Только овладение языком может помочь этой многоликой нации укрепить свою идентичность и дать отпор гегемонистским планам России, считает украинский философ Владимир Ермоленко.
Он называет себя мостом между Украиной и миром, а также между словом и делом. Владимир Ермоленко — философ, преподаватель Киево-Могилянской академии и журналист нескольких новых цифровых СМИ. В 2011 году он защитил в Париже в Высшей школе социальных наук диссертацию на тему: «Контрреволюционная философия во Франции после 1789 года и в России с 1905 по 1939 год». Затем он с головой погрузился в события в собственной стране. Он участвовал в революции на Майдане зимой 2013-2014 года, размахивая европейским флагом в знак протеста против российского засилья на Украине. Он принял активное участие в построении устойчивой безопасности своей страны. Владимир Ермоленко принял участие в фестивале «Выходные на востоке», который проходил в Париже до 20 ноября.
Le Monde: Как стоит проблема языка в построении украинской национальной идентичности после революции на Майдане в 2014 году?
Владимир Ермоленко: Это очень сложная история, которая уходит корнями в XIX век. Тогда украинский был языком крестьянства, как обстояли дела с местными языками и во многих других восточных странах. Города были многоязычными, в зависимости от ситуации с политическим влиянием и истории населения. Там говорили на польском, русском, идише, иногда на немецком, как например в западно-украинских городах, принадлежавших тогда Австро-Венгрии. В период Украинской народной республики с 1917 по 1920 год в городах наблюдалась активная украинизация, однако СССР впоследствии исказил эту тенденцию и превратил ее в «лингвицид»: он «убивал» украинский, искусственно сближая его с русским. Если откроете русско-украинский словарь 1961 года, то увидите, что перевод всех русских слов на украинский дан калькой с русского. После такой русификации украинского люди уже не знали, на каком языке говорят.
Вопрос языка занимает центральное место в нынешних усилиях по гражданскому и национальному подъему, однако он весьма деликатен. Дело в том, что на самом деле в Киеве все говорят по-русски. Продавщица или таксист могут внезапно перейти на русский. Я сам учился на русском. Меня воспитывали дедушка и бабушка, которые были просоветскими коммунистами, а в школе уроки шли на русском. Украинский я выучил лишь после поступления в университет. То есть, я не был исключением из числа тех, для кого русский — родной язык. Сейчас я говорю и пишу лишь по-украински, но это было осознанное решение и политический выбор. Хотя мы с женой выросли в русскоязычной среде, дома мы говорим только по-украински. Тем не менее я узнал, что наша девятилетняя дочь говорит по-русски. Не знаю, где она этому научилась… Может быть, в школе. Для дочери русский — язык детей, а к взрослым она обращается по-украински. Русская культура по-прежнему сохраняет доминирующее положение, что бы мы ни делали. Это означает, что национальное преобразование еще не произошло, и что оно будет долгим.
— Разве не абсурд, что дети читают Гоголя в украинском переводе?
— Владение русским, разумеется, представляет собой богатство для украинцев, но я думаю, что нужно переводить как можно больше русской, английской или французской литературы для развития языка. По правде говоря, если выбирать между изучением английского и русского в школе, я бы выбрал английский, поскольку первый отрывает весь мир, а второй — только русский мир.
Я не поддерживаю политику принудительной украинизации. Я бы предпочел жить в двуязычной стране, чего нельзя сказать сегодня. Украинский — государственный язык, язык власти и образования. Он очень медленно становится языком культуры, но не является языком торговли и улицы, по крайней мере, в городах. При этом русский язык вот уже 20 лет является аргументом пропутинской пропаганды против независимости Украины. Поэтому тот факт, что украинский язык находится в меньшинстве в Киеве, представляет собой серьезную проблему. Я не пытаюсь ничего драматизировать. Но хочу сказать: нужно быть бдительными.
— Как вы сегодня представляете себе украинскую идентичность?
— Идентичность и национальная идея — это очень важная тема. Как и везде, существует две концепции нации: этническое или гражданское сообщество. Этническая концепция была бы более простым вариантом и копией политики Путина, который видит в Украине колыбель православной церкви, насаждает русский язык и преследует крымских татар.
