Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Германия на пороге рецессии?

© Фото : предоставлено Дмитрием ДобровымИсторик-востоковед Дмитрий Добров
Историк-востоковед Дмитрий Добров
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Похоже, что «золотой век» немецкой экономики остался позади, и по основным показателям развития ФРГ будет сползать на уровень европейских соседей. Ведущие немецкие концерны теряют позиции. Германия становится менее конкурентоспособной, она сейчас менее привлекательна для инвесторов, чем Португалия, считавшаяся до последнего времени слабым звеном Еврозоны.

Тревожные вести поступают из Германии, которая до сих пор считалась наиболее стабильной экономикой Еврозоны. По прогнозам рейтингового агентства «Сентикс» (Sentix), немецкую экономику ожидают тяжелые времена: в этом месяце международные инвесторы дали ей самую негативную оценку за девять лет. Директор «Сентикс» Манфред Хюбнер приходит к выводу, что рецессия в крупнейшей экономике еврозоны уже на пороге. Мнение, которое озвучили международные инвесторы, всего лишь «последний звоночек», есть и другие сигналы. Так, центробанк Германии снизил прогноз по росту ВВП на этот год до 0,6%, указав при этом на сильнейший спад промышленного производства за последние четыре года.

Другие аналитики настроены не столь пессимистично. Согласно Институту макроэкономики и исследований конъюнктуры в Дюссельдорфе, вероятность рецессии в Германии составляет 28%, бить тревогу пока рано. В первом квартале 2019 года ВВП вырос на 0,4%, занятость сохраняется на высоком уровне. Тем не менее, правительство ФРГ принимает меры на случай ухудшения экономической конъюнктуры, готовит промышленность к переводу на короткую рабочую неделю.

В последнем квартале 2018 страна чудом избежала технической рецессии — экономический рост был равен нулю, а в предыдущем (третьем) квартале ВВП сократился на 0,2%. Считается, то рецессия начинается после двух месяцев экономического спада, и Германия буквально прошла по лезвию ножа. Главный аналитик британского исследовательского центра «Кэпитал экономикс» (Capital Economics) Джек Аллен констатирует, что в течение всего 2018 года в Германии наблюдалось замедление экономического роста. Сокращалось потребление домохозяйств, падали инвестиции в производство, снижался экспорт.

Среди главных причин замедления роста — мировые торговые войны, развязанные президентом США Дональдом Трампом, угроза Брексита, кризис в немецком автопроме, а также жесткие экологические нормы, повышающие себестоимость продукции «Сделано в Германии». Все эти факторы давят на экспортно-ориентированную экономику Германии. Наблюдатели подчеркивают, что США являются важнейшим экспортным рынком для Германии, а Китай — главным торговым партнером, и оба эти направления больше всего страдают от вводимых протекционистских барьеров.

Единственный плюс нынешней ситуации заключается в том, что в условиях торговых войн международные инвесторы вынуждены выходить из рискованных активов и вкладываться в бумаги «надежных» стран, в том числе Германии, несмотря на нулевые и даже минусовые проценты. Это позволяет правительству ФРГ занимать деньги, однако в случае ухудшения ситуации инвесторы могут передумать. Рынок ценных бумаг уже реагирует на растущие риски в связи с замедлением экономического роста в Германии. Об этом говорит тот факт, что спред доходности немецких бондов сузился до трехлетнего минимума.

Тем временем появились данные о том, что ведущие немецкие концерны теряют позиции в мировой «премьер-лиге». Только 44 из 1 тысячи крупнейших концернов планеты представляют Германию — четвертую экономику мира. Для сравнения, в этом же списке 299 компаний из США, 146 из Японии, 79 из Китая, по 45 из Великобритании и Франции. Доходность немецких концернов увеличилась за год всего на 1,2%. В то же время финансовые показатели фирм из США и Азии выросли более чем на 10%, остальной Европы — на 7,7%. По мнению немецких экономистов, одним из негативных факторов стала слишком высокая зависимость немецкого бизнеса от глобального рынка, который переживает сейчас не лучшие времена. Однако главная причина в том, что Германия опирается на «старые» промышленные отрасли, прежде всего автопром, в то время как наиболее динамично развиваются высокотехнологичные и сырьевые концерны.

По мнению парижской «Монд» (Le Monde), проблемы немецкой экономики в значительной степени связаны с «осторожной» политикой канцлера Ангелы Меркель, которая отказывается проводить давно назревшие структурные реформы. Иными словами, немецкая экономическая машина начинает буксовать ввиду бездействия берлинского руководства. В стране ощущается нехватка квалифицированной рабочей силы, но для ее привлечения нет соответствующего законодательства, проблема обостряется в связи назревающим демографическим кризисом и выходом на пенсию поколения «беби-бумеров».

Особняком стоит проблема инфраструктуры. Железные дороги и автобаны находятся в плохом состоянии, сказываются десятилетия недофинансирования, отстает качество интернета и телефонной связи. Все эти факторы говорят о том, что Германия становится менее конкурентоспособной. Согласно недавним экспертным оценкам, Германия сейчас менее привлекательна для инвесторов, чем Португалия, считавшаяся до последнего времени слабым звеном Еврозоны. Аналитики указывают и на недостатки налоговой политики ФРГ. В то время как США, Франция и ряд других стран снижают налоговую нагрузку на бизнес, в Германии правительство практически ничего не делает для повышения конкурентоспособности отечественных предприятий. Зато федеральный бюджет в 2018 году имел профицит в 10 миллиардов евро — за счет растущих поборов с бизнеса.

Особое значение имеет кризис немецкого автопрома, который до последнего времени считался лучшим в мире. Во-первых, экологи и зарубежные конкуренты объявили войну дизелю — классической немецкой технологии, объявив ее вредной для окружающей среды. Этому способствовал громкий скандал в США («Дизельгейт»), где в 2015 году «Фольксваген» обвинили в занижении уровня вредных выбросов, это коснулось более 11 миллионов автомашин во всем мире и обошлось концерну в миллиарды евро. Во-вторых, ряд мировых автопрооизводителей форсирует переход на электромобили и гибриды, хотя их экономическая и экологическая целесообразность еще далеко не доказана, а немецкий автопром пока отстает в гонке за новые автомобильные технологии.

И все-таки, по мнению аналитиков голландского банка ИНГ (ING), хоронить немецкую экономику пока рано. Инфляция в Германии в этом году не должна превысить 1,6%, что позволяет банкам дальнейшее финансирование предприятий. Безработица находится на низком уровне (2,5% в 2018 году), растут зарплаты и внутреннее потребление, что компенсирует падение экспортных доходов, активно развивается строительный сектор. Фундамент немецкой экономики остается «солидным», а поэтапный выход из стагнации вероятнее, чем сползание в рецессию. Однако структурные реформы нельзя откладывать в долгий ящик, поскольку население стареет, международная конкуренция обостряется, а долговые проблемы Еврозоны будут и дальше давить на Германию. В любом случае складывается впечатление, что «золотой век» немецкой экономики остался позади, а по основным показателям развития страна будет сползать на уровень своих европейских соседей.