Соединить Азию с Европой при помощи железной дороги скоро станет проще простого. 30 октября в Азербайджане состоялось торжественное открытие 838-километровой железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Карс. Она связала столицу Азербайджана Баку с турецким городом Карс через территорию Грузии.
Ожидается, что новая магистраль (БTK), будет перевозить 1 миллион пассажиров и 6,5 миллионов тонн грузов в год. В 2025 году грузооборот может увеличиться до 50 миллионов тонн, если все будет работать, как задумывалось. Строительство железнодорожного узла между двумя континентами будет завершен в 2018 году, когда Турция заложит последний камень в железнодорожный туннель Мармарай, который строится под Мраморным морем.
БТК — это первый этап масштабного проекта строительства «железнодорожного коридора» между Азией и Европой, который, после завершения работ, будет перевозить пассажиров и грузы «из Пекина в Лондон за 12-15 дней», по словам Ахмета Арслана, министра транспорта Турции. Под угрозой находятся грузовые перевозки через Россию и Иран, а также морские перевозки. «Шелковый железнодорожный путь будет намного быстрее», — утверждают власти Азербайджана.
Однако этот проект не коснулся Армении, которую оставили за бортом, несмотря на то, что ее железная дорога, построенная во времена Советского Союза, предлагала самый короткий путь в Турцию.
Этот вариант был немыслим, потому что Армения и Азербайджан находятся в конфликте из-за Нагорного Карабаха, населенного в основном армянами и где постоянно происходят столкновения.
В знак солидарности с азербайджанским соседом Турция закрыла свою границу с Арменией в 1993 году и не собирается открывать ее в ближайшее время. У выхода из изоляции есть свои пределы.