Frankfurter Allgemeine Zeitung: Г-н Сартс, Россия пытается оказывать влияние на другие государства при помощи пропаганды. Так делают в разной степени все страны. Информационная война России против Запада?


Янис Сартс: Русские называют это информационной конфронтацией и рассматривают как четкий компонент международных отношений. В конфликтных ситуациях такая конфронтация особо заметна. Отличие «мягкой силы» западных государств заключается в том, что они, как правило, действуют, основываясь на проверенных фактах. С российской точки зрения, этого не нужно, решающее значение имеет интерпретация. Если необходимо, истории полностью выдумываются.


— В Германии пропаганда в ходе украинской войны стала известна в виде фабрик троллей. Сотни сотрудников наводнили интернет-сайты желаемыми комментариями. Насколько важно это сегодня?


— Троллей сначала задействовали в российском интернете, а затем и в сети за границей. Их роль уменьшилась. Важнее сегодня боты, роботы-агрегаторы мнений — в любом случае все, что касается влияния на европейские и западные государства.


— Насколько Москва в этом преуспела? От санкций она не избавилась таким образом.


— Верно, этой краткосрочной цели Москва не достигла. Но другая, долгосрочная цель важнее — ослабить единство Европы. Для этого Москва хочет оказать влияние и на выборы.


— Американские спецслужбы уверены, что Россия при помощи хакеров и публикации полученных ими документов оказала влияние на выборы в США. Что Вы думаете об этом?


— Мы опираемся только на открытые источники. Вся открытая информация свидетельствует о том, что за этим стоят российские спецслужбы. Сети ботов и страницы, которые распространяют фейковые сообщения, только укрепляют впечатление.


— Кто управляет кремлевской пропагандой?


— У нас есть доказательства, что кампании управляются централизованно с самого верха. Когда Россия начала операцию в Сирии, пропагандистский аппарат был переключен с Украины на Сирию. Каждую пятницу проходят совещания главных редакторов с людьми из Кремля, например, пресс-секретарем президента Дмитрием Песковым. Там устанавливается линия.


— Кремль поддерживает правые и левые популистские партии в других европейских странах. Вы наблюдаете поддержку АдГ и партии Левых?


— Эти партии поддерживают такие российские СМИ зарубежного вещания, как RT и Sputnik. Их истории подкрепляются сетями ботов, интернет-страницами и социальными сетями, где они присутствуют. Выходит ли поддержка за эти рамки, я сказать не могу, основываясь на открытых источниках.


— RT и Sputnik не играют большой роли в немецком медийном ландшафте. Мы преувеличиваем опасность, которая исходит от российской пропаганды?


— Конечно, Россия не оказывает такого большого влияния на Германию, как на балтийские страны. Но Россия пытается использовать слабые места и проблемы Запада. И такие проблемы, конечно, существуют, например, миграционный кризис. Россия обращается к дебатам на эту тему и пытается перевести их в русло, которое ей выгодно. СМИ и социальные сети являются только видимой частью. Есть также и сеть агентов, управляемых организаций. Например, дело Лизы. Раньше невозможно было себе представить, что могут быть демонстрации из-за выдуманной истории. Но это сработало.


— Какое вмешательство России Вы видите на выборах во Франции?


— Заметно, что RT и Sputnik работают против Эммануэля Макрона. Сейчас это еще больше станет заметно. Многое направлено уже и против Германии. Макрон — марионетка Меркель, так говорят.


— Меркель — главная цель российской пропагандистской кампании?


— Да, так. Это связано с тем, что Германия является ведущей державой в Европе. В этой роли Германия обеспечивает дальнейшее существование Европы в сегодняшнем виде. Вторая причина — четкая позиция Германии по непризнанию очередных случаев аннексии чужих территорий. Это сломало планы России по достижению соглашения с ЕС. И третье — если люди долгое время у власти, роль играют и личные моменты. Я предполагаю, это касается и Путина с Меркель.


— В Германии в сентябре состоятся выборы в бундестаг. Что Вы ожидаете, что касается российского влияния?


— В настоящий момент российская пропаганда концентрируется на Франции. Затем следует ожидать роста активности российских СМИ зарубежного вещания и социальных сетей в отношении Германии.


— Что Вы посоветуете, как против этого вооружиться?


— Я дам три совета. Общество должно осознавать, что есть попытки оказания такого воздействия. Предупрежден значит вооружен. И правительство, и СМИ должны знать, что при этом происходит. Потому что они играют в этих сценариях особую роль. Третий совет — нельзя слишком концентрироваться на сигнале другой стороны. Ведь если мы занимаемся только тем, что реагируем, возникнет опасность, что мы забудем, что важно для нас. Собственная история важнее.


— Наши слабые места в ЕС мы сделали сами, они не вызваны Россией.


— Это так. Россия это использует — кстати, в первую очередь, чтобы убедить собственное население, что в России лучше, чем на Западе. Поддержка россиян для Кремля важнее всего. Над этим ему приходится трудиться. Если другие будут бояться России, значит, они справились с задачей.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.