Когда стоишь на самом верху террасы Европейского центра солидарности в Гданьске и окидываешь взглядом корабельную верфь, трудно не уловить дуновение истории. Морское депо, впоследствии ставшее Данцигской судоверфью, было основано в 1844 году, после того как район вокруг города, известного тогда под немецким названием Данциг, стал частью Пруссии.
Из-за сильно выросших цен на продукты питания в 1970 году жители приморских городов Гданьск, Гдыня, Эльблонг и Щецин вышли на улицы с протестами, которые начали кораблестроители верфи. Режим ответил тем, что выставил против демонстрантов военную полицию. Минимум 42 молодых человека были убиты. Одним из застреленных был 18-летний Збигнев Годлевский (Zbigniew Godlewski), которого потом товарищи пронесли на импровизированных носилках из двери, снятой с петель, по улицам Гдыни.
Посещение выставки в Европейском центре солидарности напоминает мне о словах экономиста Фридриха фон Хайека (Friedrich von Hayek) в его «Дороге к рабству», выпущенной в 1944 году: государства, которые пытаются ввести социализм и плановую экономику, в конечном итоге потерпят крах со своими экономическими задачами — либо станут тоталитарными.
На стене висят штук пятьдесят фотографий, изображающих некоторых из многих тысяч демонстрантов, которые были задержаны в связи с протестами. На стене напротив черные заплаты скрывают лица некоторых из тех, кого убили. Эти фото, наверное, никогда не сотрутся из памяти.
Именно на судоверфи в Гданьске разразилась следующая большая забастовка против коммунистического режима, а у порта номер два в сентябре 1980 года было основано профсоюзное движение «Солидарность». Рабочие требовали лучших условий, права образовывать профсоюзы, отмены цензуры и освобождения политических заключенных. Лидером бастующих избрали Леха Валенсу (Lech Wałęsa).
Правительство приняло многие требования, но всего лишь год спустя произошел государственный переворот в результате давления со стороны Советского Союза, который беспокоился, как бы движение ни передало свои идеи другим государствам-сателлитам. «Солидарность» запретили, и тысячи членов организации были интернированы и отправлены в тюрьмы. Путем мирного сопротивления и подпольного распространения информации, однако, люди продолжали добиваться своего, и восемь лет спустя прошли отчасти свободные выборы.
События на верфи вдохновили людей на аналогичные протесты по всей стране, а идеи распространились по всему Восточному блоку. Это стало началом конца империи зла — Советского Союза. Доктрина Брежнева потерпела крах, а стремление к свободе и независимости победило. За это европейцы должны поблагодарить польских судостроителей и всех, кто участвовал в их движении.
Трудно до конца осознать, какое мужество требуется для того, что встать и потребовать соблюдения своих прав под дулами ружей. Такое нужно всегда помнить и вдохновляться этим.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 11 Если я не ошибаюсь, то польских судостроителей за это нехило отблагодарили. УНИЧТОЖИЛИ это самое польское судостроение ;) Раскрыть всю ветку (7 сообщений в ветке) 
| -5 Александр Рыбакин, оставим польское судостроение полякам,а как ситуация с российским судостроением? 
| 0 А что, в статье написано, что младогейропейсы за свою "швабоду" должны благодарить российских судостроителей? 
| 0 Но если тебе это действительно интересно, полено, а это у тебя не просто истеричный вопль "сам дурак", то с российским судостроением все в порядке. Верфи забиты заказами на годы вперед. Отрасль не справляется с растущими нуждами флота и приходится корабли еще и за границей строить. 
| 0 zigzaq, вот сейчас возрождается строительство пассажирских судов на подводных крыльях, а так же ледоколов и танкеров ледового класса. Вроде сообщали о предварительных переговорах с Грецией, у них полно островов, между которыми ходят старенькие советские СПК, им, естественно, хотелось бы их обновить на более экономичные и комфортные. 
| 0 zigzaq, оставим польское судостроение полякам,а как ситуация с российским судостроением? Регулярно бываю на Балтийском заводе. Кол-во народу работающего там за 10 лет выросло с 1500 человек до 5000. ИТР-овцы жмутся впятером в 12 метровом кабинете. Столько при СССР там никогда не работало. 
| -3 Александр Рыбакин, заказать не плохо плохо то что заказали Мистрали.И это не ошибка а преступление. 
| 0 Ты уже понял, что сморозил тупость и поэтому теперь просто болтаешь своей ерундой? 
| 0 государства, которые пытаются ввести социализм и плановую экономику, в конечном итоге потерпят крах -------------------------------- Интересно, а Катарину Кярккяйнен не смущает, что в Швеции социализм? Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 bergman, её от этого сильно корёжит, но она пока сдерживается, пытается не думать, вообще не думать... 
| 3 Как интересно! И что сейчас строят на Гданьской судоверфи? Сколько у Польши авианосцев? Что? Нету? Ну ладно, сколько танкеров? Тоже нету? Ну хоть какие-то пароходы в Польше построенные и под польским флагом ходящие есть? 
| 2 А верфи то и нет...как ветром сдуло. И бастовать теперь некому. Сантехниками разъехались по ЕС. Сегодня Польша самый бумажный тигр всего восточного блока. ВВП раздут сферой услуг. Драйвер роста бесконечные подачки ЕС, США и ФРГ. Именно из Польши пытаются сделать витрину успешности на постсоветском пространстве. Как из Грузии для бывшего СССР. Ну надо же как то объяснить румынам и болгарам почему у них нищета...Вот и говорят причина в вас самих посмотрите на Польшу. А может вам вообще Православие мешает... 
| 5 ".. стало началом конца империи зла — Советского Союза. " очень западное утверждение. Для меня лично империя зла была и остается за Атлантическим океаном, называется США. 
| 0 Польские корабли, латышский сахар - узнаваемые бренды! 
| 0 >>>>>за это европейцы должны поблагодарить польских судостроителей и всех, кто участвовал в их движении. Ну, и как там теперь с польским судостроением? За это поляки должны поблагодарить европейцев, которые просто их переварили и превратили в колонию. 
| 0 Ну, в плане сохранения исторических завоеваний, СССР и России тоже гордиться нечем. Те, кто не по своей воле оказался нац. меньшинством в ближнем зарубежье, со мной согласятся. 
| 4 "Свободная" Польша верфь закрыла, рабочих вышвырнула на улицу. Но вы продолжайте гордиться теми уродцами. 
| 0 Свобода - штука хорошая, но следует помнить нюанс: громче автора сотоварищи на луну свободы воют лишь участники организованных преступных группировок и социопаты-одиночки.
Показать новые комментарии (0)Александр Рыбакин
zigzaq
Александр Рыбакин
Александр Рыбакин
Баритон
ldv64
zigzaq
Александр Рыбакин
bergman
yarko
Ретро Град
Oleges23
KMV
fominykh_serg
SSZ
Старый солдат
Бухтяр
AndrewB
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)