Украинские же реалии, с учетом истории, отличаются многообразием. Так, например, в религиозном плане существуют три православные церкви, а также греко-католики, протестанты, иудеи, мусульмане (татары) и атеисты, к которым относит себя значительная часть населения. Это многообразие является, как мне кажется, одной из основополагающих черт украинской национальной идентичности. С ним соседствуют большой индивидуализм и недоверие к власти. В политическом плане это означает невозможность добиться единогласия. Люди предпочтут беспорядок или даже хаос диктатуре: даже пришедший к власти после «оранжевой революции» Виктор Ющенко и ставший президентом после Майдана Петр Порошенко не получили подавляющего большинства на выборах (39% первый и 54% второй).
— Революция 2014 года была названа «Евромайданом», поскольку стала проявлением «веры в Европу», которой по большей части лишились люди на западе континента. Как обстоят дела с этой верой сегодня?
— До Майдана вопрос стоял следующим образом: в какую сторону повернуться Украине? Тогда одна треть населения ориентировалась на Россию, вторая — на Европу, а третья молчала. Сегодня Россия представляет большую угрозу: аннексия Крыма и война на востоке значительно сократили число сторонников Москвы, а треть нерешившихся, скорее, выступает за Европу. Но я бы не сказал, что пророссийские течения уже не смогут взять реванш. Они опираются на разочарование в Европейском союзе. «Смотрите сами: вы совершенно не нужны Западу, разве что как дешевая рабочая сила». Такая риторика сейчас набирает обороты.
С другой стороны, отсылка к Европейскому союзу — очень сильный маркер для внутренних реформ, расширения демократии и экологии, большей открытости рынка. Тем не менее перспектива вступления в ЕС стала, как мне кажется, опасным аргументом. Прежде всего потому, что это явно не в планах самого Евросоюза: там нет ни намека на политическую волю к интеграции Украины, а сама идея расширения ЕС дала сбой. Я понимаю эту позицию. С точки зрения Брюсселя, Парижа и Берлина, вступление Чехии, Венгрии и Словакии стало катастрофой: несмотря на полученный в результате прирост экономики, эти страны сегодня охвачены евроскептическим настроем и голосуют за радикальных ультранационалистов. Как бы то ни было, украинцу, который рисковал жизнью на Майдане под европейским флагом, трудно принять такую точку зрения.
Я первым говорил о том, что Европа заинтересована поддержать Украину, поскольку та представляет собой фронт сопротивления стремлению Путина уничтожить сам ЕС. Думаю, сегодня следует работать над сближением с Европой с помощью политики небольших шагов. Первым является столь долго оттягивавшееся соглашение об ассоциации, которое вступило в силу в сентябре. Упрощение визового режима для украинских граждан — вторым. Наконец, нельзя не отметить символическое значение проведения в Киеве финала Лиги чемпионов УЕФА в 2018 году. Все это может также коснуться инвестиций в промышленность, новые рынки, культуру… Может быть, однажды Украина вступит в ЕС, может быть — нет. В любом случае, строительство страны не должно зависеть от этого вопроса. В противном случае может сформироваться обида, которая создаст плодородную почву для российских и пророссийских популистов.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 1 В фамилии пропустили букву "й" Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 Не мы такие, жизнь такая ..., а у них его продают, в смысле - портвейн есть в Европе? Кто из камрадов в курсах? 
| 0 Консервативный реакционер, ну, тащем-та, портвейн по происхождению - вино португальское (внезапно). И португальские портвейны так же на голову выше массандровских, как те - выше всякой лабуды типа "777" и пр. 
| 3 "Почему Украина должна говорить на украинском языке" --------------------------------------------------- Потому что он придуман Западом. 
| 6 Философ Ермоленко участвовал в революции на Майдане зимой 2013-2014 года, размахивая европейским флагом в знак протеста против российского засилья на Украине… - настоящий философ должен сидеть в бочке и размышлять. А, если он размахивает флагами на майданах, то он - не философ, и сидеть ему придется уже не в бочке, а в тюремной камере! 
