержанно. Министр иностранных дел страны Жан-Ив Ле Дриан (Jean-Yves Le Drian) уклонился от того, чтобы назвать Россию зачинщиком нападения.