| 13 За последние 20 лет мы увидели латышских политологов, эстонских дипломатов, польских стратегов, финских визионеров, американских интеллектуалов, настала очередь и для украинских философов. Надеюсь, ряд продолжится говорящей обезьяной, удивительное рядом. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 1 Уважаемый olgval, боюсь, что говорящие обезьяны вполне могут признаться, что произошли от украинских философов - так что будем несколько снисходительнее - к такой правде господа украинские философы пока не совсем готовы! 
| 4 В 2008 г. Институт Гэллапа, который трудно заподозрить в пророссийской деятельности, провел в нескольких постсоветских странах социологическое исследование, посвящённое русскому языку. Они поступили умно - не стали задавать респондентам прямой вопрос о родном языке, а вместо этого предлагали выбрать опросник на том языке, который более удобен респонденту. На Украине 83% участников выбрали опросник на русском языке. 
| 5 В противном случае может сформироваться обида.... Этими "обидами" и живут укры. Другого не дано убогим. 
| 2 Быть идиотом можно и не будучи свидомым украинцем. А вот наоборот... 
| 5 "В период Украинской народной республики с 1917 по 1920 год в городах наблюдалась активная украинизация" ,- это когда гетман Скоропадский немецкие ботинки вылизывал, а Петлюра резал всех не щирых? После двадцатых язык хохлам придумывал и вводил в обращение галичанин Грушевский, ему и предъявляйте. 
| 7 Какая страна, такие и "философы". У фейковой нации и философы фейковые. Ничего у них нет своего, ни языка, ни философии, ни культуры, все это им придумано сначала поляками, затем австрийцами, а позже большевиками. Вот и получился народ-франкенштейн, скроенный из обрывков других культур, языков и обычаев. Я еще не говорю про так называемый "украинский национальный костюм", который чуть менее, чем полностью слизан с турецкого, вплоть до сапогов и красных шаровар. А уж про фирменные турецкие усы, которые с гордостью носят укронацисты, и говорить нечего. 
| 1 По правде говоря, если выбирать между изучением английского и русского в школе, я бы выбрал английский, поскольку первый отрывает весь мир, а второй — только русский мир. ------------------------------------------------- Он бы шире раздвинул, да уже некуда. Раскрыть всю ветку (4 сообщений в ветке) 
| 1 Стёпа-Дядя, это его "политический выбор" в "университете" (Могилянке). Путь в Европу — маршрут к выгребной яме и американскому рабству (это поняли уже сами европейцы). Что автор перечислил? "отсылка к Европейскому союзу — очень сильный маркер для внутренних реформ, расширения демократии и экологии, большей открытости рынка" Внутренние реформы — борьба коррупционеров с коррупцией, казнакрадство и правовой беспредел. Демократия — когда запрещена половина партий, оппозиция физически истребляется и не делается ничего без согласования с Вашингтоном. Экология — страна-свалка токсичных отходов, угрозы аварий, Гмо экспериментов. Открытый рынок — свалка для европейского неликвида по завышенным ценам. Сильно открыл свой внутренний рынок ЕС для украинских товаров? Если строить свою идентичность на разрыве вековых связей, репрессиях, холопстве перед международными бандитами, то это путь к потере государственности. Руина даано просто территория. 
| -3 Стёпа-Дядя, Теперь повернись и ноги раздвинь ; открывай для себя мир. 
| 0 komrad.kozjakov, ну, знаешь. Ты уж сам этим занимайся. Есть любители. 
| 0 Уважаемый Стёпа-Дядя, "если выбирать между изучением английского и русского в школе, я бы выбрал английский" - а проще было бы выбрать русский и английский. украинский - оставить маргиналам. Вспоминается смелое заявление мистера Порошенко: "Украинская армия без всякого сомнения входит в пятёрку сильнейших армий на территории Украины". С языком у них та же проблема.
Показать новые комментарии (0)Не мы такие, жизнь такая ...
Консервативный реакционер
Принц Датский
mig
hermes
olgval
konoko
Miss Understanding
Алексей (Крюково)
0ncnjqybr
N 99
Жукомух
Стёпа-Дядя
Чтоб я так жил
komrad.kozjakov
Стёпа-Дядя
konoko
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)